Презентация «О развитии компетентностей субъектов образовательного процесса. Школа – центр информационных компетентностей»


МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №5» совещание директоров «О развитии компетентностей субъектов образовательного процесса. Школа – центр информационных компетентностей» 26 февраля, 2014 года Автор: Кошечкина С.В., заместитель директора по УВР «Новый образовательный результат» Формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;Развитие умений работы с информацией;Развитие навыков самостоятельной работы и умений принимать решения в нестандартной ситуации;Формирование навыков исследовательской деятельности.Формирование навыков работы в группе. * Модель "информационно грамотного ученика" Ученик должен понимать потребность в аккуратной и значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации. Найдя подходящую информацию, ученик должен разбираться в том, где факты, а где мнения и отбрасывать ненужную информацию. После того, как ученик приобрел  информационную   грамотность , ему нужно начинать применять то, чему он научился, для своих личных интересов, продолжая самостоятельно учиться в течение всей жизни. Ученик не только должен стать уверенным и заинтересованным читателем, но и уметь ценить представленную информацию и уметь самому представить ее с помощью различных средств. Ученик должен оценивать процесс использования информации, достигнутые результаты, находить пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы. Ученик должен быть ответственным потребителем информации, должен уважать принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность, давая верные ссылки на идеи других. Он должен понимать, что демократическое общество основывается на уважении идей и мнений других людей. * Параметры школьной системы оценки результатов учебных достижений Параметры Показатели Инструментарий ПериодичностьОтветственные 2. Уровень сформированности ключевых компетентностей: 2.1.Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности Уровень сформированности мыслительных операций: обобщения, сравнения, анализа, синтеза и т.д. Уровень владения исследовательскими методами (наблюдение, эксперимент, статистические методы, социологическая диагностика). Создание собственного продукта познавательной деятельности. Психологическая диагностика. Педагогическое наблюдение. Метод экспертной оценки. Анализ качества рефератов, исследовательских и проектных работ учащихся. не реже 2-х раз в год * 2.2.Информационно- коммуникативная компетентность Умение осуществлять поиск информации в источниках разного типа, в том числе Интернет. Степень владения компьютерными технологиями при работе с информацией. Степень развития рефлексивных навыков, самостоятельности позиции в оценке различной информации. Способность учащихся к сотрудничеству на всех этапах коллективной деятельности. Педагогическое наблюдение. Анкетирование учащихся. Тестирование учащихсяАнализ творческих работ, рефератов и т.д. Психологическая диагностика (социометрия). Педагоги, отв. за информатизацию, классные руководители  2.3.Социальная компетентность Уровень сформированности психологической устойчивости к негативным социальным явлениям. Умение осуществлять выбор решения на основе оценки альтернатив. Степень проявления личной инициативы обучающихся. Установление позитивных социальных взаимоотношений с окружающими. Тестирование. Наблюдение в специально созданных проблемных ситуациях. Метод независимых экспертов. Анкетирование учащихся, родителей. Педагогизам. директора по УВРнезависимые эксперты,психолог Параметры Показатели Инструментарий ПериодичностьОтветственные * Что такое ИКТ – компетентность?Для чего необходимо развивать …Как формировать …Как оценивать …. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.Под ИКТ-компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. * Проблемы, возникающие при работе с информацией (текстом): 1. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию.2. Учащиеся не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.3. Учащиеся не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица).4. Учащиеся не владеют достаточным умением извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам. * ТРЕБОВАНИЯ ГИА -9 класс и ЕГЭ -11класс Текстовая информация Извлечение конкретной информации Предъявление информации в различных формах Анализ схем, диаграмм, таблиц, карт и т.п. как источников информации Сжатие информации, выделение главного Структурирование текста, осмысление информации * Причины трудностей при работе с текстом Учащиеся не умеют понять прочитанное, т.к. плохо читают!Не умеют осмысливать прочитанное.Нет внутренней мотивации к чтению текста.Нет желания обдумывать и анализировать прочитанное.Не могут грамотно работать с информацией. * Курс «Информационная грамотность» 2012/2013 учебный год, 2 класс, 1 час в неделюСодержание учебного предмета:Раздел «Получение, поиск и фиксация информации» - 9чРаздел «Применение и представление информации» - 22чРаздел «Оценка достоверности получаемой информации» - 4ч Результаты полугодовых контрольных работ по чтению и работе с информацией * * Курс «Работа с информацией»2013/2014 учебный год – 5 класс, 1 час в неделю Содержание курса:Что такое информация? Калейдоскоп вариаций речи. Стили речи. Разговорный стиль Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Типы речиИнформативность как признак текстаСпособы вычитывания информации в тексте.Виды информации и функционально-смысловые типы речи. (способы изложения)Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.П.р. Преобразование и интерпретация информации. (Преобразовать текст в таблицу, сравнить и противопоставить заключённую в тексте информацию разного характера).П.р. Преобразование и интерпретация информации. (Преобразовать текст в таблицу, сравнить и противопоставить заключённую в тексте информацию разного характера). Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Составление инструкции.Работа с текстом: оценка информации. Речь и речевое общение. Речевая деятельность. Аудирование. Каталог. Организация информации в каталоге. Поиск информации в каталоге. Знакомство с видами справочной литературы и способами размещения информации в справочной литературе. Группы текстовой информации. Схематические тексты: схема, таблица, график Тексты – экстракты: справка, план, синквейн, досье. Тексты разных жанров: поучение, рассказ, письмо, сообщение, вопросы. Наблюдение как способ сбора первичной информации Работа со справочной литературой. Поиск и отбор информации Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой. Обобщающий урок «Хочу поделиться…» * Общеучебные навыки, формируемые при работе с текстом Выделение главной мысли и темы текста.Подбор и систематизация материала по определенной теме.Преобразование одного вида текстовой информации в другой.Умение делать обобщение и выводы. Осуществление сравнений разного вида.Подбор аргументов «за» и «против» к суждению, тезису.Обоснование собственной позиции, аргументированность.Определение авторской позиции, оценивание мнения. * Примерные критерии оценивания работы с текстом Владение предметными знаниями.Владение навыком соотнесения различной информации.Владение навыком формулирования продуктивных вопросов к тексту.Владение навыком определения авторской позиции.Владение навыком аргументации своего мнения. * Анализ результатов № Тема урока дата Цель урока Результаты работы 1 Практическая работа «Информативность как признак текста». 7.11.2013 г. Учиться формировать умение чётко и правильно излагать свои мысли, применять полученные знания, которые проверяет часть «С» на ЕГЭ и ГИА. «5»- 5 человек«4»- 12 человек«3»- 6 человек% качества – 73,9% Учащиеся выступают в роли редактора, исправляют предложенный текст. 2 Виды информации и функционально-смысловые типы речи. (способы изложения) 21.11.2013 г. Способствовать закреплению умений определять основные признаки текста, его типы, средства связи в нем; подготовке уч-ся к написанию сочинения – рассуждения. расширять словарный запас детей. «5»- 8 человек«4»- 8 человек«3»- 6 человек% качества – 72,7% Написание сочинения- рассуждения «С русским языком можно творить чудеса» * Анализ результатов № Тема урока дата Цель урока Результаты работы 3 Практическая работа «Преобразование и интерпретация информации. Составление схемы, таблицы». 19.12 . 2013 г. Научиться преобразовывать текст в таблицу, составлять схему, выделять главное, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера. «5»- 6 человек«4»- 12 человек«3»- 7 человек% качества – 72% Из исходного текста учащиеся составляли опорные схемы «Самостоятельные и служебные части речи», «Буквы О-Ё после шипящих в разных частях слова», распределяли термины на группы в таблице в зависимости от того, к какой области научного знания они относятся, дополняли своими примерами. 4 Практическая работа «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Составление инструкции». 16.01.2014 г. Научиться составлять инструкцию. «5»- 10 человек«4»- 7 человек «3»- 6 человек% качества – 73,9% В результате работы учащиеся составляли инструкцию «Как вести себя на уроке физкультуры», «Правила поведения на перемене». * Основы проектной деятельности, 5 – 9 класс2013/2014 учебный год, 6 класс, 1 час в неделю Содержание курса 5 класса: Модуль «От проблемы к цели» (10 часов) Модуль «Работа с каталогами» (4 часа) Модуль «Работа со справочной литературой» (5 часов). Модуль «Способы первичной обработки информации» (6 часов). Модуль « Вместе к одной цели» (8 часов). Содержание курса 6 класса:Модуль «От проблемы к цели» (3 часа) Модуль «Наблюдение и эксперимент» (8 часов). Модуль «Сам себе эксперт» (6 часов). Модуль «Как работать вместе» (5 часов). Модуль «Основы риторики и публичного выступления» (10 часов) * Информатизация образовательного процесса Ноутбуки – 22;Персональные компьютеры – 60;Принтеры, многофункциональные устройства – 14;65% (15) учебных кабинетов оснащены мультимедийным оборудованием (проектор + экран); Интерактивные комплекты (интерактивная доска + экран) – 3;Доступ к сети Интернет - 100 %;Точка доступа Wi-Fi * Оценка ИКТ-компетентности учащихся 9 – 11 классов * определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию;управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;интегрирование информации — умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;оценивание информации — умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;создание информации — умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;передача информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении. Перечень навыков и умений * Пример задания. “Выдающиеся русские лингвисты” Выявляемые навыки:Доступ;Управление;Интеграция;Оценка;Создание текстового документа. № ИКТ – компетентности Сценарий для учащихся 1 Доступ Используя программу поиска, найти сайты со статьями о русских лингвистах (языковедах, русистах) 2 Управление Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном учёном 3 Интеграция В отобранных статьях найти информацию о биографии учёного, его научной деятельности (её основное направление) 4 Оценка Сравнить информацию из разных статей, выделить разные аспекты деятельности лингвиста и сведения о его жизни 5 Создание Разработать документ в текстовом редакторе – конспект статьи на лингвистическую тему о выдающимся русском лингвисте. * Начисление баллов Наблюдаемыеданные Результатработы Уровень Методы Соответствие стандартам образования Качество синтаксиса Термины поиска высокий Использует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит имена лингвистов. Знание видных учёных русистов, исследовавших русский язык средний Не использует «И» при первом поиске, но использует при последующем низкий Не использует «И» Качество и уровень работы с выбранными ресурсами Выбранные ресурсы высокий Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 – 170 символов в минуту. Умение быстро и осознанно читать текс средний Свыше 80%, но менее 100% выбранных ресурсов получают по 5 баллов за весомость. Объём чтения 120 – 140 символов в минуту. низкий Менее 80%, выбранных ресурсов получают по 5 баллов за весомость. Объём чтения менее120 символов в минуту. Качество полученного текста Осознанность в отборе материала, логичность, стилевое соответствие языка высокий Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста, сохранено стилевое единство текста. Умение составлять конспект статьи на заданную тему, совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте средний В целом соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста, сохранено стилевое единство текста, наличие 1 – 2 речевых ошибок. низкий Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротемы исходного текста, нарушено стилевое единство текста, наличие более 2 речевых ошибок. *