Особенности развития навыка каллиграфически правильного письма младших школьников.
Особенности развития навыка каллиграфически правильного письма младших школьников.
Особо остановимся на каллиграфически правильном письме, которое содействует воспитанию навыков культурного труда. Умение чисто, _ точно и культурно выполнять является необходимым условием для всякого производственного процесса.
Заботясь об аккуратном и четком письме школьников, мы воспитываем у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к любой работе, уважительное отношение к людям, способствуем эстетическому и нравственному воспитанию детей.
Аккуратные, выполненные со старанием работы учеников всегда радуют сердце учителя, поднимают настроение и доставляют массу приятных впечатлений.
Формирование навыка письма требует соблюдение многих условий и овладения рядом приемов.
1). Санитарно-гигиенический аспект (посадка.наклон корпуса, головы, положение руки на столе).
Выполнение правил посадки необходимо, прежде всего, в гигиенических целях, т.к. систематическое нарушение этих правил, становясь привычным, причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника. При чрезмерном сгибании корпуса сдавливаются грудная клетка и брюшная полость, затрудняются дыхание и кровообращение. Такое положение приводит к искривлению позвоночника и сутулости.
Излишне напрягаются мышцы туловища, что порождает напрасную трату энергии и быстрое утомление во время письма. При слишком низком наклоне головы в ее затылочной области затрудняется кровообращение, тем самым вызывается прилив крови к глазам. Близкое расстояние тетради от глаз вызывает их чрезмерное напряжение и содействует развитию близорукости.. Правильное пользование ручкой (владение инструментом письма). iОшибки:Кончик указательного пальца почти вплотную приближен к шарику;
Кончик ручки не направлен в плечо.
Ручка зажата в кулаке.
. Необходимыми приемами для письма являются правильное положение тетради и продвижение ее во время письма, а также движение руки вдоль строки во время письма.
*v
Правильная посадка, необходимая для здоровья ученика и дающая наименьшее утомление, должна стать автоматической. Берем под контроль! Учимся соблюдать!^
Приемы письма.Умение сравнивать образец с результатом труда.
Приемы написания букв (начало, куда вести, поворот, соединения)
Приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и т.д.)
Соблюдение одинаковой высоты букв на строке.
Начало письма. Заполнение строки.
Приемы соблюдения правильного наклона письма.
Рассмотрим ряд технических моментов.. Написание наклонной точно от верхней линии до нижней. Интервал между буквами должен быть равен половине высоты буквы. Наклонные должны быть параллельными, расстояние между ними одинаковое (равное половине высоты буквы).
В каждой букве наклонные.. Наклонные с закруглением на нижней строке (крючковая) поднимается до середины рабочей строки, разделяя угол (но не острый) на две равные части.
Точно заданная ширина между Наклонными, равная половине высоты рабочей строки, в нашем случае - расстояние от конца крючка до левой наклонной. При таком интервале почерк удобочитаемый.
Строку начинать, отступив от левого края тетради место для написания одного крючка. Не меньше такого расстояния следует оставлять и справа в конце строки.
Интервал между словами должен быть примерно равен ширины буквы «ш». но ни в коем случае не меньше ширины буквы «и».
Буква «И» - “Королева письма”. Правильно ее писать,
соблюдая «просвет» между двух крючков.
16
Ее «придворные»: а, м, л, ч, с, г, е, н, к, ц, ш, щ, п, у, д, р (16 букв).
Формирование навыка правильного письма-длительный процесс, требующий и времени, и больших усилий. Отрабатывая графическое написание буквы, учащиеся должны четко знать, куда поставить руку, в каком направлении вести линию для очередного элемента, в каком месте соединять его со следующим элементом.
Добиться четкого почерка можно лишь при систематических усилиях ученика в соблюдении всех правил четкого письма. Старание, необходимое ученику для выполнения письменных упражнений, возникает лишь в результате понимания им значения выполняемых упражнений и заинтересованности в достижении своих целей, а также в результате осознания недостатков своего письма и своих умений.
Наша задача внушить детям уверенность в успешном решении поставленных задач, побудить к упорному преодолению возникших затруднений.
'V-
При оценке любой письменной работы принимается во внимание состояние каллиграфической стороны письма: чистота и опрятность, удобочитаемость текста, наклон; параллельность основных штрихов, одинаковая высота букв, слов на троке, соблюдение красной строки.
Наблюдения свидетельствуют, что стремление писать красиво, четко способствует повышению грамотности. На связь чистописания с орфографией указывали многие лингвисты, методисты прошлого столетия (К.Д. Ушинский,Л.В. Щерба, С.Б. Резодубов и др.). Не потеряло актуальности утверждение С.Б. Резодубова о том, что «борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу боремся за грамотность учащихся».