Классный час Сохраним разноцветную планету


Классный час
Сохраним разноцветную планету!
Цель:
Рассмотреть влияние человека на окружающую среду
Задачи:
Образовательные: формировать представления о последствиях человеческой деятельности, её влияния на окружающую среду.
Способствовать развитию экологического мышления, эколого- биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при групповой работе.
Формировать УУД:
Личностные УУД
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Способность адекватно и бережно относиться к окружающей среде.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Умение оформлять и выражать свои мысли в устной форме.
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и эколого - биологических терминов.
Познавательные УУД
Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений .Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана).
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Планируемый результат
Предметные:
Знать влияние и последствия деятельности человека на окружающую среду.
Уметь правильно формулировать определения понятий. Уметь составлять схему к теоретическому материалу.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний
Умолкло все. Пришла беда.
Застыли в ужасе леса.Земля вся скорчилась от боли.Лишь тишина, печаль и горе…
Скажите, кто виновен в этом?
Ни чистых рос, ни родников.Ни нежных песен до рассвета…Лишь зов измученных дворов,Да опустевших черных хат…Скажите, кто же виноват?
Я не хочу такого мира.
Где все так серо, все уныло…Опомнись, вздрогни человек:Не долог на земле твой век.Но что после себя оставим?И чем себя мы здесь прославим?Убитой птицей на заре?Лесами черными в огне?И свалкой мусора огромной?Иль атмосферою зловонной?Иль речкой с мертвою плотвой?Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни человек!
Перед природой ты в долгу,И славен, будет пусть твой векТравой душистой на лугу.И трелью птиц веселой, звонкойИ шумным плеском родника,И гроздям рябины тонкой,И синим глазом василька,И свежим ароматом трав,И рощи шумом, и дубрав…
Постановка цели и задач
-Здравствуйте дорогие друзья!
-Как вы считаете, какой теме мы посвятим наш классный час? (Защите и охране природы)
-Почему именно эта тема нас так тревожит?
-Сегодня наш классный час мы посвятим нашей дорогой планете - матушке Земле, защите и охране природы.
-А есть ли наука, которая отвечает за защиту, охрану и здоровье нашей планеты?
-Как вы думаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад?
1уч.
Наша планета Земля очень щедра и богата.
Горы, леса и поля- дом наш родимый, ребята!
2уч.
После долгой зимней стужи
Просыпайся ото сна,
Улыбнись лучами света,
Долгожданная весна! 
3уч.
Солнце! Ласковое солнце!
Разморозь ручьи от сна,
Травке помоги пробиться,
Прикажи вернуться птицам!
4уч.
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки,
Появляются цветы,
Рады все: и я, и ты.
 -Действительно, всё живое просыпается и радуется весне.
Беседа о защите деревьев.
Входит девочка.
Лиза:
Здравствуйте, куда это я попала?
Ведущий:
Ты пришла к нам в школу на классный час.
Лиза:
У меня для вас подарок. Вот это цветик-семицветик. Он исполнит все ваши пожелания.
- Спасибо, Лиза, за подарок.
- Ребята, у вас на партах цветики. В течении урока мы будем выполнять задания, а на лепестки приклеивать важные правила.
Входит плачущая берёзка
Берёза:
Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только заслышатся первые грозы-
На белых стволах появляется сок…
То плачут берёзы, то плачут берёзы..Учитель:
Ребята как вы думаете, почему берёзка плачет?
Берёза:
Наступает весна, скоро мы с подружками проснёмся от зимнего сна, придут люди в нашу рощу и порежут наши стволы ножами. Им нужен берёзовый сок. А нам очень больно!
Учитель:
Да, как ужасно, что есть люди, которые не ценят и не жалеют природу. Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. А ведь оно живое!
Деревья не только украшают нашу жизнь, но и здоровье людям помогают сохранить.
Многие деревья наши защитники и помощники. Дуб, липа, сосна, ива, рябина, берёза и др. обладают целебными силами. С давних пор известны лечебные свойства листьев, почек, сока, коры и пыльцы деревьев.
Берёзовый сок оказывает омолаживающее действие на организм человека, он полезен. Но к сожалению, не все люди задаются вопросом о правильном сборе берёзового сока. Важно и нужно знать как собирать сок, чтобы не навредить дереву, от неправильного сбора дерево гниёт, постепенно гибнет.
-Как же помочь деревьям?
(не ломать ветки, бережно относиться, охранять, правильно собирать берёзовый сок, ранки замазывать смолой или глиной) 
Лиза:
И мне захотелось помочь деревьям, нам поможет цветик-семицветик.
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
Хочу, чтобы все люди бережно относились к деревьям и другим растениям Земли. А растения всегда были здоровыми и красивыми, цвели и зеленели на радость людям.
Берёзка
Спасибо за помощь! Пойду обрадую подружек-деревья.
Учитель
Ребята найдите правило, приклейте на один из лепестков
Беседа о защите водоёмов
 Лиза
Что-то мне пить захотелось, пойду к озеру, попью водички.
Вод.(под музыку водяного)
Водяной
Из нашего озера пить нельзя. Люди набросали много мусора: бутылки, пакеты, банки. Из-за этого вода в реке стала грязной, погибло много рыб, лягушек.
Учитель
- Ребята, как же нам помочь водяному? Что должны помнить и делать люди?
(не бросать мусор, пустые банки, пакеты, не загрязнять водоёмы, не оставлять отходы на берегу)
Вода нужна не только человеку, но и животным и растениям. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды не более 7 дней. Вода на планете занимает ¾ площади, но не вся она пригодна для еды и питья. Людям необходима пресная вода.
Создаются группы ребят и взрослых под названием «Голубой патруль». Они очищают водоёмы от мусора, убирают отходы с берегов.
Существует всемирная организация Гринпис. Кто-нибудь слышал это слово? Оно обозначает – зелёный мир. Эта организация занимается экологическими проблемами, борется против уничтожения лесов, ловли рыбы, охоты на животных, следит за сохранением природы.
Лиза:
И мне очень хочется помочь водяному.
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
 Хочу, чтобы в реках и озёрах вода стала чистой, чтобы люди не засоряли водоёмы.
Водяной:
Земля будет благодарна нам за такой подарок. Ведь без чистой, свежей, прозрачной воды жизнь на нашей планете немыслима.
Учитель
Ребята найдите правило, приклейте на один из лепестков
Беседа о защите птиц
 Музыка: голоса тревожных птиц.
-Ребята, о чем могут тревожатся птицы?
(люди разрушают гнёзда, уничтожают яйца, убивают птиц)
- Птицы это тайна и красота, без них нам не обойтись. Это наши помощники и защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей.
Есть целая наука, изучающая жизнь и повадки птиц – орнитология. А учёных называют орнитологами. До сих пор учёных интересует много до конца нераскрытых тайн уникального поведения птиц. Но на один интересный вопрос найден ответ: “ Зачем птицы поют?”. Поют лишь самцы. Весной возвращается домой маленький певун и во весь голос заявляет: “ Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду питаться, и растить птенцов”. Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. Есть у птичьей песни и другое значение. Будущий папа подыскивает подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов.
- Как можно помочь птицам?
(не разрушать гнёзда, не трогать яйца, не убивать птиц, делать кормушки и скворечники. Есть народная мудрость: птицам не так страшен холод, как голод.)
Лиза
Давайте поможем птицам.
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
Хочу, чтобы люди гнёзда не разрушали! Чтобы на земле было много птиц, животных, насекомых!
Учитель
Молодец, Лиза! Хорошо, что ты попросила не только за птиц, но и за всех животных. Ведь они так важны и нужны в природе.
Я думаю, что теперь каждому из вас, ребята, около дома, у окна захотелось повесить кормушку. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней
Физминутка.
(включается фонограмма записи голосов птиц)
 Учитель
Ребята найдите правило, приклейте на один из лепестков
Беседа о защите воздуха, животных и лесов
Выходит доктор Айболит с зайцем и лисой.
Учитель
Здравствуйте! Что у вас случилось?
Заяц:
Люди в лесу хозяйничают. На дрова деревья ломают, костры порой не тушат, того и гляди, пожар в лесу будет. Что мы делать будем? 
Учитель:
Лисонька, что с тобой?
Лиса:
Люди мусорят, а сколько бутылок набили. Я на днях лапу порезала (показывает забинтованную лапу)
Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Учитель :Доктор, вы наверно, простудились? Может вас полечить, поставить горчичники?
Доктор:
Нет, горчичники мне не помогут. Дело в том, что вокруг построили столько заводов и фабрик. Много автомобильных дорог. В воздухе стало много пыли и дыма и копоти. Все звери в нашем лесу кашляют и чихают. Ведь без свежего воздуха нет жизни ни людям ни животным.
Учитель:
Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему не удаётся человеку жить в ладу с природой?
А ведь человек отравляет не только природу, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. А вы знаете, что 1 автомобиль за 1000 км расходует столько кислорода, сколько необходимо человеку на 1год.
-Ребята, как же защитить воздух от загрязнений?
-Закрыть фабрики и заводы?
-Не пользоваться автомобилями и др. транспортом?
-Это не выход!
Фильтрами на земле служат леса. Деревья очищают воздух. Находясь в лесу или парке, можно почувствовать, что воздух совсем другой, не такой, как на пыльных городских улицах. В тенистой прохладе деревьев дышится намного легче.
Особенную опасность представляют для леса пожары. Чаще всего в возникновении пожаров виноват человек. Лесные пожары уничтожают всё живое. Причины пожара различны: разведение костров в местах с подсохшей травой, брошенный окурок, стёкла. Осколок стекла на солнце сфокусирует солнечные лучи как зажигательная линза. Уходя из леса человек не задумывается о возможных последствиях.
- Как же должен вести себя человек в лесу?
(не разводить костры в местах с подсохшей травой, хорошо залить костёр перед уходом, не бросать окурки, не бросать стёкла, не мусорить)
Лиза:
Нам опять поможет цветик-семицветик.
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели. 
Хочу, чтобы воздух на Земле был чистым и свежим! А люди жили в ладу с природой!
Лиза
У меня ещё остались лепестки, и я думаю моя помощь ещё кому-нибудь нужна. Пойдёмте скорее. До свидания, ребята!
 Учитель
Ребята найдите правила, приклейте на один из лепестков
Обобщение
Ребята, сегодня нам помогал цветик-семицветик. Но мы с вами знаем, что в настоящей жизни такого волшебства нет. Охрана природы зависит от нас с вами.
Оглянитесь вокруг. Давайте найдём и вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.
(дети говорят правила и развешивают знаки)
Не вырезайте надписи на деревьях
Стоят деревья-великаны…
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве- «на память!»
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут-
Добро и красоту несут…
 
Не разоряйте птичьего гнезда
Дети запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
***
Без взрослых с огнём развлекаться опасно-
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться, искриться
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные- большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы…
Без взрослых костёр разжигать не годится!
Ученик
Все-все на свете, на свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд!
Кто делает мёд, и кто делает яд!
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все, все на свете, на свете нужны
И это все дети запомнить должны!
Не оставляйте мусор в лесу.
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять из здесь нельзя!
Не поленимся друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
Не рви цветы в лесу, на лугах! Помни: сорванные растения быстро гибнут и не дают семян Не будет семян- не будет новых растений
.  Не сбивай несъедобные грибы! Грибы нужны лесу. Животные ими лечатся.
Правила поведения в лесу:
1.     В лесу ходи по тропинкам и дорожкам! Помни: в траве очень много маленьких животных, их можно нечаянно раздавить
2.     Не шуми в лесу! Не приноси с собой громкую музыку. Помни: крик и громкая музыка пугают лесных жителей и они покидают свои домики
3.     Не рви цветы в лесу, на лугах! Помни: сорванные растения быстро гибнут и не дают семян Не будет семян- не будет новых растений
4.     Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения.
5.     Не разрушай муравейники! Муравьи- санитары леса. Они не дают размножаться вредным насекомым.
6.     Не сбивай несъедобные грибы! Грибы нужны лесу. Животные ими лечатся.
7.     Не лови в лесу зверьков! Лес- их родной дом, в квартире им будет плохо.
-Если ты что-то взял у земли, отдай ей: посади дерево, покорми птиц, расчисти родник. Все жители земли должны заботиться о своей планете. И тогда она будет цветущей и прекрасной!
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
 
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Ребята, у вас на столе ладошки. Возьмите ладошку и прикрепите к Земле Прикоснитесь к неё своей заботой и бережным отношением.
Зелёная – если
Жёлтая –
Красная –
Спасибо всем за участие в нашем классном часе! Берегите природу!