Конспект по музыке на тему Эпические образы в музыке
7 класс
Тема: Эпические образы в музыке
ЭПОС, [греч. epos слово]
Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики).
Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т. п.
Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических деяниях.
Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.
Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;
Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;
Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.
Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.
Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.
Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле.
Свойства эпоса:
Героизм
Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги
Историчность
Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)
Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)
Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)
Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,
Пусть будет он у вас отважен, благороден,
Но все ж без слабостей он никому не мил:
Нам дорог вспыльчивый, стремительный Ахилл;
Он плачет от обид нелишняя подробность,
Чтоб мы поверили в его правдоподобность.
Эпические образы в музыке, о которых мы сегодня поговорим, это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.
В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.
В качестве примера прослушаем 2 произведения эпического жанра:
2-я симфония, "Богатырская симфония" А.Бородина. Она признана вершиной русского и мирового эпического симфонизма
Ария князя Игоря из оперы А.Бородина "Князь Игорь"
Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов "Могучей кучки".
Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.
Об этом – и "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве".
«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем.
В своей арии князь Игорь выражает печаль по поводу своего плена и гибели своего полка, мечтает о свободе и возможности организовать новый поход, победоносный.
СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ опера «Садко»
Содержание заимствовано из русского народного эпоса (былина "Садко, богатый гость" и др.)
Опера создана в 1897 г. и предложена для постановки Мариинскому театру. Однако Николай II вычеркнул оперу из планируемого репертуара театра. Первое исполнение оперы состоялось в Москве силами артистов Русской частной оперы на сцене театра Солодовникова. Успеху оперы способствовали в частности исполнители (Н.Забелла, Ф.Шаляпин) и декорации художника К.Коровина. Далее опера стала репертуарной на русской оперной сцене (Харьков, Тифлис, Петербург, Пермь, Баку, Самара.) Из последних постановок в России отметим спектакль Мариинского театра (1993 г. Дирижёр В.Гергиев).
Вне России опера ставилась в Париже (1908), Нью-Йорке (1930 г. Художник С.Судейкин), Праге (1928).
Заголовок 1ЅђЗаголовок 315