Презентация дистанционного занятия по подготовке к ГИА по теме «Пунктуация сложного предложения (задания В7, В8, В9)» (9 класс)


Подготовка к ГИА по русскому языку. Задания В7, В8, В9 формата ГИА по теме «Пунктуация сложного предложения» Подготовилаучитель русского языка и литературы МБОУ «Фатежская средняя общеобразовательнгая школа №1» Фатежского района Курской областиТ.А.Толмачева Цель занятия Вспомнить правила постановки знаков препинания в сложном предложенииОстановиться на случаях, вызывающих затруднения при постановке знаков препинанияПотренироваться в выполнении заданий В7, В8, В9 Основные виды сложных предложений Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложнымиСредства связи простых предложений: интонация, союзы, союзные слова. сложные предложения союзные бессоюзныесложносочиненные сложноподчиненные ССП СПП ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП Шелестят зеленые сережки, горят серебряные росы.НО! [---=] и [=] Для счастья людям нужен мир не нужна война. Запятая перед союзом и не ставится, если в ССП есть общий второстепенный член. и и СТРОЕНИЕ СПП Я с нетерпением ждал, когда Вадим расскажет о своей поездке. [ ], (когда )Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам. (Чтобы ), [ ] Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели. [ и , (когда ), ] Способы присоединения придаточных предложений к главному Подчинительные союзы;Союзные слова;Частица ЛИ (присоединяет придаточное изъяснительное к главному: Я долго сомневался, стоит ли мне идти на эту встречу.) Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными Последовательное подчинение Последовательное подчинение Мы уверены, что справимся с заданиями, которые нам предложат на экзаменах. Запомните главные признаки СПП с ОДНОРОДНЫМ подчинением: 1. Минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных; 2. Оба придаточных зависят от главного; 3. Придаточные отвечают на один и тот же вопрос;4. Придаточные относятся к одному и тому же типу; 5. Придаточные присоединяются к главному чаще одинаковыми союзами или       союзными словамию  6. Придаточные могут быть связаны союзом И, тогда запятая между ними не  ставится;7. Во втором (третьем и т.д.) придаточном подчинительный союз или союзное  слово может отсутствовать, но его легко воспроизвести по первому придаточному; 8.  Придаточные могут находиться в середине главного Запомните главные признаки СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением: 1. Минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных; 2. Оба придаточных зависят от главного; 3. Придаточные отвечают на разные вопросы; 4. Придаточные относятся к разным типам; 5. Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными      словами;6. Главное  может находиться перед придаточными или между ними. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ РАЗЛИЧАЙ! И [ ], НО [, (ЕСЛИ ), ] [ ], (ЧТО, (КОГДА ), ) И [ ], НО [ (ЕСЛИ ),ТО ] [ ], (ЧТО (КОГДА ), ТО) Потренируемся в выполнении заданий В7, В8, В9 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.Он,(1) не торгуясь,(2) заплатил тридцать рублей.Звали его Трифоном Петровичем. Он был какой-то уютный,(3) весёлый и простой человек,(4) и хозяйка с первого же дня привыкла к нему,(5) как к своему. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Мы поужинали,(1) и,(2) когда мальчик задремал,(3) Холин рассказал мне об Иване.– Понимаешь,(4) мы не раз уговаривали его поехать в суворовское училище. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать,(2) пахнущую сеном и свежим бельём,(3) и проваливаюсь,(4) как в пух. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.Огромный Бой бегал,(1) деятельно обживал новые места,(2) но,(3) когда они повернули за угол дома,(4) исчез. За домом был пустырь,(5) а на нём орава ребятишек с  усердием колотила  ногами  по  мячу. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения,связанными подчинительной связью. Я пришёл к Пожалостиным,(1) сказал,(2) в чём дело,(3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски,(4) завёрнутые в чистый рушник. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения,связанными подчинительной связью. Наиля посмотрела на меня пристально,(1) покачала головой. Она не могла понять,(2) а я не мог объяснить ей,(3) что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Потом  садится  и,(1)  увидев,(2)  что  за  окном  дождь,(3) огорчённо,(4) с сердитой озабоченностью восклицает… В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. До рассвета она металась возле дома,(1)часами сидела на черёмухе,(2)под окном,(3)слушала,(4)не запищат ли малыши. Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже – от своих детей. (9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье... Среди предложений 54–61 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. – (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас. – (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева. (57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву. Среди предложений 10–16 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. – (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить. – (13)Ну, нам с тобой делить нечего, – отвечал Трифон Петрович, улыбаясь. – (14)Прямо с тобой душа отошла, – говорила Поликарповна, – а то уж в людей вера пропадать стала. – (15)Вера в человека – это самая большая вещь, – отзывался Трифон Петрович. – (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя. Среди предложений 30–37 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани. (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал: – (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.Все двинулись к дверям,(1) в классе оставался только Петруха Васильев,(2)который спокойно,(3) ни на кого не обращая внимания,(4) что-то писбл в тетради. Среди предложений 12–17 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания. (17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. Среди предложений 12–16 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений. (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые...