Авторская (адаптированная) программа элективного курса «Познай себя».


Пояснительная записка
к авторской (адаптированной) программе элективного курса
«Познай себя».
Данная авторская (адаптированная) программа разработана на основе программы Л.П. Сверч «Профессиональный выбор: секреты выбора профессии» (Иркутск, 2007г., утверждена на заседании городского координационно-методического совета Центра информационно- методического и психологического обеспечения Управления образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска). Программа соответствует государственному стандарту и учебному плану.
Основная задача средней ступени обучения состоит в том, чтобы помочь подросткам в выборе профиля обучения, направления дальнейшего образовательного маршрута, подготовить их к жизни и труду в современном обществе, способствовать их социализации и социальной адаптации в условиях постоянно меняющегося мира, помочь девятиклассникам в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями и возможностями, стимулировать выпускников к продолжению образования. Часто у школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Школьная программа не дает учащимся в полной мере знания о человеке, его способностях, и, следовательно, не учит выбору профессии и соответствующего образования. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов. У них нет целостной научной картины окружающего социального мира, знания о нем недостаточны и примитивны. У многих учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Все это определяет необходимость обратить особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути.
Цель курса- повышение у учащихся 9-ых классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Задачи:
Повысить информационную готовность к зрелому выбору:
Информировать учащихся и родителей о современных потребностях рынка труда (современные профессии, структура рынка труда, квалификационные требования к специалистам, условия работы и т.д.) и образовательном пространстве города
(количество и наименование учебных заведений и факультетов, перечень специальностей, условия обучения, количество учебных мест, возможности обучения и трудоустройства).
Повысить мотивационно- ценностную готовность к зрелому выбору: сформировать у выпускника самооценку, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование, наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией.
Повысить практическую готовность: умение учитывать свои возможности при выборе профессии; умение делать осознанный выбор и нести за него ответственность.
Элективный курс рассчитан на 17 часов и предназначен для учащихся 9-х классов любого профиля.
Курс состоит из трех блоков:
Информационный блок (3 часа).
Диагностический блок (5 часов).
Практический блок (9 часов).
Элективный курс «Познай себя» рассматривает понятие «выбор» с двух сторон: выбор профессионального и личностного пути. Если человек выберет правильную профессию, то он будет успешен и как личность, и, наоборот, если человек будет успешным как личность, то он сумеет сделать адекватный выбор профессии. Таким образом, элективный курс направлен на решение сразу двух важнейших задач старшего подросткового возраста- личностного и профессионального самоопределения. А для этого необходимо дать учащимся максимум информации и научить использовать полученную информацию при построении своей личностной и профессиональной траектории.
Для организации занятий используются следующие формы: лекции, диагностирование, деловые игры, упражнения, групповые дискуссии.
Осуществление контроля в рамках реализации элективного курса ожидается через ряд мероприятий:
Самостоятельные работы.
Зачеты по пройденным темам в различных формах (рефераты, творческие проекты и т.д.)
После изучения курса учащиеся должны знать: правила выбора и пути получения профессии, типичные ошибки при выборе профессии, способы представления себя на рынке труда. Уметь: составлять профессиограммы профессий, формулы профессий, владеть навыками самодиагностики и уметь анализировать полученные данные, уметь учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии, составлять резюме.
Содержание программы элективного курса «Познай себя»
Информационный блок
Цель: расширить представление учащихся о современном мире профессий, о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и возможную сферу профессиональной деятельности.
Задачи:
1). Познакомить учащихся с понятиями «успешность», «профес-сиональный выбор», «профессиограмма», «ценностные установки», «зрелый выбор».
2). Дать девятиклассникам информацию о секретах и правилах выбора профессии, о схеме описания и анализа профессий, о типичных ошибках при выборе профессий.
3). Показать выпускникам наиболее эффективные способы предъявления себя на рынке труда.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план»;
- роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
Тема 1. Профессиональный выбор: секреты выбора профессии (1 час).
Составляющие зрелого выбора: информационная, мотивационно- зрелостная и практическая готовность.
Профессиональный план- программа профессионального самовоспитания.
Ошибки при выборе профессии: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии.
Пути получения профессии. Формула успеха: хочу- могу- надо.
Тема 2. Профессиограмма- характеристика профессии, в которой описаны ее способности, содержание и характер труда.
Профессиограммы профессий «юрист», «менеджер» и других (по выбору учащихся).
Формула профессии- последовательность букв, соответствующая описанию профессий.
Самостоятельная работа.
Тема 3. Человек на рынке труда (1 час).
Групповая дискуссия на тему «За что люди получают зарплату».
Как получит информацию о вакансиях.
Как составить резюме.
Собеседование с работодателем: подводные камни.
Диагностический блок
Цель: оказание помощи учащимся в профессиональном и личностном самоопределении через диагностику и самодиагностику.
Задачи:
Изучение эмоционально- личностной сферы учащихся;
Изучение способностей учащихся;
Изучение профессиональных предпочтений и склонностей учащихся;
Научение учащихся навыкам самодиагностики и умению анализировать полученные данные.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- понятия «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
основные качества мышления;
- определение понятия «способности», виды способностей; особенности интеллектуальной сферы;
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
Учащиеся должны уметь:
- определять тип своего интеллекта;
- определять ведущую модальность;
- определять тип своего мышления;
-работать с картой диагностики, выстраивать профессионально- личностный профиль.
Тема 4. Эмоционально- личностная сфера (2 часа).
Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».
Методика «Опросник Айзенка».
Тема 5. Профессиональные интересы, способности и склонности (2 часа).
Методика «Краткий отборочный тест» Бузина.
Методика на определение ведущей модальности.
Методика «Определение типа мышления»
Методика «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши.
Методика «Анкета интересов- 120» Голомштока.
Методика «Определение предпочитаемого типа профессии» Е.А.Климова.
Методика «Оценка профессиональной направленности личности» Дж. Голланда.
Тема 6. Работа с результатами диагностики (1 час).
Работа с Картой диагностики. Выстраивание профессионально- личностного профиля.
Практический блок
Цель: Научить учащихся применять результаты самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.
Задачи:
1.Научить учащихся составлять алгоритмы по
- анализу своих сильных и слабых сторон;
-принятию решений;
-самоанализу и способу определения целей;
Научить учащихся навыкам планирования своего жизненного и профессионального пути.
Стимулировать у подростков личную ответственность за использование результата самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- как учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии, используя результаты диагностики;
- навыки самодиагностики;
- определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
- анализировать полученные диагностические данные;
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
- делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
-строить личный профессиональный план.

Тема 7. Умение учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии, используя результаты диагностики (3 часа).
Упражнение «Мои сильные и слабые стороны».
Деловая игра «Торг»
Упражнение «Окно Иогари»
Упражнение «Торг»
Упражнение «Объявление в газету»
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Тема 8.Планирование профессионального пути (3 часа).
Упражнение «Мои цели».
Упражнение «Лестница».
Упражнение «Умение планировать свою профессиональную жизнь».
Упражнение «Спящий город»
Тема 9. «Совместная выработка алгоритма принятия решения»
(2 часа).
Упражнение «Строительство своей жизни».
Упражнение «Дорога в горы».
Упражнение «Плюс, минус, интересно».
Упражнение «Рисунок - дорога в жизнь».
Итоговые задания для зачетной работы (на выбор) (1 час).
Разработать профессиограмму и формулу интересующей профессии.
Написать резюме.
Разработать и защитить перспективный план профессионально- личностного развития на 5 лет.
Собрать, обработать и представить информацию о современном рынке учебных заведений г. Братска: адрес, контактные телефоны, факультеты и отделения, вступительные экзамены и т.д. (о выбранной профессии).
Написать вывод о соответствии результатов диагностики с профессиональным выбором.