Научно-исследовательская работа Влияние подвижных игр на адаптацию в коллективе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Влияние подвижных игр на адаптацию в коллективе
Бец Константин Александрович,
учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория
г. Ялуторовск, 2014г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
Глава I.
Адаптация в коллективе через организацию подвижных игр во внеурочное время
6
1.1
Психологические особенности среднего школьного возраста
6
1.2
Подвижные игры как путь к адаптации ребенка в коллективе
7
1.3
Функции подвижных игр
8
1.4
Подвижные игры как средство воспитания положительных взаимоотношений у учащихся среднего школьного возраста
10
Глава II.
Экспериментальное исследование влияния подвижных игр на адаптацию в коллективе
14
2.1
Описание экспериментального исследования и хода эксперимента
14
2.2
Обоснованность отбора подвижных игр
15
2.3
Диагностика и анализ результатов исследования.
17
Заключение
21
Список литературы
22
Приложения
24
ВВЕДЕНИЕ
Подвижная игра – это сознательная, активная
деятельность ребенка, характеризующаяся
точным и своевременным выполнением заданий,
связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Франц Лесгафт.
Природа формирования детского коллектива достаточно сложна. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. С момента поступления в школу ему открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников, учителей и других учащихся. При переходе из начальной школы в основное звено меняется статус школьника, его ведущей деятельностью, кроме учебной, становится проба себя во внеурочной занятости. В это время происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. В общении ребенка со сверстниками не только осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Проявляя социальную активность, каждый школьник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная деятельность, организуемая в условиях свободного общения, способствуют физическому развитию школьников,
вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия от совместной работы в коллективе и успешной адаптации в нем.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. С переходом их одной ступени обучения на другую отмечается увеличение коллективных связей и взаимоотношений между школьниками. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка ведущей деятельностью в школе.
Благоприятный психологический климат в коллективе дает возможность ребенку пройти плавно период адаптации без болезненного влияния на его психические процессы. Игра является одним из ведущих факторов, способствующих процессу адаптации учащихся в школе.
В данной работе будут рассмотрен процесс детской адаптации в коллективе, под влиянием внеурочной совместной деятельности через организацию подвижных игр.
Цель работы: Влияние подвижных игр, организованных во внеурочной деятельности в параллели 5 классов, на адаптацию в коллективе.
Гипотеза: способствуют ли подвижные игры, организованные во внеурочной деятельности, успешной адаптации 5-классников в коллективе.
Задачи:
·изучить список литературы по теме исследования;
·изучить особенности адаптации детей в коллективе на этапе среднего школьного возраста;
· изучить характер взаимоотношений учащихся в данной возрастной группе и его влияние на формирование психологического климата в данной параллели;
·изучить положительное влияние проведения подвижных игр на адаптацию учащихся в коллективе среднего школьного возраста.
Объект исследования: процесс адаптации в коллективе.
Предмет исследования: процесс успешной адаптации учащихся в коллективе через подвижные игры.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- изучение передового педагогического опыта;
- диагностика;
- наблюдение;
- статистическая обработка данных.
База исследования: параллель 5 классов МАОУ «СОШ №3" г. Ялуторовска.
ГЛАВА I. АДАПТАЦИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Психологические особенности среднего школьного возраста
Школьному коллективу присущи общность целей, адекватность мотивов совместной деятельности, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений учащихся создаются в процессе целенаправленной организации их деятельности. Сегодня вопросы, связанные с адаптацией в коллективе, выдвигаются на первый план работы школы.
Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Существенной психологической особенностью подростков среднего школьного возраста является ярко выраженная потребность в общении, которая удовлетворяется в различных видах урочной и большей степени внеурочной деятельности. Общение подростков – это особая сфера деятельности, с помощью которой происходит реализация чувства взрослости и усвоение моральных норм общения. Не случайно ведущая деятельность в подростковом возрасте - общение в различных формах. Поэтому, чтобы усвоение норм общения протекало под контролем специалистов, необходима организация внеурочной деятельности учащихся.
Одной их форм занятости учащихся 5 классов во внеурочное время в нашей школе организована секция «Подвижные игры».
Подвижные игры как путь к адаптации ребенка в коллективе
Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из действенных методов формирования положительной адаптации в коллективе выделяли игру. Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. В период адаптации 5-классников к новым условиям жизнедеятельности в школе наиболее значимые изменения происходят и в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу.
Адаптация 5-классников процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Игра - один из тех видов учебной деятельности, которым пользуются педагоги в целях адаптации детей, обучая их различным способам и средствам общения. В игре школьник развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых зависят успешность в любой деятельности, его отношения с людьми.
Игра не исчезает в среднем школьном возрасте, она приобретает новые формы и новое содержание. Непосредственно игра во внеурочное время оказывает на ребенка определенное просветительное и воспитательное влияние. В игре формируются все стороны психики школьника. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра является сильным средством воспитания учащихся среднего школьного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие учащегося заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые он переживает во время игры, и способен приложить много усилий для достижения общих целей.
Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений, и таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей.
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Правила игры учащиеся воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.
Функции подвижных игр
1.Социокультурная функция.
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ученик ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации школьника. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство - физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения.
2. Коммуникативная функция.
Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать другого, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Школьник учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа - между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды.
3. Диагностическая функция.
Игра способствует определению отклонений в поведении школьника. Играя, ребенок может нарушить правила или в ответственный момент выйти из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?
4. Коррекционная функция.
В большинстве случаев игры призваны помочь гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, защищает детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.
5. Развлекательная функция.
Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает, ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И, чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.
Подвижные игры как средство воспитания положительных взаимоотношений у учащихся среднего школьного возраста
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра поможет учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых школьников, способствовать успешной адаптации в коллективе. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх можно лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Играя и реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Подвижные игры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому подвижные игры - это не только средство полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта. Диапазон их применения безграничен.
Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми, оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.
В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата.
Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными, совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.
Значение игр возрастает благодаря возможности широкого их пользования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде, на коньках - это отличное средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.
Систематическое применение подвижных игр совершенствует двигательные возможности и обеспечивают полноценное освоение «школы движений», куда прежде всего входят бег, прыжки, метания. При желании этот круг может быть значительно расширен и включать весь комплекс жизненно важных навыков. Под влиянием игровых условий эти навыки превращаются в умения, значительно расширяющие возможность их применения в самых различных условиях и сочетаниях.
Под воздействием присущего игре соревнования значительно активнее развиваются все физические качества, и прежде всем быстрота, ловкость, сила и выносливость. Все это способствуем формированию двигательной сферы детского организма.
Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование - качества очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще.
Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.
Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них - активность и самостоятельность играющих, соревновательный характер и коллективность действий в непрерывно меняющихся условиях. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха, т.е. происходит сплочение школьного коллектива.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА АДАПТЦИЮ В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Описание экспериментального исследования и хода эксперимента
Для подтверждения нашей гипотезы о том, что способствуют ли подвижные игры, организованные во внеурочной деятельности, спешной адаптации 5-классников в коллективе, мы составили программу опытно-экспериментального исследования, которое включает в себя:
1. Определение уровня дезадаптации учащихся 5 классов и занимаемого статуса в коллективе в начале учебного года;
2. Организация внеурочной занятости: подвижные игры.
3. Изменение уровня дезадаптации учащихся 5 классов и занимаемого статуса в коллективе на конец учебного года;
4. Обобщение полученных данных.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в параллели 5-классов МАОУ «СОШ №3» г. Ялуторовска в 2013-2014 учебном году. В параллели 79 учащийся, 40 мальчиков и 39 девочек. Учащиеся параллели иногда бывают, агрессивны, особенно мальчики, в некоторых моментах показывают невоспитанность, некоторые дети между собой не общаются даже в классе, часто возникает конфликт между мальчиками 5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классов.
Анализируя беседы с классными руководителями 5-классников можно сделать вывод, что среди детей данной параллели достаточно резкое выделение «лидеров», «предпочитаемых», «принятых» и «изгоев». Классы разбиты на несколько групп, но в совместной внеклассной деятельности эти группы иногда сплачиваются, интересен тот факт, что «изгоев» игнорируют все группы и внимание им уделяется только с подачи учителя, что говорит о низкой сплоченности в параллели и дезадаптации некоторых учащихся в коллективе.
2.2 Обоснованность отбора подвижных игр
Для организации исследования подвижные игры были выбраны не случайно. Правильно организованный игровой двигательный режим не только укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности учащихся, но и способствует успешной адаптации учащихся, смене социальных ролей в процессе игры, что особенно важно, благодаря этому психоэмоциональные и физические способности детей развиваются гармонично.
Подвижные игры обладают еще одним достоинством: их соревновательный характер приводит к эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие увлекаются и забывают об усталости, что положительно сказывается на эмоциональном фоне детей.
В процессе исследования я, как педагог стремился:
– укреплять здоровье занимающихся;– воспитывать необходимые морально-волевые качества;– формировать организаторские способности;– содействовать успешной адаптации учащихся в коллективе;– учитывать психофизические особенности каждого ребенка.
Чтобы адаптация детей прошла более успешно в коллективе, было необходимо:
– из числа известных игр выбрать ту, что в большей степени способствуют адаптации в коллективе (Приложение 3);
– оценить доступность игр и соответствие физическому и умственному развитию играющих (Приложение 4). Излишняя сложность игры снижает интерес к ней, а чрезмерная простота не требует мобилизации и поэтому не развивает;
В игровой деятельности создаются благоприятные условия не только для адаптации, но и для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребенка, поскольку:
– создают условия для их активности;
– предоставляют возможность выбора;
– создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;
– предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения для своих товарищей;
– нацеливают на способ достижения результата;
– учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;
– развивают учебно-познавательные мотивы.
Кроме всего выше изложенного, необходимо отметить, что игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Игры развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, а также в гимнастике, спорте и туризме. Правила и двигательные действия подвижной игры закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.
Каждую подвижную игру мы использовали для воспитания положительных нравственных качеств, укрепления воли, развития творческой активности детей. Игровая деятельность дает больше эффекта, так как всегда связана с возникновением и развитием между играющими определенных отношений, что способствует успешной адаптации, активному общению детей, установлению контакта с одноклассниками.
Строгие и четкие правила в подвижных играх способствуют упорядочиванию взаимодействия участников, дисциплинируют учащихся и устраняют излишнее возбуждение.
2.3 Диагностика и анализ результатов исследования.
В октябре 2013-2014 учебного года была проведена диагностика в параллели 5-х классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», всего обследовано 79 учащихся (100%).
Цель диагностики:
Определение уровня социально-психологической адаптации.
Выявление группы школьников испытывающих трудности в новых социальных условиях.
Для исследования были использованы:
Социометрический тест – предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:
- измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
- выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии – антипатии («лидеры», «звезды», «отвергаемые»).
2. Методика «Шкала симптомокомплексов школьной дезадаптации»
Цель: выявление симптоматики школьной дезадаптации учащихся. «Карта наблюдений» заполняется классным руководителем на основе своих впечатлений и наблюдений. Наблюдения классными руководителями проводились по 15 – симптомам: неустойчивая работоспособность, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная расторопность, непослушание, пассивность на уроке, скованность при ответах, растерянность при замечаниях, неуверенность, капризность, плаксивость, обидчивость, раздражительность, агрессивность, грубость. Результаты адаптации пятиклассников представлены в таблице 1 (Приложение 1)
Из данных таблицы, приведенных на начало и конец 2013-2014 учебного года видно, что более успешно адаптация пятиклассников прошла в 5 «Б» классе. Количество дезадаптированных детей на начало учебного года в параллели 5-х классов - три человека, что составляет 4% от общего количества. К концу года наблюдается положительная динамика, что подтверждает отсутствие дезадаптированных детей. Количество учащихся со средней степенью дезадаптации на начало года составляло 5% - 4 учащихся. Положительная динамика на конец учебного года составила 3%. Из общей картины можно отметить, что наиболее успешно прошла адаптация в 5 «Б» классе, процесс нормальной адаптации у 96%. При более детальном изучении причин дезадаптации психологом было выявлено, что часть детей - 3% проживают в социально неблагонадежных семьях, а часть детей - 87% попала в данную группу в связи с физиологическими и возрастными изменениями, остальные учащиеся – 10% имеют высокую самооценку, а так же причиной может быть увеличение количества учащихся, за счет детей поступивших из православной гимназии. Однако, затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требования разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Можно предположить, что на успешность процесса адаптации пятиклассников влияет и занимаемый статус в коллективе (Приложение 2 Таблица 2).
Анализируя данные таблицы 2 видно, что 55% учащихся (на начало учебного года) входит в группу предпочитаемых для общения («лидеры» и «предпочитаемые»), к концу года данный показатель составляет 95%, что говорит о сплочении и успешной адаптации учащихся в коллективе. Количество «изолированных» учащихся на начало учебного года, к кому относятся индифферентно, практически в обоих классах одинаково и составляет треть от общего числа пятиклассников (22%). Классным руководителям и специалистам службы школьного сопровождения необходимо отслеживать социальный статус именно этой категории детей, так как при недостаточном внимании со стороны взрослых эти дети могут пополнить ряды «пренебрегаемых» для общения.
Здоровье ребенка, его эмоциональное, физическое и психическое развитие и социально – психологическая адаптация в значительной степени определяют внешней средой, теми условиями, в которых он живет.
Поэтому службой школьного сопровождения было предложено проведение подвижных игр для положительной тенденции в перестройке коллектива, повышения сплоченности, формирования положительного психологического климата, как в самих классах, так и в параллели 5-х классов. Начиная с октября 2013 года, в параллели 5-х классов систематически проводились различные подвижные игры при организации внеурочной деятельности (Приложение 3).
К декабрю 2013 года учащиеся этих классов, стали хорошо общаться между собой, не только девочки с девочками и мальчики с мальчиками, а и мальчики с девочками, прекратились ссоры на переменах между мальчиками. Вначале исследования играли в подвижные игры учащиеся только по настроению, ближе к концу учебного года уже все учащиеся.
Таким образом, в ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы: положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения. Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно. Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие. Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.
При помощи соответствующих методов исследования мы подтвердили гипотезу исследования положительного влияния подвижных игр, организованных во внеурочной деятельности на адаптацию в коллективе.
Обработав результаты исследования, мы выяснили, что для формирования дружеских взаимоотношений у школьников необходима организация их внеурочной занятости, как в классе, так и в параллели. Школьники с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее десятилетие развития психологической науки проблемы адаптации в коллективе, казалось бы, потеряли актуальность. Почти прекратились исследования коллектива и процессов, происходящих в нем.
Средний школьный возраст - особо ответственный период, т. к. является возрастом становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений в коллективе класса, школы. У детей среднего школьного возраста идет активное сплочение коллектива под влиянием внеурочной совместной деятельности. Удачным фактором способствующим формированию коллектива, коллективных взаимоотношений и спешной адаптации в нем, является организация подвижных игр во внеурочное время.
В нашем исследовании мы рассмотрели с теоретических позиций структуру, закономерности функционирования и развития адаптации в коллективе посредством подвижных игр, уделили внимание исследованию отношений и предпочтений в классе.
Кратко обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что успешная адаптация в коллективе возможно при особенном отношении к совместной внеурочной деятельности через организацию подвижных игр. Все это проявляется в психологическом климате коллектива. Успешная адаптация играет ведущую роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Блинова Н. Г. Игры учащихся – феномен культуры / Волгоград - 2011. 231 с.
Буш Э. С. Неприятие и виктимизация со стороны сверстников: процессы, опосредствующие связь между отторжением группой сверстников и учебной деятельностью: дайджест // Психология обучения. – 2009. - N 8. - С. 14-16.
Гольцова Л. Н. Адаптаци детей в игре// Там же. – 2012. - N 12. - С. 68-70.
Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. - 2011. - N 2. - С. 30-33.
Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2013. - N 8. - С. 9-13.
Григорьева М. Социальные установки и отношения родителей как метасистема школьной адаптации их детей // Педагог. диагностика. - 2008. - N 4. - С. 69-76.
Ермакова И. Цена адаптации и как ее снизить // Там же. - 2011. - N 4. - С. 248-256.
Кириллова М. Г. Последствия жестокого обращения и трудности школьной адаптации // Шк. здоровья. – 2006. - N 3. - С. 23-37.
Крамаренко Н. С. Методика проведения подвижных игр // Вестн. Ун-та Рос. Аккад. Образования. – 2007. - N 2. - С. 37-39.
Куклина Н. Б. Формирование адаптивных качеств учащихся. Из опыта работы социального педагога в общеобразовательной школе // Начальная шк. – 2002. - N 11. - С. 71-75.
Литвиненко Н. В. Обучение как игра // Школьные технологии. - 2012. - N 3/4. - С. 178-181.
Платонов В. Н. Индивидуальная адаптация школьников к физической нагрузке // Физ. Культура : воспитание, образование, тренировка. - 2007. - N 6. - С. 31-32, 49-50.
Хагес Ж. Влияние учительско-ученических и родительско-ученических отношений на снижение достижений при работе в классе // Социология образования. – 2008. - N 8. - С. 102-103.
Цылев В. Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психолог. Наука и образование. – 1999. - N 3/4. - С. 31-37.
Шкуричева Н. А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная шк. – 2008. - N 8. - С. 15-19.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Таблица 1
Показатели адаптации учащихся 5-х классов
Классы/
уровень дезадаптации
Количество учащихся 79 (%)
5 «А» класс
26 учащихся
5 «Б» класс
27 учащихся
5 «В» класс
26 учащихся
Итого по школе
79 учащихся
Начало
года(%)
Конец
года (%)
Начало
года(%)
Конец
года (%)
Начало
года(%)
Конец
года (%)
Начало
года(%)
Конец
года (%)
Норма
24-92
25-100
26 – 96
27-96
22 – 84
25-96
72 – 91
77-97
Средняя степень
1 – 4
0
1 – 4
1-4
2 – 8
1-4
4 – 5
2-3
Ярко выраженная
1 – 4
0
0
0
2 – 8
0
3 – 4
0
Приложение 2
Таблица 2
Статус личности в коллективе
Классы/
статус
личности
5 «А» класс
26 учащихся
5 «Б» класс
27 учащихся
5 «В» класс
26 учащихся
Итого по школе
79 учащихся
Начало
года(%)
Конец
года (%)
Начало
года(%)
Конец
года (%)
Начало
года(%)
Конец
года (%)
Начало
года(%)
Конец
года (%)
Лидеры
3 – 12
2-8
7 – 26
6-22
4 – 15
4-15
14 – 18
12-15
Предпочитаемые
11 – 42
22-85
8 – 30
19-70
10 – 39
22-85
29 – 37
63-80
Изолированные
6 – 23
1-4
6 – 22
1-4
5 – 19
0
17 – 22
2-3
Пренебрегаемые
4 – 15
1-4
2 – 7
1
5 – 19
0
11 – 13
2-2
Отвергаемые
2 – 8
0
4 – 15
0
2 – 8
0
8 – 10
0
Приложение 3
«Заяц без логова»
Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это «домики» или «логово зайца». Выбираются двое водящих - «заяц» и «охотник». Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т. е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и убегает от охотника. Если охотник осалит зайца, то они меняются ролями.
«Не зевай!»
Играющие сидят на стульях вдоль стены. Водящий, стоя перед ними, придумывает рассказ (импровизацию) с приключениями. Внезапно, обрывая рассказ в интересном месте, он восклицает: «НЕ ЗЕВАЙ!»
Все играющие должны вскочить, добежать до противоположной стены, дотронуться до нее рукой и вернутся на свое место. Водящий бежит вместе со всеми и стремится поскорее занять одно из свободных мест. Тот, кто останется без стула, становится водящим и продолжает начатый рассказ.
«Сантики-сантики-лим-по-по»
Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние... За это время играющие выбирают, кто будет «показывающим» (будет показывать разные движения). Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. В его задачу входит определить, кто показывает всем движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры хором произносятся слова «Сантики-сантики-лим-по-по». В незаметный для водящего момент показывающий демонстрирует новое движение, все должны мгновенно его перенять. У водящего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.
«Белки, орехи, шишки»
Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя «беличье гнездо». Между собой они договариваются, кто будет «белкой», кто - «орехом», кто - «шишкой». Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: «белки», «шишки», «орехи». Если он сказал «белки», то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: «орехи», то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, становится орехом.
«Капканы»
Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т. е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят - тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.
«Берег и река»
На земле чертятся две линии на расстоянии примерно в один метр. Между этими линиями «река», а по краям - «берег». Все ребята стоят на «берегах». Ведущий подает команду: «РЕКА», и все ребята прыгают в «реку». По команде «БЕРЕГ» все выпрыгивают на «берег». Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих. Например: «БЕРЕГ, РЕКА, РЕКА, БЕРЕГ, РЕКА, РЕКА, РЕКА...». Если по команде «БЕРЕГ» кто-то оказался в воде, то он выходит из игры. Выходят из игры также те невнимательные игроки, которые во время команды «РЕКА» оказались на «берегу». Игра продолжается до тех пор, пока не определится самый внимательный участник.
«А я не тормоз»
Все играющие стоят в кругу плечом к плечу и повернувшись лицом к центру. Они рассчитываются по порядку, и каждый запоминает свой номep. Водящий стоит в центре круга, у него нет своего места, но есть номер - например, ноль. Он должен быстро назвать два номера. Играющие, номера, которых назвали, должны поменяться. А ведущий должен успеть занять место одного из игроков. Тот, кто остался без места становится ведущим при этом он говорит: «А я не тормоз», остальные отвечают: «А мы заметили», после чего игра продолжается и называются два других числа.
«Подмигиши»
Все играющие стоят парами по кругу, один игрок за спиной у другого. Руки у всех опущены вниз. На линии круга стоит и водящий. У него за спиной нет партнера. Он должен подмигнуть кому-нибудь из игроков первой линии. Тот, кому подмигнули, бежит со своего места и встает за спиной водящего. Но у него это может не получиться, потому что игрок второй линии внимательно следит за водящим и если видит, что подмигнули его партнеру, может удержать его. Если он успел это сделать, водящий вынужден подмигивать до тех пор, пока его подмигивание не окончится результативно. Если же игрок второй линии не среагировал вовремя и не успел схватить первого игрока, он становится водящим, т. е. встает в первую линию и сам начинает подмигивать.
«Эстафета»
Группа выстраивается в несколько колонн. Перед каждой стоит ряд кеглей. Первый человек закрывает глаза и пытается, петляя их обойти, а группа подсказывает ему направление движения. Сложность состоит в том, что когда все группы начинают кричать одновременно, выделить из общего шума команды своей группы крайне проблематично.
«Ромбы» (красные и синие)
Участники игры делятся на две группы путем вытягивания синих или красных карточек. На обратной стороне этих карточек написаны числа: 10, 20, 30, 45, 75, 100. Необходимо поймать всех противников и, кроме того, набрать как можно больше очков.
Игра ограничена на условно ограниченной территории. Если встречаются два участника одного цвета или с одинаковым количеством очков, то они мирно расходятся в разные стороны. Если встретились красный и синий, то пленником становится тот, у кого меньшее количество очков. Тот, у кого очков больше, забирает карточку «пленника» и приплюсовывает его очки себе. Игра продолжается до тех пор, пока карточки не соберутся у нескольких игроков – победителей.
«Золотые ворота»
Количество участников: 16 -20 человек (четное количество).
Возраст участников: 9 -13 лет.
Двое ведущих становятся лицом друг к другу и, взявшись за руки, поднимают их вверх - это «ворота».
Остальные игроки образуют цепочку, крепко взявшись за руки.
«Ворота» произнося считалочку:
Золотые ворота,
Пропускают иногда
Пропускаем раз,
Пропускаем два,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Цепочка игроков в то время, пока ведущие произносят слова, должна быстро пройти сквозь «ворота». Проходить через ворота игроки должны, пока не закончились слова.
Произнося самые последние слова считалки, «ворота закрываются» - участники резко отпускают руки. Те игроки, которые оказались внутри, «укрепляют ворота» - покидают своих друзей и начинают вместе с ведущими ловить оставшихся участников. Постепенно количество участников в воротах увеличивается, а цепочка становится все меньше и меньше. Два игрока, оставшихся последними, - победители, они и станут новыми «воротами».
Приложение 4
«Сыщики-разбойники»
Возраст участников: любой.
Количество участников: до 20 человек.
Участники делятся на две группы: «сыщики» и «разбойники» - равные по силе. Оговариваются пределы территории, на которой будет проводиться игра. Разбойники убегают (на это им дается определенное время), и потом сыщики разыскивают их по стрелкам, оставленным разбойниками.
Также может быть использован пароль, который сыщики должны узнать, чтобы победить разбойников. Команды не должны разделяться, когда ищут или убегают. Стрелки разбойников могут быть обманными и должны быть зачеркнуты сыщиками.
Сыщики побеждают, когда пойманы все разбойники.
«Штандер»
Количество участников: любое.
Возраст участников: любой.
Оборудование: мяч.
Все играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Водящий находится посередине круга. Он подбрасывает высоко вверх мяч и выкрикивает имя одного из играющих. Последний ловит мяч на лету, выбегая в центр круга, а водящий старается занять его место. Если игроку удается поймать мяч, то он становиться водящим. Если игроку не удается поймать мяч с первого раза или он поднимает его с земли, то все игроки разбегаются в разные стороны, а тот старается попасть мячом в кого-либо из убегающих.
Поймав или подобрав мяч, игрок имеет право крикнуть: "Штандер!" – и тогда все замрут и можно будет спокойно прицелиться и запятнать ближнего. Запятнанному назначают штрафные очки или же он выбывает из игры. Правила просты и легко запоминаются.
Игроку, в которого целятся мячом, разрешается уклоняться, приседать, подпрыгивать вверх и т.д., но сходить с места он не имеет права.
«Два кольца»
Группа стоит, взявшись за руки вокруг нарисованного на земле кольца. Внутри этого большого кольца находится маленькое. Человек может находиться только либо вне большого кольца, либо внутри малого. Задача каждого - заставить других наступить на запретную территорию и при этом удержаться самому.
«Поймай хвост дракона»
Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают «дракона». Первый в колонне - это голова дракона, последний - хвост. По команде ведущего «дракон» начинает двигаться. Задача «головы» - поймать «хвост». А задача «хвоста», в свою очередь, - убежать от «головы». Туловище дракона не должно разрываться, т. е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки «хвоста» можно выбрать новую «голову» и новый «хвост».
«Отгадай, чей голосок?»
Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами: «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем «Скок, скок, скок». (эти слова произносит один человек), отгадай, чей голосок». Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал «Скок, скок, скок». Если это ему удается, он меняется с говорившим местами. Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, игра начинается сначала.
Буш Э. С. Неприятие и виктимизация со стороны сверстников // Психология обучения. – 2009. - N 8. - С. 14-16.
Крамаренко Н. С. Методика проведения подвижных игр // Вестн. Ун-та Рос. Аккад. Образования. – 2007. - N 2. - С. 37-39.
Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2013. - N 8. - С. 10
Кириллова М. Г. Последствия жестокого обращения и трудности школьной адаптации // Шк. здоровья. – 2006. - N 3. - С. 28
Блинова Н. Г. Игры учащихся – феномен культуры / Волгоград - 2011. 18 с.
Литвиненко Н. В. Обучение как игра // Школьные технологии. - 2012. - N 3/4. - С. 178-181
Шкуричева Н. А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная шк. – 2008. - N 8. - С. 17.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 1Заголовок 2ІђЗаголовок 3Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915