Театрализация, как способ развития личности на уроках истории


Театрализация, как способ развития личности на уроках истории. Иванова А.С.Учитель историиШкола №4 г. Урай «Скажи мне – и я забуду;покажи мне – и я запомню;дай сделать – и я пойму» Цель: показать роль и возможности игровой и творческой деятельности – театрализации, и ее актуальность в процессе обучения.Задачи:-Дать анализ театральной деятельности, как средства работы педагога на уроках истории;-Обобщить и показать свои опыт в этом направлении.Объектом исследования является театрализация в учебном процессе, а субъектом ученики школы №4 города Урай. Гипотезой моего исследования - показать опыт моей работы в этом направлении. Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока):Персонификация – реально живший исторический персонаж участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.)“Кто я?” - Ученик в костюме    персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он.Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.).Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов. Инсцинирование текста. Этапы действий учителя и ученика: - Самостоятельное прочтение произведения и формирование первого личностного впечатления.- Коллективный обмен мнениями.- Обсуждение чтения и произведения.- Аналитическая работа с текстом по выработке режиссёрской концепции.- Обмен результатами работы и их обсуждение.- Создание творческих групп по интересам с учетом склонностей и предпочтений учащихся.- Репетиции, и параллельно - работа других творческих групп.- Итоговое выступление в аудитории сверстников, родителей, учителей.- Анализ творческого дела и личных достижении каждого.. «Элементы театрализации». Элементы театрализации - это маленькие пьесы, разыгрываемые учениками, в основном импровизированные. Цель игр: оживить исторические события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции - « Спектакль без репетиций». В 5 классе «Демократия в Афинах», «Религия древних греков» в соответствии с сюжетом дети пытаются решить проблему, дать совет, ссорятся, пытаются выйти из трудной ситуации, осуждают своих героев и сочувствуют им.В 6 классе подобная театрализованная игра может проходить на темы « Рыцарский турнир», «Новгородское вече», «Английский парламент». В 7 классе можно взять такие предлагаемые обстоятельства, как «Москва в Смутное время». Психологические: игра должна обладать значимостью для каждого ученика, то есть должна быть мотивирована; обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, ученик должен иметь возможность для самовыражения и самореализации.Педагогические: игровое действие должно опираться на знания, умения, навыки, приобретенные ранее на уроках; цель игры должна определяться в соответствии с задачами учебного процесса; участники игры должны быть обеспечены соответствующим методическим материалом, документацией и т.п.; игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и не должна быть преобладающей (подавляющей) в учебном процессе.  Требования, применяемые к театрализованной игре: Игра – театрализация - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. В тетрализации активизируются психические процессы участников игровой деятельности.Театр эмоциональн по своей природе и потому способен даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.В театрализованной игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. Создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество «Именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и "обретения себя" (В.М.Букатов) Элемент урока истории в 6 классе.Тема урока: «Ремесло в средневековом городе».Используемые приемы театрализации: историческая сценка , персонификация Инсценировка : Фон – иллюстрации средневековой улицы. Возле стола сидит мастер в фартуке, в лосинах, сандалиях, длинном балахоне, жабо и берете с надменным видом хозяина. На столе – башмак, молоток, большая иголка. На полу разбросанная обувь. С другой стороны стола – подмастерье. Сидит работает: шьёт, стучит,…Мастер обращается к подмастерью:-Делай работу исправно! Чтобы клиент доволен был! Здесь каблучок получше отшлифуй, да нитки покрепче возьми, чтобы дольше служили сандалии.- Бог в помощь добрым людям! (в лавку заходит покупатель)- Спасибо тебе, добрый человек! Иоганн, И – о-га-анн! Ну где тебя носит, бездельник?- Да. мастер. - Обслужи покупателя.- Покадите пожалуйста вон те сандалии. Ах, какой роскошный товар. Заверните. Покупатель расплачивается и уходит из лавки. Ученик убегает. Подмастерье продолжает работать. Мастер сидит продолжает наблюдает за работой юноши-подмастерья.  Элемент урока -театрализация «Античный театр», 5-й класс Давайте представим, что мы находимся в афинском амфитеатре: чувствуем дуновение ветерка, радуемся красоте мира, сиянию солнца… Скоро начнется спектакль… Готовы уже актеры, волнуются драматурги… И вот – представление начинается!3. Просмотр спектаклей, подготовленных участниками творческих групп.(Каждый театрализованный фрагмент представляет «театральный критик»).Аристофан. Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса и Геракла (от слов: «Друг!.. Назови скорей дорогу, чтоб сойти мне в преисподнюю…» до слов: «Согласен! Погляди, выносят мертвого».).Аристофан. Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса, Ксанфия, Харона (от слов: «Эй ты. Тебе я говорю, покойничек! Снести возьмешься ношу в преисподнюю?» до слов: «Понимаю, да! И что я встретил, бедный, выйдя из дому!»).Аристофан. Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса и Харона, хор лягушек (от слов: «Садись на весла…» до слов: «Видит Зевс! Клянись!»).Аристофан. Комедия «Облака». Сцена из Пролога: диалог Стрепсиада и сына его Фидиппида (от слов: «Прошу тебя! Мой миленький, любименький, ступай и поучись!» до слов: «Горе, горе мне! Как голове тупой, седой, забывчивой в лапше словес тончайших разобраться, ох!»).Аристофан. Комедия «Облака». Сцена из Пролога: диалог Стрепсиада и ученика из школы Сократа (от слов: «Пошел к воронам! Кто здесь в двери ломится?» до слов: «Никак нельзя! Им строго запрещается дышать так долго чистым, свежим воздухом».). "Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах". Спасибо за внимание!