Статья Реализация системного подхода по формированию орфографически-грамотного письма у младших школьников с ОВЗ
Реализация системного подхода по формированию орфографически-грамотного письма у младших школьников с ОВЗ.
Воспитание и обучение детей с ОВЗ требует от окружающих ребёнка взрослых, много терпения, душевной доброты, наблюдательности, определённого круга знаний об особенностях и возможностях детей данной категории. Очень важно при работе с такими детьми руководствоваться принципами гуманизма, ориентирующимися на поиск позитивных ресурсов ребёнка и признающими его абсолютную ценность как личности.
На основании изучения научно-методической литературы, проанализировав результаты коррекционной работы, я делаю вывод, что коррекционно-развивающая работа на уроках письма и развития речи с учениками коррекционной школы с применением разнообразных упражнений, приёмов дидактического материала и игр способствуют сознательному усвоению учебного материала, оптимальному сочетанию умственной и практической деятельности.
Включение в урок различных вариативных заданий, дидактических игр, использование разнообразных приёмов также, как и сам урок, реализуют познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения и делают сам процесс обучения письму более интересным, разнообразным, повышая активность и самостоятельность обучающихся.
Коррекционно-развивающая работа по предупреждению и преодолению нарушений письменной и устной речи у детей с ОВЗ многоаспектна и носит комплексный характер.
Комплексность заключается в следующем:
-Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
-Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка.
-Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьника.
-Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности.
-Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей.
-Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития школьника. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учётом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми чтения и письма.
-Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения чтению и письму.
-Разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМАМ.
Звуки и буквы.
А).У вас на столе лежат карточки, что на них написано? Какие буквы? с з ш ж. Давайте поиграем в игру: я буду говорить разные слова, а вы показывать карточку, которая соответствует звуку в услышанном слове (сон, шар, заяц, дождь, морозно, коса, жара, машина, вода).
Б). Хлопни в ладоши, услышав звук О: стекло, камень, обувь, море.
В). Стукните по столу счетной палочкой, если услышите заданный звук в слове: дядя, тарелка, стол, дрова, дым, туман.
Г). Выдели звук, который слышим в середине слова и покажи его буквой: сын, дым, мыть, сыр.
Загадки.
Прилетел из леса жук
И залез на толстый ...(сук).
Сколько здесь звуков? Нарисовать схему.
Найди лишнюю букву: ЖМЫЩ.
Найди среди похожих букв букву Ы, сколько букв Ы?
ФЫШЫЖЫМШХДЫ- 3
Буква потерялась: _енис, _ыни, _ети, са_овник.
Свистящие и шипящие согласные звуки.
Задание от Королевы Письма.
Давайте посмотрим, что есть в волшебной шкатулке (конверт с заданием от Королевы Письма, несколько заданий для разных групп.)
а) Разделите слова на 2 группы.
1группа - слова со свистящими согласными.
2 группа - слова с шипящими согласными.
Шары, дождик, собака, козлик, лужок, зуб, мышка, усы.
б) Вставьте пропущенные буквы в слова и разделите эти слова на 2 группы.
1 группа - слова со свистящими согласными.
2 группа - слова с шипящими согласными.
.ар, .онт, .ыр, .аба, ма.ина, до.ка, гла.а.
в) Выпишите из предложения слова, в которых есть свистящие или шипящие согласные.
Соня надела шапку. У Жени заяц.
Согласные твердые и мягкие.
Дидактическая игра “Тим-Том”.
На доске два рисунка Тома-друга твердых согласных и Тима –друга мягких согласных". Группа делится на 2 команды. Я называю слова. Если слышится мягкий звук, то встают друзья Тима, если твердый –встают друзья Тома.
(булка, белка, бабушка, болт, бинт,беседа)
Выборочный диктант слогов.
Записать слоги, содержащие мягкие или твердые согласные, исходя из цели занятия.
(са ,ся ,ра, ря ,ма ,мя, на, ня, ба, бя , гру , мня и т.д.)
Прочитать слова. Уточнить звучание первого звука- твердый или мягкий. Объяснить разницу в написании слов. Подчеркнуть буквы, которыми отличаются эти слова. Сопоставить слова по значению:
нос - нёс
мал - мял
мол – мёл
Списать слова, вставляя пропущенную букву: 0-Ё.
Написать их парами:
а) Подчеркнуть согласную перед вставленными гласными: гн.зда, м.шка, св.кла, ложка.
Работа с веером. (покажи, какую букву вставишь - гласную, согласную)
Списать слова, вставить пропущенный слог: со или сё.
ли..нок, но..чек, вы..кий, гу..нок, ве..лый, ку..чек
Работа с предложением:
а) Списать предложение. Вместо точек вставить пропущенную букву.
Вол.дя поёт вес.лую песню. У слон.нка длинный хобот.
б) Из данных слов составить и написать предложение. Подчеркнуть слоги с буквами о-е:
у, новые, галоши, Алёши
Слог.
Допиши нужный слог.
высокая го.
летят кома.
начинаем мы иг.
Проверка написанного.
Какие части дописывали?
Из чего состоят слова ?
Игры.
Игры по теме «Слог».
Дидактическая игра “Слоговой аукцион”.
а) Придумать слова, начинающиеся со слога “ба”
Ба(-ня, -нан, -ран)
б) Придумать слова, начинающиеся со слога “бу”
(бумага, булавка, букашка, бутон, Буратино)
Слоговое лото.
(составить слова со слогами: -ба, бо, бу, бы, бин, ки, ты, га, ма)
Работа с Письмом от сказочного героя или мультфильма (определи количество слогов).
Игра «Угадай чьё имя?»
(Учитель отхлопывает имя ученика, дети угадывают, определяют количество слогов).
Игры по теме «Буква ь на конце слова».
Игра «Вопрос-ответ».
Сколько пальцев на одной руке?
Сколько дней в неделе?
Сколько яиц в одном десятке?
Как произносится согласный звук на конце слова? Какую букву будем писать?
Игра «Ловушка».
Хлопни в ладоши, если в словах ты не напишешь «ь».
День, динь, сон, тень. Нос, нёс, рыть, пить.
Игра «Наведи порядок!»
а) Что за ужас, что за хлам?
Везде слоги по углам.
Давайте в доме уберём.
Из слогов слово соберём!
(у каждого ребёнка конверт, в нём слоги)
Слабым ученикам слоги одинакового шрифта (цвета).
КРО ТЕТ ФЕЛЬ КА
ПОРТ ВАТЬ РАДЬ РАСЬ
б) Чем похожи слова? (2 слога, на конце мягкий согласный)
в) Работа со словами
детская ________ большой ________
рабочая _________ жирный _________
При применении описанных мною коррекционно–развивающих упражнений в обучении учащихся корригируются недостатки зрительного восприятия, мелкой моторики руки, устраняются дефекты произношения, уточняется словарь, преодолеваются ошибки в построении простого предложения, развиваются внимание, память, мыслительная операция, а это тем самым способствует развитию и формированию навыков письма.
Заголовок 315