Особенности применения технологии личнотсно-ориентированного обучения на уроках истории в СКОУ для умственно отсталых обучающихся (нарушениями интеллекта)
Что такое технологический подход?- Одно из направлений реформирования современного образования.- Стремление разработать такую систему, такую стратегию, которые бы гарантировали достижение результатов образования на высоком уровне- Стремление сделать образовательный процесс технологичным: более управляемым, продуманным, организованным.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД предполагает внедрение педагогических технологий, соответствующих уровню развития общества, науки, техники, культуры.
Федеральный закон «Об образовании РФ»Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ«2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии …»Профессиональный стандарт педагога«Учитель должен уметь…разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»Должностные квадификационные характеристики учителя«Педагог…. проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения».
Что такое педагогическая технология?Педагогическая технология (греч. techne - «умение, мастерство», logos – «учение, наука») совокупность применяемых педагогом психолого-педагогических методов и приемов обучения, которые, применяясь в четкой последовательности, позволяют получить запланированный образовательный результат. (В.П.Беспалько) Смысл любой технологии, где бы она не применялась, один – получить более высокий результат быстрее и с меньшими затратами по сравнению с ранее применявшейся технологиейКритерии технологичности
Технология личностно-ориентированного обучения «…признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика»,«Цель – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него собственного опыта». «Познавательные способности детей проявляются в их обучаемости.Обучаемость – это индивидуальная способность ребенка к усвоению новых знанийна основе имеющегося у него опыта».«Образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития…» И.С. Якиманская
Особенности применения технологии личностно-ориентированного обучения в СКОУ для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)«…в процессе образования учить взрослеющую личность не столько накоплению знаний посредством механического заучивания и многократного повторения, сколько тем видам деятельности, которые обеспечивают ей возможность и способность учиться всю жизнь, решать жизненные и профессиональные задачи на элементарном, доступном для такой категории детей уровне…» 3-й (нецензовый) вариант СФГОС,«С» вариант АООП
Этапы применения ТЛОООриентационный этап. Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. На этом этапе может применяться вводный контроль (тест, упражнение). Важно восстановить в памяти все то, на чем будет строиться занятие.Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы, схемы, знаково-символические модели и прочие средства. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.Заключительный этап – обобщение пройденного на занятии, оценка лучших ответов. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.
Технологическая карта урока истории на тему «Русско-Японская война» с применением ТЛОО 9 класс, СКОУ для умственно отсталых обучающихся.II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПСоздание мотивацииЗадание: Прочитайте эпиграф к уроку «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война...» (В.Плеве)Вводная беседа:- О какой революции в истории нашей страны пишет Вячеслав Константинович Плеве – тайный советник при Николае II?Что хотел сказать нам автор этими строчками?Согласны ли вы с автором? Почему?Направляющая помощь: - Как понимаете словосочетания «маленькая война», «победоносная война». Почему короткая по времени и окончившаяся победой война поможет сдержать восстание народа против императора?- О каком историческом событии будем говорить на уроке? Актуализация имеющихся знанийНаправляющая помощь: - Чтобы узнать, как называется эта война, вспомните, с какими странами в начале XX века у России не складывались дружеские отношения? Определение темы урока: «Русско-Японская война».Главный вопрос урока: Почему Русско-Японская война для России стала не маленькой победоносной, а национальным позором?Деятельность учителяДеятельность уч-сяПОРОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАППриветствие. Проверка отсутствующих. Психологический настрой на работу.- В каком веке мы живем? - Историю какого века изучаем? - Как называется этот исторический период?- Кто бы императором России в начале XX века?- Вспомните исторические события времен правления Николая II, которые вы уже изучили. Отвечают на вопросы фронтальноПР: ориентируется в Ленте времени и исторических событиях конкретного периода; знает историческую личность. 1 ученик вслух Фронтально 1-2 ученика вслух Запись в тетрадьЛР: высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию МР: самостоятельно формулирует тему урока;МР: устанавливает причинно-следственные связи fill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.on
III. ОСНОВНОЙ ЭТАПИзучение нового материала1. Понятие «война»Исследовательский метод:Задание: Что объединяет данные слова? Какое словосочетание лишнее в этом ряду и почему ? восстание, революция, война.Задание: Выберите из списка только те признаки, которые можно отнести к войне:вооруженный бунт, массовое выступление, вооружённая борьба между государствами, борьба между людьми внутри одной страны, захват территорий, свержение главы государства, уничтожение противника.Проверка. Вариант ответа:Война – вооруженная борьба между государствами, которая приводит к их захвату территорий и уничтожению противника. 2. Причины и этапы Русско-Японской войныПрактическая работаБазовый уровень: 1. Найдите в учебнике в названии темы урока дату Русско-Японской войны. 2. После параграфа в словаре учебника найдите что такое «крейсер». 3. Сложить разрезную картинку крейсер «Варяг».Средний уровень:Задание: С помощью учебника заполните пропуски в таблицеПовышенный уровень:Задание: Прочитайте историческую карту «Русско-Японской войны». По условным обозначениям найдите основные сражения войны, расскажите ход действий. ДатаНазвание сражения Итоги ?Оборона Порт-Артура ? 1905 г.? ? 1 ученик самостоятельно с.14,1 ученик самостоятельно с.17.неговорящий ученик Работа в тетради в парах с помощью учебника с. 14-15, 17 Индивидуальная работа с исторической картой с .19Фронтально Индивидуально в тетради Запись на доске и в тетрадиПР: выделяет существенные признаки на основе знания определений ПР: даёт определение понятию «война» ЛР: самостоятельно ориентируется в подсказках задания и находит информацию МП: находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице. МП: читает историческую карту.fill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.onfill.on
Проверка выполненных заданий посредством использованного учителем приема – знаково-символического моделированияОтветы по 1 ученику на каждый пункт плана ПР: указывает название и дату войны; ПР: называет причины войны; ПР: пересказывает в хронологической последовательности каждое военное сражение, его участников.3. Итоги Русско-Японской войныПрактическое задание: Подчеркните в тексте слова, которые говорят об итогах Русско-Японской войны для России. «….Россия потерпела сильнейшее поражение в войне с Японией. За кратчайшие сроки она потеряла более 146 тыс. человек, более 54 военных кораблей, свои территории в виде порт-Артура и о.Сахалина, часть железной дороги. Внешнее господство России на Дальнем Востоке было ограничено, а главное - внутри страны с каждым дне все больше росло недовольство людей правлением Николая II, назревала еще одна революция…»Работа на карточках в парах (сильный – слабый)МР: выделяет в тексте слова, передающие главную мысль;ЛР: учитывает/ принимает мнение партнера, аргументирует свое мнениеОбобщение и закрепление материалаДискуссия:- Согласны ли вы теперь с утверждение гос. советника В. Плеве «Чтобы предотвратить революцию, России нужна маленькая победоносная война?»- Почему России не нужна была эта война?- Почему Россия оказалась в этой войне?- Почему Россия вынуждена была подписать Мирный договор с Японией?- Итак, ответьте на главный вопрос урока:Почему Русско-Японская война стала не маленькой победоносной для России, а национальным позоромФронтально 1-2 ученикаЛР: даёт оценку историческим личностям, событиям, аргументируя своё мнение ЛР: даёт оценку историческим личностям, событиям, аргументируя своё мнениеfill.onfill.onfill.on
Русско-Японская война 1904 - 1905 гг.Порт-Артур ДальнийК И Т А Й РОССИЯ К О Р Е ЯЯПОНИЯ Я п о н с к о е м о р е о. Цусима«Варяг»Внезапное нападение японского флота на русскую эскадруНаступление японских войск и флотаОтступление русских войск и флотаСражение1904 г. Я Рпорт-Артур, порт Дальний1904 г. Оборона порт-Артура II. 1905 г. Цусимское сражение1905 г. Мирный договор
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПЛичностная рефлексия с использованием приема «Кубик»Ученик бросает кубик и отвечает на выпавший ему вопросЛР: дает адекватную самооценкуV. Подведение итогов урокаСодержательная оценка и самооценка деятельности и достижений учащихся ЛР: адекватно принимает оценку Спасибо за внимание!