Как диалогическое обучение развивает навыки учащихся на уроках английского языка.
КГУ «Урицкая средняя школа № 1»
Доклад
«Как диалогическое обучение развивает речевые навыки учащихся
на уроках английского языка»
Подготовила: Стонис Д.С.
(учитель английского языка)
2015
Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в нашей общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке — одна из самых острых проблем современной педагогической науки.
На сегодняшний день встает проблема развития речевых навыков школьников. Так как наши дети могут знать отлично грамматику, читать, писать, но, к сожалению, им трудно выразить свои мысли на английском языке. Для полноценного развития учащегося, необходимо развивать речевые навыки иностранного языка. А как это сделать, совершенно другой вопрос… Побывав на трехуровневых курсах повышения квалификаций учителей, я познакомилась с семью модулями. Один из которых является новый подход: групповая деятельность и диалогическое обучение. (ГД, ДО)
На втором месяце практики курсов я кропотливо работала над этим видом обучения учащихся. Составляла краткосрочное планирование, во главу угла которого было диалогическое обучение. Прежде чем приступить к практике, я изучила соответствующую литературу о том, как диалогическое обучение способствует улучшению речевых навыков на уроках английского языка.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и результативности в обучении.
О важности диалогического обучения говорил Александер, он утверждал, что посредством диалога учителя могут выявлять «здравый смысл» учащихся, взаимодействовать с их идеями и помогать им в преодолении непонимания. В то же время они практикуют новые способы использования речи в качестве инструмента для формирования знания.
Для того чтобы помочь развить речевые навыки, наиболее эффективными приемами являются дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции, ролевые игры. Задача учителя не давать каким-то ученикам задания для выполнения, а побуждать их к самостоятельному анализу ситуаций, конструированию своих знаний, иначе называется саморегуляцией.
Владению разговорной речью достигается путем практических тренировок в языковом общении. Своим учащимся я советую регистрироваться на сайтах, где можно найти англоговорящих друзей, начать с ними чат или разговор по скайпу. Нынешние дети стали продвинутыми в этой области. Чаще всего их можно застать в онлайн – режиме. Поэтому я создала несколько конференций для каждой группы, обговариваем в какое время начать урок-общение и тему для обсуждения. Вначале в ход идут самые простейшие фразы: hi, how are you? What are you doing now? И так далее. Затем бурное обсуждение темы применяя новые слова выученные на уроках. Моя задача, как учителя, обязательно давать обратную связь.
На уроках все ситуации обыгрываются в парах, затем в группах переходя плавно в полилоги. Важно чтобы школьники в дальнейшем могли не только понять партнера-собеседника, поддержать разговор, ответить на реплику. Изучаемый материал необходимо максимально приблизить к повседневной жизни. В процессе дискуссий развиваются способности школьников к самостоятельному решению творческих задач. Они учатся свободно выражать свое мнение, управлять собственными эмоциями и сотрудничать с другими людьми. Идет коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, предложений, идей. Так учащиеся с удовольствием обсуждают проблемы молодежи, субкультуру, роль СМИ в жизни общества, виды путешествий, свои увлечения, будущую профессию, взаимоотношения с друзьями или в семье, проблемы экологии, школьную жизнь и др.
Я убедилась, что в ходе такого совместного обучения среди учеников имеет важное место на уроках английского языка в развитии речевых навыков и умений. Когда мои ученики в парах бурно обсуждают новый материал и пытаются объяснить друг другу, в ход идут жестикуляции, отстаивание своей точки зрения. Для меня видеть это просто огромное удовольствие, как исследовательская беседа дает плоды.
На каждом уроке я старалась давать разнообразные задания. И все эти задания сводились к тому, чтобы они учились говорить на иностранном языке через диалогическое обучение. На первом уроке дети разрабатывали диалог пока по готовому шаблону. Им нужно было задавать вопросы, соблюдая грамматическую структуру. На этом этапе мне помог модуль обучения критического мышления.
Я заметила, что детям нравится разыгрывать разные ситуации, при составлении диалога они входили в азарт, спрашивали, как еще можно ответить или спросить в той или иной ситуации, а это значит, что у них повысился интерес к учебной деятельности, что немало порадовало меня. Когда я разбивала учащихся на пары, я старалась применить социально-ситуативный подход, чтобы сильный ученик сотрудничал с учеником со средним уровнем обученности, а средний ученик со слабым, или наоборот, сильный со слабым, слабый со средним и так далее. И увидела результат - слабые ученики старались не отставать от сильных, и даже на уроке во время составления диалога они пытались «зубрить» слова, чтобы не подводить сильных учащихся.
В ходе учебного процесса, хочу отметить, что детям понравилось работать в группах и принимать участие в диалогическом обучении исходя из анкетирования детей. Понаблюдав за учащимися, я пришла к выводу, что таким образом они больше узнают друг от друга, учатся сотрудничать и помогать. Работа в парах развивает не только речевые навыки, но дружелюбное отношение друг к другу. Все это играет большую роль в учебном процессе для каждого ученика.