Индивидуальная образовательная программа со слабыми


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»
«Рассмотрена»
Руководитель МО учителей естественно- математического цикла
/ Л.А. Савич /
Протокол № от « » мая 2015г. «Согласована»
Заместитель директора по УВР МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»
/Н.Ф. Целищева /

« ___ » сентября 20 16г. «Утверждена»
Директор МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего
образования с. Ныда»
/С. А. Мертюкова/
Приказ № от «___» август 2016г.
-4914902222500
Индивидуально образовательная программа
со слабоуспевающим обучающимся
Динмухаметовой Елены Владимировны,
учителя биологии и географии, первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «___» августа 2015г.
Ныда
2015
Пояснительная записка
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у некоторых детей не достигает минимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость – это явление, имеющее сложную структуру и происхождение.
Одной из главных проблем, которую приходится решать при преподавании биологии - это работа со слабоуспевающими обучающимися.
Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы обучения. Чтобы данная категория обучащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими обучающимися по предмету.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении могут быть связанны:
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития;
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
неблагоприятной обстановкой в семье.
проблема «улицы».
В связи с этим снижается мотивация к обучению, все больше проявляется нежелание учиться.
Учителю необходимо:
выявить пробелы в знаниях обучающегося по биологии, через контрольные работы;
установить конкретные причины нежелания учиться;
устранить пробелы в знаниях, через индивидуальную работу с учащимся.
Цель программы: ликвидация пробелов в знаниях у обучающихся по биологии - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
создать ситуацию успеха, как наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
создать максимально благоприятные отношения учителя и окружающих школьников к слабому обучающемуся
вовлечь обучающегося в совместный поиск форм работы для ликвидации пробелов знаний.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
получение знаний по предмету.
Родителей:
в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
Школы:
решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Методы и формы решения поставленных задач
индивидуализация образовательного процесса;
поисковый метод;
игровой метод;
метод проблемного обучения;
метод эвристической беседы;
анализ;
диалогический метод;
практическая деятельность.
Формы контроля:
устные и письменные опросы;
самостоятельные и проверочные работы;
предметные тесты;
собеседования;
контрольные работы.
Технологии обучения:
деятельностный метод обучения, технология проектной и исследовательской деятельности, проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения.
Ожидаемый результат
освоение слабоуспевающими учащимися базового уровня программы по химии.
пробуждение интереса к учению, любознательности.
формирование учебной мотивации.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на учебный год.
Мероприятия Срок
  Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний обучающихся.
б) Выявление в знаниях обучающихся пробелов, которые требуют ликвидации. Сентябрь
2. Установление причин отставания слабоуспевающих обучающихся через беседы с классным руководителем, врачом, психологом встречи с родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. Сентябрь
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего обучающегося. Сентябрь, обновлять по мере необходимости.
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему обучающемуся, фиксировать это в плане урока. В течение учебного года.
Краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка
Шумилов Никита обучается в 7а классе МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда». В данной школе мальчик занимается с1-го класса. Никита - учебный материал по биологии усвоил удовлетворительно, но при желании может заниматься лучше. Мальчик много пропускает. У него слабо сформированы навыки учебно-познавательной деятельности, особенно умение, осуществлять самообучение и самоконтроль. Словарный запас достаточен. Представления об окружающем мире и общий кругозор соответствуют возрасту.
В процессе обучения Никиту не всегда волнуют успехи и неудачи, однако по мере возможности он старался учитывать пожелания педагогов, исправить допущенные ошибки.
В общении со старшими и одноклассниками тактичен, вежлив и доброжелателен.

Циклограмма деятельности
№ Срок Форма
1. Сентябрь Проведение контрольного среза знаний по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения
2. Сентябрь Разработка индивидуальной программы
3. В течение года Организация консультаций, дополнительных занятий для устранения пробелов знаний по биологии
4. Декабрь Подведение промежуточных результатов работы
5. Апрель Анализ результатов работы
График и время посещения занятий
Четверг 15 00ч.
Форма освоения учебного материала: очная
Форма организации образовательного процесса - индивидуальная.
Индивидуальный учебный план по предмету
№ п/п Содержание Форма изучения Кол-во
часов Результат Степень усвоения Подпись
уч-ся
Самооценка Оценка учителя 1. Предмет биологии Теория 1 План конспект,
дискуссия 2. Уровни организации живой природы Теория 1 План конспект,
дискуссия 3. Значение биологических наук Теория 1 План конспект,
дискуссия 4. Основы цитологии Теория 1 Сообщение по темы Строение клетки растений и животных Химия клетки Практика 1 План конспект,
дискуссия.
Практика Деление клетки Теория 1 План конспект
Тест «Основы цитологии» 5. Общее знакомство с растениями Теория 1 План конспект,
дискуссия 6 Строение и функции растительного организма его сходство с животными. Теория 1 План конспект,
дискуссия.
(составление таблицы сходство и различия животных и растений) 7. Тканевое строение растительного организма Практика 1 Практическая работа «Ткани растений»
8. Размножение растение. Сходство и различия растений и животных. Теория 1 План конспект,
дискуссия 9. Контрольный срез знаний Практика 1 Контрольная 10. Бактерии, грибы, лишайники. Теория
1 Дискуссия.
Тест «Биология растений. Бактерии, грибы, лишайники» 11. Сравнительная характеристика Голосеменных растений и Покрытосеменных растений. Теория 1 План конспект,
дискуссия 12. Многообразие Цветковых Теория 3 План конспект,
дискуссия 13. Природные сообщества Теория 1 Сообщение 14. Взаимосвязь живых существ в естественных и искусственных сообществах Теория 2 План конспект,
дискуссия 15. Особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов) Теория 1 Составление таблиц 16. Контрольный срез знаний Практика 1 Контрольная ИТОГО 21 Планируемые результаты работы
Личностные:
формирование мотивации изучения биологии и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Естественных наук»;
осознание возможностей самореализации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность.
Метапредметные:
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные:
В результате изучения предмета выпускники основной школы, должны: называтьобщие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; приводить примерыусложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризоватьстроение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов;
лишайник как комплексный организм;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в растительном организме;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений ;среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
обосновыватьвзаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных
сравниватьстроение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
Перечень учебно-методического обеспечения.
Аппаратные средства
Компьютер;
Интерактивная доска;
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Простой редактор Web-страниц.
Учебно-методическая литература
Основная литература для учащихся
Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9кл.:учеб.для общеобразоват. учреждений/А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.-11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010
Дополнительная литература для учащихся
Биология. Для поступающих в вузы. Сост. Н.М. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2009
Биология: Пособие для поступающих вузы. Мамонтов С. Г. М.: Дрофа, 2004.
Биология: ГИА 2012: Контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями. Г.Н. Панина, Г.А. Павлова. - М.: СПб.: «Просвещение», 2012
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2012. Учебное пособие. / Г.И. Лернер. - Мсква:
Интеллект-центр, 2012.
Детская энциклопедия. Джейн Эллиотт, Колин Кинг. «Росмэн» 2004
Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. для сред. учеб. заведений / М.И. Гоголев, Б.А. Гайко, В.А. Шкуратов, В.И. Ушакова; под ред.
М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991
Тайны живой природы. А.М. Голова. Пер с английского. Москва «Росмэн» 1997
Удивительная биология. И.В. Дроздова. Серия: О чем умолчали учебники. Издательство: НЦ ЭНАС. 2006.
Энциклопедия для детей. Биология. Т. 1, 2. - 5-е изд., перераб. и доп./ Глав. ред. М.Д. Аксенова. - М.: Аванта 2001
Эволюционное учение (дарвинизм). Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.
Эволюция органического мира: Факультатив. курс. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Учеб. Пособие для сред. шк. М.: Просвещение 1991
Литература для учителя
1.Биология в таблицах. Справочное пособие / авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. - 9- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
2.ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проыедения государственной
итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов. - М.: АСТ: Астрель, 2012 (Федеральный институт педагогических измерений)
3.ГИА 2013. Биология 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.И. Лернер. - М.: Издательство
«Экзамен», 2013 (Серия «ГИА. 9 класс. Типовые тестовые задания)4.Современный кабинет биологии. Работа учителя на основе дидактики личностно- ориентированного образовательного процесса. Н.Л. Галеева –
М.: 5 за знания, 2005.
5.Биология. Занимательные факты и тесты. А.П. Большаков - СПб.: «Паритет», 2000.
6.Биология в таблицах. Справочное пособие / авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. - 9- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007
Экранно-звуковые пособия
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия CD «Энциклопедия»
CD «Неклеточные формы жизни. Бактерии»
CD «Клетка прокариот, эукариот»
CD «Систематика и жизненные циклы растений»
CD «Строение высших и низших растений»
CD «Строение и жизнедеятельность организма цветкового растения»
CD «Растительные сообщества»
CD «Растения, грибы, бактерии»
CD «Растение - живой организм»
CD «Биология 6-11 кл. Лабораторный практикум»
CD «Открытая биология»
CD «Биология в школе. Растительный мир»
CD «Химия клетки. Вещества, клетки и ткани»
Комплекты таблиц
«Охрана окружающей среды»
«Ботаника» Часть 1, 2
«Окружающая среда»
«Введение в экологию»
«Вещества растений. Клеточное строение»
«Общее знакомство с цветковыми растениями»
«Растение - живой организм»
«Растения и окружающая среда»
«Растения. Грибы. Бактерии»
10.«Химия клетки»
11. «Животные»
12. «Человек»
13. «Общая биология»
Коллекции, модели
Модель динамическая «Деление клетки»
Модель динамическая «Цикл развития шляпочного гриба»
Модель динамическая «Размножение одноклеточной водоросли»
Модель динамическая «Размножение мха»
Модель динамическая «Размножение папоротника»
Модель динамическая «Развитие сосны»
Коллекция: «Древесные растения и их распространение».
Коллекция: «Палеонтологическая» (форма сохранности ископаемых растений и животных)