«Первый раз в школу» Л.Н.Толстой «Филиппок»

Подробный конспект урока.
Организационная информация

Тема урока

«Первый раз в школу» Л.Н.Толстой «Филиппок»

Предмет
литературное чтение

Класс
2 класс






Цель урока

Создание условий для формирования осознанного, правильного и выразительного чтения.


Задачи урока

Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.
Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища
Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.
Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.
Воспитывать волевые качества у детей, желание учиться.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Умение анализировать текст, закрепят умение использовать выразительные средства для характеристики действий героя и характера героя, приобретут умение выделять главную мысль и пересказывать по плану.










Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Организация начала урока
Слова учителя (к классу):
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
в) Разминка Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:
А) Дыхательная гимнастика.
Задуйте свечу.
* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Б) скороговорки
Человек неучёный – что топор неточёный.
Ученик учил уроки - у него в чернилах щёки.
медленное чтение (хором)
чтение с ускорением (хором)
беглое чтением (индивидуально)

Ход и содержание урока

Проверка домашнего задания. - Сначала мы проверим домашнее задание. Выразительное чтение рассказа.
2. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого
А) сведения о писателе.
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
Полное собрание сочинений – 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.
В то время было ещё очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей , простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н.толстой нашёл время для детских учебных книг.
Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.
Б) знакомство с произведением.

В) работа с иллюстрацией
Откройте учебники на 137 странице. Кого вы видите на переднем плане?
Опишите мальчика. Какой он?
Что вы видите на заднем плане?
Кто изображен слева?
Можете ли вы на основании названия произведения и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся).
Г) первичное восприятие.
Послушайте текст, проверьте и уточните свои предположения.
( слайд-фильм «Филипок»)
Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?
Д) словарная работа и работа над жанром произведения.
Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе.
К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль)
Что означает слово «быль»? (Быль – это то, что было в действительности, в жизни). хоровое чтение)
Е) чтение произведения по цепочке. (стр. 138-140)
1) чтение первой части (с.138) "цепочкой":
Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята).
Что узнали о матери?
Что узнали об отце?
Что узнали о бабушке?
Что узнали о ребятах?
Что узнали о Филипке?
Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.
- А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)
- Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)
2) чтение второй части (с.139-1) "цепочкой":
- Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)
- Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)
Филипок не шел, а бежал в школу - вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.
- Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?
- А почему он не вернулся, хотя и было страшно?
- Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.
3) чтение третьей части (с.139-2) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.)
Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)
Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром).
Что вы можете сказать о мужике, какой он?
Что можно сказать о бабе?
Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).
Как об этом говорит автор?
нашёл страх (слова записаны на доске)
боится
испугался
Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?
Какие слова употребил автор?
Найдите в тексте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка.
Так напугался, что говорить не мог.
В горле от страха пересохло.
4) чтение четвертой части(с.140):
Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый...")
Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться. Физкультминутка.

Почему Филиппок пошёл в школу? Докажите текстом.
Какое чувство испытывал Филиппок, когда прибежал к школе? (страх)
Чего именно он боялся? ( собаки, учителя)
Найдите предложение, в котором говорится об этом чувстве.
прочитайте: Это Филиппок
Какая ещё причина, кроме скуки, привела его в школу? (давно просился – интерес)
О каком ещё качестве Филиппка говорит автор? ( хвастовство)
Но почему он хвастает, подчёркивает свои способности?
Какие ещё качества есть у Филиппка, они просматривается во всех частях произведения? ( настойчивость, упорство, стремление к достижению целей)
Какова идея ( главная мысль) произведения?
Все хорошие стремления нужно поддерживать.
Так каков же Филипок? (Филипок - самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный, он уже имеет характер - он может добиться своей цели.)
Выбрать качества присущие Филипку.
Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик?
Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание).
Какая у него цель? (Хорошая, благородная.) Мог ли писатель дать другое название рассказу? (В названии большой смысл.) Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка.)
- Как относится автор к своему герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)
Чему научил вас этот текст (добиваться своей цели, не бояться)

Рефлексия деятельности на уроке

Итог урока.
В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающий аппарат - фонограф. Писатель решил использовать его, прежде всего для диктовки ответов на письма. Он говорил, что иногда ему "хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге". Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте.
Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись "Обращение к учащимся школы".
- Давайте прослушаем это обращение. Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого.
Какая из предложенных вам пословиц подходит к этому произведению?
Один за всех, а все за одного.
Друзья познаются в беде.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Добра желаешь – добро и делай.
работа с выставкой книг
- Обратите внимание на выставку книг Л. Н. Толстого. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать.
Есть желающие прорекламировать произведения Л.Н.Толстого.
(реклама произведений)
- В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро и о необходимости учиться.
- Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)
- Вам понравилось? Выберите смайлик, который оценит вашу работу.
Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

Домашнее задание

Домашнее задание.
Чтение по ролям «Филиппок»


Заголовок 3;ђ Заголовок 415