МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ИМЕЮЩИМИ ЗАТРУДНЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ИМЕЮЩИМИ ЗАТРУДНЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Направление деятельности Акценты в обучении Срок Ответственный Примечание
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель:
-определение фактического уровня знаний детей;
-выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
Сентябрь Учителя-предметники Данные по неуспевающим учащимся взять из сводной ведомости успеваемости за прошлый год.
2.Анализ текущей успеваемости учащихся Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата За 2-3 недели до конца четверти Учителя-предметники Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.
3. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком В течение учебного года
По мере необходимости педагог-психолог
логопедом,
социальный педагог Проведение индивидуальных бесед с ребенком и его родителями, с целью выявления причин отставания в учебе.
4. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания Сентябрь, в начале каждой учебной четверти, далее корректировать по мере необходимости В план учителю включить обязательно:
*контрольный срез знаний детей.
*индивидуальную работу по ликвидации пробелов.
*ведение тематического учета знаний слабых детей.
*ведение работ с отражением индивидуальных заданий.
5.Осуществление контроля:
-качества проведения индивидуально – групповых и консультативных занятий;
-эффективности опроса слабоуспевающих учащихся на уроках;
-ведение дневников, тетрадей слабоуспевающими учащимися;
-работа учителей предметников с тетрадями слабоуспевающих учащихся По плану внутришкольного контроля Заместитель директора по УВР
Классные руководители
Заместитель директора по ВР
Учителя предметники Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.
6.Собеседования с родителями слабоуспевающих учащихся Один раз в четверть Администрация школы, учителя, классные руководители Проведение индивидуальных бесед с родителями, с целью выявления причин отставания в учебе.
7. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий Инструктировать о порядке выполнения работы. В течение учебного года Учителя предметники Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.
8.Обучение слабоуспевающих учащихся навыкам самостоятельной работы Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. В течение учебного года Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих .Более тщательный контроль их деятельности , указание на ошибки, проверка, исправления
9.Создание ситуации успеха для слабоуспевающих учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
В течение учебного года Учителя-предметники Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
10.Обучение слабоуспевающих навыкам работы с текстом учебника и навыкам выполнения домашних заданий Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль. В течение учебного года Учителя-предметники Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий
11.Привлечение слабоуспевающих учащихся к внеурочной работе по предмету Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях во внеурочной работе. В течение учебного года Учителя-предметники 12.Индивидуализация домашних заданий с учетом возможностей и интересов учащихся Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. Давать домашние задания с учетом возможностей и интересов учащихся В течение учебного года Учителя-предметники Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
13. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. В течение учебного года Учителя-предметники Тематический учет знаний покажет, что западает у ученика, над чем должен индивидуально работать учитель. Анализ листов индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
14. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками Обеспечивать в ходе обучения повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. В течение учебного года Учителя-предметники Проведение индивидуальных бесед с учениками, с целью выявления причин отставания в учебе.
15.Проведение встреч с родителями, школьными специалистами (педагогом-психологом, врачом, логопедом, социальным педагогом) с целью установления причин неуспеваемости По мере необходимости педагог-психолог
логопедом,
социальный педагог Проведение индивидуальных бесед с родителями, с целью выявления причин отставания в учебе.
16.Проведение мониторинга системы работы с учащимися имеющими затруднения в усвоении программы Педагогический совет В конце учебного года Администрация школы