Методический материал.Усиленная двигательная активность
Усиленная двигательная активность
детей среднего дошкольного возраста на открытом воздухе
Гимнастика физические упражнения
ходьба должна прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность,
здоровье, полноценную и радостную жизнь.
(Гиппократ)
Охрана и укрепление здоровья детей, физическое развитие, закаливание организма – одно из ведущих направлений деятельности детского сада ”Крепыш’’, поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Одной из основных задач по ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Для решения поставленных задач необходимо:
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).
Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня. Двигательный режим – это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребёнка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности.
С 2010 года в нашем детском саду проводится опытно-экспериментальная работа по теме: «Двигательная активность ребенка как средство коррекции речевой деятельности детей». В отличие от традиционной методики проведения прогулки, в детском саду разработан режим усиленной двигательной активности детей на свежем воздухе, который включает в себя обязательно - оздоровительный бег, подвижные игры, игры эстафеты, элементы спортивных игр. В начале учебного года время проведения прогулки с УДА составляло 20мин, в настоящее время двигательный режим составляет 60-65 минут. Периодичность проведения - 2 раза в неделю.
Оздоровительный бег-30 сек
Подвижная игра -5 мин
Игры эстафеты 5 мин
Малоподвижные игры 5-8 мин
Общее время составляет 11 – 14 мин
Каждую неделю время прибавляется, а к концу учебного года составляет 60- 65мин
Результатами проведение прогулки с УДА явилось:
- снижение возбудимостиё быстрое засыпание, глубокий сон, хороший аппетит, повышение внимания и активности на общеобразовательных занятиях.
- желание детей заниматься физкультурой, положительный эмоциональный настрой во время проведения ФУ на открытом воздухе.
- совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей – повышение кожной температуры кистей рук и стоп (теплые руки и ноги в течение дня).
Изучение данных о динамике заболеваемости показали, что до введения режима УДА заболеваемость детей в группе составляла 3,4%. После проведения систематической оздоровительной работы на прогулке, заболеваемость детей снизилась - до 2,6%.
Снижение уровня заболеваемости, можно объяснить тем, что проведение усиленной двигательной активности на свежем воздухе, оказывает тренирующее, закаливающее влияние на организм ребенка, способствует расширению адаптационных возможностей детей не только к физическим нагрузкам, но и к влияниям внешней среды.
Повысилась речевая активность детей за счёт занятий с двигательными действиями и заданиями, физкультурных минуток и физкультурных пауз. Дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности во время использования различных форм физического воспитания, положительно повлияло на психофизическое развитие дошкольников, на характер их поведения и на личностные качества. У большинства гиперактивных детей появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее и качественнее выполнять различные двигательные задания, а также управлять своим поведением в соответствии с определёнными правилами и нормами. Эти дети стали более спокойными и уравновешенными. У малоподвижных детей появился достаточный запас двигательных навыков, а также интерес к спортивным упражнениям и желание участвовать в коллективных играх. У всех детей отмечается хорошее, ровное настроение, доброжелательное отношение друг к другу. Полученные результаты свидетельствуют о том, что методические приёмы, применяемые в различных формах двигательной деятельности, являются эффективными и позволяют развивать ребёнка физически, укреплять здоровье, корректировать психофизическое развитие и поведение детей.
Наибольшего успеха достигает только тот, кто объединяет усилия всех участвующих в воспитательном процессе. Приобщение детей к здоровому образу жизни ведется в союзе с родителями. Известно, что профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь тогда, когда родители становятся активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность требований, предъявляемых в детском саду и дома, вызывает у ребёнка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому я стараюсь заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Родители имеют возможность развивать ребёнка, исходя из его индивидуальных личностных возможностей, которые они знают лучше, чем кто-либо другой. Я советую родителям создать в семье условия для развития двигательной активности. Сделать это путём соблюдения режима дня, включающего прогулки, двигательную активность и занятия спортом (лыжи, санки, велосипед, плавание). Родителей я постоянно держу в курсе событий, знакомлю с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, оформляю информацию в «Уголке для родителей».
Моя задача и задача родителей – воспитать здорового, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе. Задачи воспитания могут быть успешно решены, если поддерживается связь с семьёй, если между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
15