Программа курса Познай себя



Программа
психолого-педагогического сопровождения
внеурочной деятельности 5-х, 6-х классов
с учетом введения ФГОС ООО
«Познай себя»
(основы психологических знаний)
педагога-психолога
























Пояснительная записка.

Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека.
Как известно, важнейшим содержанием психического развития школьников становится развитие самосознания, у детей возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке.
В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Его волнуют вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Кем я буду?» и т.п. Интерес к себе, собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для учащегося остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, в выборе жизненного пути.
Цель программы:
Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи программы:
Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
2. Помочь взрослеющему человеку в стремлении познать себя, понять себя-достаточно полно и правильно.
3. Формировать навыки самосовершенствования, самосознания и самоконтроля.
4.Формирование нравственных личностных качеств.
5. Способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся, формирования навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
6. Создание условий для снижения тревожности.
Настоящая программа рассчитана на год обучения детей 10 – 12 лет.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 1 академический час. Группа состоит из 12-15 человек.
При организации деятельности с обучающимися используются следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия, психолого-педагогические тренинги, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач. Ведется специальная тетрадь с творческими заданиями, вырезки из газет и журналов, материалы анкет и тестов.
Для успешного осуществления занятий необходимы следующие условия: репродукции, литература, тесты, опросники, магнитофон и записи для проведения занятий по релаксации.



















































№ п/п
Раздел программы
Количество часов

I.
«Кто я и мои друзья» (введение в психологию).

1.
Открой самого себя (ярмарка достоинств)
2

2.
Зачем надо знать себя (методика Дембо_- Рубинштейн).
2

3.
Что такое жизнь и как она возникла?
1

4.
Адаптационное занятие «Планета моего класса»
3

5.
Страхи, часть нашего Я (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса)
2

6.
Групповое занятие, тема: «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся).
2

7.
Групповое занятие, тема: «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся).
1

8.
Групповое занятие, тема: «Принятие себя» (снижение уровня тревожности учащихся).
1

II.
«Самые оригинальные» (творчество)

1.
Психология творчества (творческое отношение к действительности)
1

2.
Креативность (диагностика)
1

3
«Мы фантазируем» (элементы арттерапии)
2





III.
«Какой я умный» (развитие познавательных способностей)

1.
Развиваем память (методика «Заучивание 10 слов»)
1

2
Интеллект ( Тест Амтхауэра)
2

3
Способности, как они проявляются.
1

4
Мыслительные способности (методика «Исключение слов»).
1

5
Что такое общение?
1

6
Язык жестов. Можно ли общаться без слов?
1

7
Характер. Как проявляются черты характера. Характер и успехи в школе.
1

8
Темперамент (опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента)
2

9
Воображение
1

11
Сосредоточенность и внимание.
1

12
Восприятие и его свойства.
1

13
Ощущение
1

IV.
Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития.


Подготовка и защита творческих проектов
2



34
































Содержание занятий:
I раздел: «Кто я и мои друзья» (введение в психологию).
Открой самого себя (ярмарка достоинств) - 2 часа
Знакомство с причинами, которые заставляют человека обращаться к самопознанию.
Приемы самопознания. Проведение рефлексии в отношении самого себя. Составить свой комплексный психологический портрет, используя средства информационных технологий. Дать обратную связь. Разработать программу саморазвития в отношении самого себя.
Зачем надо знать себя (методика Дембо_- Рубинштейн) – 2 час.
Систематизировать и обобщить знания о самих себе. Учащиеся должны научиться представлять систематизированные знания о себе в виде презентации, выполненной средствами Microsoft Power Point, отражать обобщенный материал в виде истории, сказки, метафоры. Методика Дембо_- Рубинштейн.
3.Что такое жизнь и как она возникла? – 1 час.
Знания о существующих гипотезах возникновения жизни. Взращивание и преобразование духовного опыт учащихся посредством создания особого, насыщенного ценностями и смыслами воспитательного пространства: опыта рефлексии и совместной рефлексии, опыта понимания себя и других, опыта проблематизации (определения воспитанником актуальных для него проблем бытия), опыта сотрудничества в определении и решении данных проблем.
4. Адаптационное занятие «Планета моего класса» - 3 часа.
Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.
5. Страхи, часть нашего Я (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса) – 2 часа.
Формирование представления о том, что такое страх, о плюсах и минусах страхов. Овладение приемами коррекции страхов и умение применять их на практике. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
6. Групповое занятие, тема: «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся). -2 час.
Обучение способам осознания и отреагирования эмоций, навыкам расслабления, снятие телесных зажимов. Способствовать повышению самооценки.
7. Групповое занятие, тема: «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся). – 1 час.
Актуализация позитивного опыта. Упражнения для разрядки агрессивных эмоций.
8. Групповое занятие, тема: «Принятие себя» (снижение уровня тревожности учащихся) – 1 час.
Повышение поддержки от окружающих, повышение самооценки.
II раздел: «Самые оригинальные» (творчество)
Психология творчества (творческое отношение к действительности) – 1 час.

«Мы фантазируем» (элементы арттерапии) – 1 час.

Креативность (диагностика) – 2 часа.

III радел: «какой я умный» (развитие познавательных способностей)
Развиваем память (методика «Заучивание 10 слов») – 1 час.
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Диагностическая процедура: методика «10 слов».

Интеллект ( Тест Амтхауэра) – 2 часа.
Психологическая характеристика интеллектуальной деятельности. Притча «Сообразительны и глупый ученик». Тест Амтхауэра.

Способности, как они проявляются – 1 час.

Понятие способности. Задатки, способности и деятельность. Как развиваются способности.

Мыслительные способности (методика «Исключение слов») – 1 час.
Понятие мышление. Роль образов в процессе переработки информации. Методика «Кубики» Амтхауэра.
Что такое общение? – 1 час.
Расширить у учащихся понятие «Общение». Показать роль общения в жизни людей. Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.
Язык жестов. Можно ли общаться без слов?- 1 час.
Понятие невербальные средства общения. Показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания. Помочь учащимся преодолеть замкнутость, скованность (развитие двигательного раскрепощения).
Характер. Как проявляются черты характера. Характер и успехи в школе. – 1 час
Что такое характер? Как проявляются черты характера. Черты характера и способности.
Темперамент (опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента) – 2 часа
Темперамент и характер. Психологические характеристикитемпераментов. Что такое темперамент? Опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента.
Воображение – 1 час.
Понятие воображение. Виды воображения.

Сосредоточенность и внимание – 1 час.
Что такое внимание. Виды внимания. Развитие внимания в детском возрасте. Методика Мюнстерберга (и ее модификации).
Восприятие и его свойства – 1 час.
Понятие термина восприятие. Способы восприятия.
Ощущение – 1 час
Что такое ощущение. Виды ощущений. Развитие ощущений.

IV раздел: Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития.

Подготовка и защита творческих проетов – 2 часа.


























Библиографический список.
1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.
2.Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. 2001. № 33.
3.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1996.
4.Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекпионно-развивающей работы с учащимися 5 классов. СПб., 1994.
5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
6.Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. СПб., 2002.
7.Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988.
8.Краткий психологический словарь. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М., 1985..
9.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С. 131-137.
10 Лютова Е. К, Монина Г.Б.. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2001.
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007.
12.Микляева А.В., РНумянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.
13.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
14.Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2002.
15.Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000.
16.Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков. М., 1977.
17.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11-18.
18.Прихожан А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Ас тапов. - СПб.. 2001. - С. 143-156.
19.Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи... М., 1996..
20.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. М., 1999.
21.Фопель К. Психологические группы. М., 2000.
22.Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема// Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-35.
23.Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.















15