Сказочные образы в творчестве современных композиторов

Развитие творческой активности личности является одной из актуальных задач эстетического воспитания. Решению этой задачи способствует организация разнообразных форм деятельности детей (музыкальной, изобразительной, литературной). Одной из наиболее эффективных форм проведения занятий является концерт-беседа. Такая форма закрепляет полученные на уроках знания и навыки, позволяет организовать творческую деятельность детей, создать проблемные ситуации.
Для такого концерта-беседы я рекомендую тему «Сказочные образы в творчестве современных композиторов». Она обширна, богата музыкальным материалом, классическим и современным, имеет большое воспитательное значение. Известно, что сказка – великий учитель: она дает самые первые знания о жизни, добре и зле, родной природе, обо всем, что окружает маленького человека. Сказка - своеобразная модель человеческого мировоззрения, кладезь народной мудрости, культурный опыт человечества, передаваемый ребенку в выразительной доступной форме. Все это позволяет сделать вывод, что обращение советских композиторов к миру детства – явление закономерное, идущее от лучших традиций классики.
Гармоническая основа современной музыки отличается красочностью, разнообразием находок с элементами современных ритмов. Все эти средства используются не как самоцель, а как точно найденная характеристика, как ключ к пониманию образа. Весь сложный комплекс выразительных средств подчинен общему замыслу произведения, «бьет в одну цель», создавая зримый образ, характер, картинку или сценку. Так достигается образность, предельная конкретность, зримость, характерные для детского мышления, доступность.
Используя богатую палитру средств музыкальной выразительности, советские авторы создают выразительные, живые, узнаваемые детьми образы и, прежде всего, обращаются к сказке, к героям знакомых литературных произведений Андерсена, Чуковского, Маршака, к образам животных, героям мультфильмов.
Лаконизм, афористичность высказывания заставляют композиторов искать объемную мелодику, которая опирается на узнаваемую или повторяющуюся зерно-интонацию, несущую определенную художественную нагрузку: основную мысль произведения, характеристику главного действующего лица, иногда речь героя.
Педагогическая практика дает основание считать, что больший эффект в развитии творческой личности учащегося дает использование на занятиях проблемного, «исследовательского» метода обучения. Сущность такого метода заключатся в том, что педагог не просто рассказывает о музыке, а создает так называемые проблемные ситуации, что призывает детей мыслить, высказывать собственные суждения по данному вопросу, а не только ждать разъяснений учителя. В ходе беседы педагог ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов. Отвечая на них, ребята доказывают справедливость своих предположений и, таким образом, самостоятельно усваивают новые знания.
Система вопросов заранее продумывается учителем; каждый последующий вопрос может либо логически вытекать из предыдущего, либо освещать проблему с новой, неожиданной стороны. Вопросы должны быть доступными и гибкими, чтобы их можно было перестроить в зависимости от ситуации.
Педагог, исходя из условий своей работы, учитывая подготовку учащихся, может творчески использовать разнообразный репертуар по теме «Сказочные образы в творчестве современных композиторов» на примере фортепианных пьес С. Слонимского («Сюита путешествий», «Дюймовочка», «Бармалей», «Чарли Чаплин насвистывает»), В. Гаврилина («Генерал идет», «Поехал Тит по дороге», «Представление»), В. Косенко («Петрушка», «Сказка»), С. Губайдуллиной («Волшебная карусель», «Кузнец-колдун»), Ю.Фалика («Принцесса на горошине»), С. Прокофьева (симфоническая сказка «Петя и волк»).
Предложенные фортепианные пьесы по своей трудности доступны для педагогом, а, как известно, живое исполнение музыкальных произведений всегда создает в классе творческую эмоциональную атмосферу. Если требуется, педагог может повторять тот или иной эпизод, отдельную тему, фразу, желая подчеркнуть значение того или иного средства выразительности для развития музыкального образа.
При проведении занятий предлагаю использовать следующие компоненты: прослушивание музыки, беседу с вопросами и творческие задания. Это может быть выставка лучших творческих работ ребят по мотивам сказочных образов (рисунки, поделки из пластилина), показ теневого театра, сочинения стихов к понравившейся пьесе.

План – конспект к занятию

«Сказочные образы в детской фортепианной музыке С.М. Слонимского».
-Ребята, вы любите музыку? (да)
-А какую? (песни, танцевальную, инструментальную и т. д.)
-Скажите, какие композиторы вам уже известны? (Чайковский, Моцарт, Шопен, Бетховен и т.д.)
-А каких современных российских композиторов вы знаете? (В. Шаинский, Ю. Чичков, Г. Гладков)
-Вам известны композиторы, написавшие для детей песни. Их творчество вам близко, понятно и интересно.
Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством композитора С. М. Слонимского. Это современный российский композитор, музыковед и пианист, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России (портрет, фотографии).
Родился он в Ленинграде в семье известного писателя, и с детства ему были близки и интересны не только музыка, но и литература, поэзия, кино.
Когда будущему композитору было 7-8 лет, он учился в музыкальной школе в Ленинграде у известнейшего педагога Анны Даниловны Артоболевской. Сергей Михайлович был в числе ее первых учеников. Именно она привила ему интерес к фортепианной музыке. И вот уже появляются его первые собственные сочинения - небольшие фортепианные пьески и песенки про зверят на слова Евгения Шварца.
Музыка сочинялась о том, что в жизни было интересно и понятно. Так, например, после прогулки по зимнему Ленинграду возник «Вальс снежинок», стихи С. Маршака вызвали к жизни песни, в частности «Обезьянку». Записывать музыку дети не любят, да и многие взрослые тоже. Поэтому сочиненные тогда пьесы записывала мама.
Шли годы, мальчик учился музыке и композиции в Центральной музыкальной школе в Москве, затем в Ленинградской школе-десятилетке по классу фортепиано у Самария Ильича Савминского, выдающегося пианиста, профессора Ленинградской консерватории. В 23 года Сергей Михайлович окончил Ленинградскую консерваторию, где позднее начал преподавать. В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.
Его творчество всегда вызывает интерес слушателей, о музыке Слонимского думают и спорят. И не случайно. Путь Слонимского-композитора – это постоянный творческий поиск, в своем творчестве он идет непроторенными путями, ищет новые краски, новые музыкальные формы, новые средства выразительности.
Творчество Сергея Михайловича очень обширно и разнообразно. Это и опера, и балет, и сонаты, и симфонии, и вокальная музыка. Также композитор писал музыку к кинофильмам и спектаклям. Но, кроме того, Сергей Михайлович очень любит детей и хочет, чтобы вы, ребята, любили и понимали музыку.
Мир детства, с его горестями, радостями и забавами, мечтами, выдумками и фантазиями, всегда привлекал композитора, и очень много музыки он посвятил именно вам, юные слушатели.
Итак, давайте мы с вами окунемся в этот увлекательный мир звуков и образов, мир детства С. М. Слонимского.
Я хочу вас познакомить с его произведением для фортепиано «Сюита путешествий». Какое интересное название
-Кто из вас, ребята, знает, что такое сюита?
Это слово французское, означает «ряд», «последовательность». Сюита в музыке – это ряд пьес разного характера, объединенных одним художественным замыслом, одной идеей.
В данной сюите 4 пьесы, где каждая предлагает совершить вам и герою увлекательное путешествие.
-А как вы думаете, кто будет героем?
-Конечно, ребенок!
-Послушайте первую пьесу сюиты.

(звучит пьеса «Я гуляю без папы и мамы»)

-Давайте поговорим об этой музыке. Какой характер пьесы? (жизнерадостный, светлый, веселый, озорной, шутливый, непринужденный)
-Композитор назвал эту пьесу «Я гуляю без папы и мамы»
-Весело было герою?
-Почему вам так показалось?
-Как ребенок идет? Так? (изобразить медленную, ленивую походку, понурив голову)
-Нет? А как? Покажите кто-нибудь. (Вызвать любого ребенка. Он изобразит легкую походку «с подскоками»).
-Вы правильно подметили его походку – легкую, подпрыгивающую. А как композитор показывает ее в музыке?
(быстрый темп, стаккато-отрывисто)
-Музыка звучала так?
(сыграть для сравнения сначала неправильно:

медленный темп – быстрый темп
минор – мажор
легато – стаккато
низкий регистр – средний регистр
тихо – громко

-Все эти средства выразительности играют большую роль в создании образа героя.
*** Следует обратить внимание на изобразительный прием: замедление темпа, сопоставление новой гармонии, пиано, - все это передает удивление ребенка. Он, может быть, засмотрелся на какую-нибудь яркую вывеску, а потом побежал дальше (возвращение прежнего темпа, тональности, динамики)***
-Посмотрите, как художник передает радость и восторг маленького человечка (показ картинки)
Я гуляю без папы и мамы.
Полюбуйтесь-ка вы на меня.
Очень многое делаю сам я.
А вы можете так же, как я?!
-Ребята, а путешествия могут быть только лишь наяву?
-Нет, их можно придумать, они могут быть в нашем воображении. Наконец, они могут нам присниться! Давайте с вами немного пофантазируем. Представьте: поздний час, уютный свет ночника, мамин поцелуй на ночь Сон
-А что может сниться юному мальчишке?
-Ну, конечно же, приключения, морские путешествия, встреча с морскими пиратами, великие победы, погружение в пучину океана и
морские сокровища!
-Знаете слова песни:
Цепи якорей гремят в порту,
Верят корабли в мою мечту.
Всем ветрам назло
Я спешу на зов
Дальних неизвестных островов.
Снятся часто
Мне по ночам дельфины.
Снятся чайки
И мачты бригантины.
След мой волною смоет,
А я на берег с утра приду опять.
Море, ты слышишь, море,
Твоим матросом хочу я стать.
-Ребята, кто-нибудь знает стихи, близкие этой теме?

Шурка
Ходит по лужам Шурка,
Он боевой, говорят.
На рыжей его тужурке
Матросские якоря.
Любит Шурка рассказы,
Герои их – моряки,
Бесстрашные водолазы,
Веселые рыбаки.
Бродит он, бродит по лужам
От маминых глаз тайком,
И голуби чайками кружат
Над будущим моряком.

-Закройте глаза. Путешествие продолжается. Послушайте пьесу. Как бы вы ее назвали?
(звучит пьеса «Сокровища черного моря»)


-Какой характер музыки? Что она изображает? (фантастический, загадочный, таинственный, сумрачный)
-Как вы ее назвали?
-Композитор назвал эту пьесу «Сокровища черного моря».
-В каком темпе написано произведение? (в сдержанном, спокойном)
-Сколько частей в пьесе? Есть ли повторения?
-О чем может поведать каждая часть? (крайние – образ моря, волны; средняя часть – сами сокровища)
-Посмотрите, как художник «увидел» эту музыку. Созвучен ли взгляд художника образам музыки Слонимского? (показ картинки)
-Думаю, художнику показалось, что сокровища – это и есть сам подводный мир.


-Но вот начался новый день и, следовательно, новые приключения, новые путешествия.
-Куда же попадает наш герой? (показ картинки – парк)
-Конечно, в парк!
-Ребята, а вы любите бывать в парке?
-Какие аттракционы вам больше по душе?

Как приятно в парке, братцы!
Буду тоже я кататься!
Здесь и горки, и качели,
Колесо и карусели!
А на поезде чудесном
Ехать тоже интересно!
В парке весело гулять!
В парке некогда скучать!
-Что это за аттракцион? (на рисунке – Чертово колесо)
-Вспомните свои ощущения, когда поднимаетесь все выше и выше, к облакам!
-Захватывает дух, кружится голова от восторга.
-Сергею Михайловичу, вероятно, тоже знакомо такое ощущение, и он передал это в своей пьесе, которая так и называется – «Чертово колесо». Послушайте эту пьесу.

(звучит пьеса «Чертово колесо»)

-В каком темпе она начинается?
-А потом?
(Сначала медленно, потом все быстрее и быстрее; колесо как бы набирает ход)
-А как развивается динамика?
( pp < ff )
-Как, на ваш взгляд, удалось композитору передать движение колеса, чувство восторга, наполнявшего душу от движения вверх, к поднебесью?

-Завершает путешествие пьеса под названием «Маленькое рондо».
-Ребята, кто знает, что такое рондо?
Само слово «рондо» означает «круг», «хоровод». В рондо есть основная тема – рефрен, которая на протяжении пьесы звучит несколько раз, не менее трех, создавая ощущение движения по кругу.
-Эпиграфом к этой пьесе композитор взял начальные строки известного стихотворения Корнея Чуковского:
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед

(показ картинки)

-Ребята, давайте попробуем с вами предугадать музыку. Посмотрите внимательно на картинку. Наши герои «едут и смеются, пряники жуют»
Как вы думаете, какой будет характер музыки?
(веселый, озорной, радостный)
-В каком ладу, темпе, на ваш взгляд, будет музыка?
(мажорный лад, оживленный темп)


-У вас в пьесе была бы одна музыкальная тема, или бы вы постарались изобразить характер каждой зверушки?
-А рефрен? Какова его роль?
(рефрен дает ощущение того, что наши герои катаются по кругу, привносит общую атмосферу радости, веселья, озорства)

Итак, давайте послушаем.

(звучит пьеса «Маленькое рондо»)


-Вспомните свои ответы. Они были верны?
Удалось вам предсказать музыку?
-Конечно, по-другому и не могло быть!
-Композитор умело передал настроение резвящихся зверушек, - веселье, озорство, шум, радость!

-Вы запомнили названия пьес? Перечислите их.
-И все они входят в сюиту, которая называетсяКак?
«Сюита путешествий»

-Ребята, а вы любите сказки?
-Каких сказочников вы знаете?

Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди», «Новое платье короля»
Дж. Родари «Чипполино»
Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах»

-Сергей Михайлович Слонимский не оставил без внимания вашу любовь и интерес к сказке. Композитором создан целый ряд портретов различных сказочных героев, Здесь и Бармалей, и Принцесса на горошине, и кузнечики, и лягушки
-Сейчас вы послушаете пьесу, написанную на сюжет сказки Андерсена.

(звучит пьеса «Дюймовочка»; в это время девочка танцует танец Дюймовочки – рождение из цветка)

-Понравилась вам пьеса?
-Какого сказочного героя изображает композитор?
-Помните: в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. В чашечке его сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали – Дюймовочка.
-Вы, наверное, помните, какие приключения ожидали эту девочку? (ответы детей)
-Пьеса композитора точно такая же, как и сказка Андерсена? (нет)
-В музыке, конечно, нет конкретных приключений Дюймовочки, как в литературном тексте. Да их и не нужно пересказывать. Композитор изображает только саму героиню. Пьеса так и называется – Дюймовочка.
- Какая же Дюймовочка у композитора? Чем вам нравится она? (нежная, добрая, хрупкая, мечтательная)
-Почему вам так кажется?
Мелодия пьесы (нежная, певучая, в среднем и высоком регистре, на pp) рисует образ беззащитной, маленькой девочки. Мелодия окрашена светлой печалью, ведь ей много пришлось пережить: и тяжкую жизнь у полевой мыши, и подземелье крота. Но всегда у нее оставалась надежда, стремление к солнцу, к свету, ведь, в конце концов, она находит свое счастье в стране эльфов.
-Отличается ли музыка средней части от начала пьесы? Чем?
Более спокойный темп, покачивающийся фон, на котором звучит гибкая, поэтичная тема колыбельной, создающая образ мечтающей Дюймовочки, плывущей на листе кувшинки.
Показ картинки.
-Ребята, посмотрите на эти портреты. (Показ портретов Чарли Чаплина)
-Знаете ли вы, кто это?
Это Чарли Чаплин, выдающийся артист, актер немого кино. Этого человека с полным правом можно назвать историей киноискусства. Кто хоть раз видел на экране чаплиновского героя – «маленького человечка» Чарли, тот навсегда запомнил неповторимую фигурку в старомодном котелке, кургузом пиджаке, мешковатых штанах и огромных ботинках носками врозь.
Чарли, Чарли, мы тебя все любим,
Чарли, Чарли, ты так нужен людям.
(Слова из песни)
-Сейчас вы послушаете пьесу, которую Слонимский посвятил этому замечательному человеку. Это как бы его музыкальный портрет. Композитор стремился создать этот музыкальный образ с помощью звуков.
-Так какой же он?


(Звучит пьеса «Чарли Чаплин насвистывает»)

Музыка веселая, жизнерадостная, озорная, непринужденная, трогательная. Таков он и есть в жизни – необычайно талантливый, по-детски озорной, восторженный, добрый, сердечный.
-Ребята, в каком жанре написана пьеса? (марш)
-Почему марш?
Перед глазами буквально возникает образ шагающего легкой походкой человека.
-Какая динамика преобладает? (ff)
-В каком регистре написана мелодия? Ничего не напоминает? (изобразить свист)
Пьеса так и называется «Чарли Чаплин насвистывает».

Для сравнения можно наиграть:
в миноре
медленно
без стаккато
в низком регистре

-Итак, ребята, вы познакомились с пьесами Сергея Михайловича Слонимского. Понравились вам они? Какими были по настроению, характеру?
(Веселые, жизнерадостные, озорные, как само детство)
-Понятна ли, интересна вам его музыка?
-Да, его музыка привлекает своей лаконичностью, точностью, зримостью образов, ярких и запоминающихся. Композитор с легкостью, буквально из ничего, из нескольких нот делает своих «Лягушек», «Кузнечиков», «Дюймовочку» или точный портрет Чарли Чаплина, веселые истории героя из «Сюиты путешествий».
Его музыка для детей близка и понятна каждому ребенку.


-Ребята, вы можете по своему желанию выполнить творческие задания:
1. Нарисовать понравившийся образ.
2. Подобрать и вырезать из журналов картинки к прослушанным пьесам.
3. Вылепить из пластилина наиболее яркий понравившийся образ.
4.Подобрать стихи, близкие по содержанию к данным образам, или сочинить самим.
5.Рассказать, какие эпизоды вашего детства возникают в воображении при слушании пьес:
«Я гуляю без папы и мамы»
«Сокровища южного моря»
«Чертово колесо»
«Маленькое рондо»
«Дюймовочка»
«Чарли Чаплин насвистывает»




















15