Программа курса «Познай себя»
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Программа курса «Познай себя»
Класс 5
Учитель: Митрофанова Татьяна Станиславовна
Программа составлена на основе «Дополнительной образовательной программы
курса психологии «Познай себя»,
автор программы педагог-психолог Митрофанова Татьяна Станиславовна
/лицензирована программа в 2011г, Приказ ДО №88 от 28.01.11г./
г. Губкинский
2014 год
Пояснительная записка
Предлагаемый курс «Познай себя» рассчитан на 0,5 часа в неделю в 5-х классах, всего 17 часов. Главной задачей данного курса является научить детей познать себя, как работать над собой, как ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих, способствовать отношениям взаимной помощи и поддержки в семье, в коллективе, умению общаться, и быть просто воспитанными.
Изучая науку - психология, учащиеся, научаться лучше познавать окружающий мир, входить во взаимодействие с этим миром, познавать мир природы и людей, развивать и совершенствовать свои возможности думать, чувствовать, говорить, а также адекватно оценивать своё поведения.
В пятом классе учащиеся приступят к изучению психических свойств личности, к которым относятся способности, характер, темперамент. А также будут затронуты познавательные процессы такие как: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, эмоции, воля, речь. Так как познавательные процессы являются фундаментом психических процессов.
Программа курса разработана с учётом усвоения познавательных процессов, опираясь на учебно-методическое пособие Селевко Г.К. «Самосовершенствование личности», и предназначена для учащихся 5-го класса средней школы в качестве учебного пособия по разделу «Познай себя» (самопознание).
Цель: Максимальное содействие психологическому и личностному развитию подростка.
Развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения, а так же создание условий для выявления подростками своих положительных качеств, потенциалов, способностей.
Актуальность программы обусловлено тем, что подростковый период – важнейший этап жизни человека, часто сопровождающийся острым переживанием своего взросления (агрессия, непослушание, алкоголь, школьные трудности). Групповые психологические занятия дают возможность подросткам поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе, обсудить важные для них темы, высказать свою точку зрения, утвердиться в собственной ценности, что является необходимым условием личностного развития и разрешения психологических проблем.
Задачи:
Побуждение учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания
Осознание необходимости самосовершенствования, постановка целей.
Приобщение учащихся к самонаблюдению, самоанализу.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- овладевают приемами самовоспитания;
- самоанализ своих качеств;
- формируют направленности личности: интересы, взгляды, убеждения, нравственность;
- формируют черты характера – самостоятельность, требовательность, ответственность,
организованность, трудолюбие.
Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся (воспитанников), а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
Образовательные:
Краткая история развития науки психология.
Влияние физического и психического здоровья на организм человека.
Овладеть формами работы такими как: тренинг, игра, работа в малых группах, круглый стол.
Ознакомить с содержанием и основными правилами при работе в тренингах, играх, малых группах, круглом столе.
Развивающие:
Развивать познавательные процессы учащихся.
Развивать нравственные качества учащихся.
Развивать творческую деятельность учащихся.
Воспитательные
Воспитывать морально-волевые, эстетические качества;
воспитать социальную направленность взаимоотношений школьников в коллективе, приобщить к общественно полезной деятельности, к решению общественно важных задач.
Развивать жизненно важные качества, как дисциплинированность, исполнительность, коммуникабельность, чувство долга, товарищества, коллективизма и взаимопомощи.
Условия набора: 5-е классы.
Режим занятий:
Количество занятий в неделю и их продолжительность:
1 занятие по 40 минут; в год –17 часов.
Наполняемость учебных групп по годам обучения:
направленность психолого-педагогическая – до 25 человек.
Особенности и формы организации образовательного процесса
Дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач.
Строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки.
Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.
Использование разнообразных организационных форм, средств, методов и приемов.
Гибкая информационная система контроля знаний, умений и навыков.
Планирование учебных занятий согласовано с общим планом работы школы.
Основной формой занятия является навык позитивного настроя.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
- промежуточная – зачёт;
- итоговая - зачёт.
Ожидаемый результат:
К концу обучения учащиеся 5-х классов должны:
Овладеть понятиями данного курса;
Самостоятельно совершенствовать свои возможности думать, чувствовать, говорить, а также адекватно оценивать своё поведения;
Находить правильные ответы и правильно оценивать жизненные ситуации;
Овладеть практическими занятиями, такими как тренинг, игра, групповая работа, круглый стол, дискуссия;
Уметь подчинять личные интересы коллективным.
Учебно-тематический план по курсу «Познай себя» для одного пятого класса
№ п/п Наименование тем Количество часов
Теория, практика Дата
Введение 1 час 06.09.13г.
Знакомство с собой 1 час 13.09.13г.
Образ вашего Я 1 час 20.09.13г.
Посмотримся в зеркало 1 час 27.09.13г.
Я и окружающие 1 час 04.10.13г.
Вы – человек и вы – личность 1 час 11.10.13г.
Оценивание себя 1 час 18.10.13г.
Как вы воспринимаете окружающий мир 1 час 25.10.13г.
Внимание, внимание! 2 часа 01.11.13г.
Мир эмоций 1 час 15.11.13г.
Темперамент пятого типа 1 час 22.11.13г.
Воля. Самостоятельность 1 час 29.11.13г.
Решение проблем 1 час 06.12.13г.
«Я» в общении 1 час 13.12.13г.
Богатство вашей личности 1 час 20.12.13г.
Заключение 1 час 27.12.13г.
Итого: 17 часов 17 часа
Содержание программы
Раздел: самопознание (теоретическая подготовка)
Знакомство с собой. Что такое психология? Внешние и внутренние качества человека?
Образ вашего Я. Что такое образ Я?
Посмотримся в зеркало. Что, как и кого можно увидеть в зеркале? Тест на упитанность.
Я и окружающие. Кто меня окружает. На какие подгруппы делится моё окружение (ситуация-проба). Зачем человеку социальные связи.
Вы – человек и вы – личность. Что такое знания, умственные способности, доброта, трудолюбие, ответственность, самостоятельность, оптимизм, человек, личность. +Оценивание себя. Что такое самооценка. Виды самооценки. Как наблюдать за собой. Как правильно себя оценивать.
Как вы воспринимаете окружающий мир. Пять основных органов чувств. Что такое ощущение, восприятие, представления?
Внимание, внимание! Что такое внимание? На какие виды внимание делится. Упражнение – тест «Насколько вы внимательны?»
Мир эмоций. Что такое эмоции, чувства, тревожность. Виды эмоций. Причины эмоций. Зачем нам нужны эмоции?
Темперамент пятого типа. Краткое знакомство с понятиями нервные волокна, мозг. Что такое темперамент? Виды темперамента.
Воля. Самостоятельность. Что такое воля, целеустремлённость, настойчивость, выдержка, решительность, мужество и смелость, дисциплинированность? Решение проблем. Что такое проблема? Виды проблем? Ситуации-пробы «Дайте совет».
«Я» в общении. Что такое общение? Какие качества важны для продуктивного общения? (работа в группах)
Богатство вашей личности. Подведение итогов. Беседа
Раздел: самопознание (практическая часть)
Знакомство с собой. Упражнение «Знакомство с собой», «Узнай себя».
Образ вашего Я. Упражнение «Узнавание», «Мой портрет в лучах солнца» (творческая работа).
Посмотримся в зеркало. Упражнение «Зеркало». Упражнение «»Возрастные изменения»
Я и окружающие. Упражнение «Круг моих связей и отношений с окружающими», « Групповое число».
Вы – человек и вы – личность. Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо».
Обсуждение за круглым столом «Мысли мудрых людей».
Оценивание себя. Упражнение «Ветер дует на …», Анкета для родителей «Знаете ли вы своего ребёнка», и детей «Знаете ли вы себя».
Сходство и различие наших Я. Упражнение «Что у нас общего?» , «Ветер дует на …». Игра
Как вы воспринимаете окружающий мир. Игра «Загадочный свёрток». Упражнение «Знаю ли я своего друга (подругу) »
Внимание, внимание! Игра «Пишущая машинка», «Похвастайся соседом». Упражнение «Что изменилось?», упражнение-игра «Муха», упражнение «Текст», упражнение- игра «Распределение внимании». Игра «Слуховое внимание», «Весёлая семейка».
Мир эмоций. «Эмоции в мимике». Игра «Подарок», «Моё настроение». Тест «Уровень тревожности».
Темперамент пятого типа. Тест на темперамент, на темп деятельности. Игра «Я прав, что я…».
Воля. Самостоятельность. Тест «Сила воли».Круглый стол на тему: Какое(ие) качество(а) личности важнее при достижении поставленной цели?
Как мы думаем. Игра «Подарок».
Логика мысли. Тренинг «Остров дружбы».
Решение проблем. «Поругайся овощами», «Доброе животное».
«Я» в общении. Тренинг «На какого сказочного героя я похож».
Богатство вашей личности. Тренинг «Интервью».
Используемая литература:
1. Агрешков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. М., 1996.
2. Большая психологическая энциклопедия. М., 2007.
3. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М., 1990.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.
5. Горбушина О. Психологический тренинг. П., 2007
6. Детская энциклопедия. Т. 7. М., 1966.
7. Дриллема Б., Гудман С. Что в нутрии человека. М., 1994.
8. Коломенский Я.Л. Человек среди людей. М., 1970.
9. Коломенский Я.Л. Человек: психология. М., 1986.
10. Кон И.С. Открытие «Я». М.. 1978.
11. Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1977.
12. Маленкова Л.И. Человековедение. М., 1993.
13. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого «Я». М., 1976.
14. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся 10-11-х классов. М., 1995.
15. Петровский А.В. Популярные беседы по психологии. М., 1983.
16. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 1993.
17. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? М., 1988.
18. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1968, 1972 и др.
19. Рожков М.И. и др. Познай себя. М., 1993.
20. Селевко Г.К. Познай себя. М., 2006.
21. Словарь Психология М.,1990.
22. Что вы знаете о себе/ Сост. С. Степанов. М., 1994.