УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ


УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ
Развитие системы экологического образования возможно через совершенствование предметных, внеурочных и внешкольных форм деятельности в совокупности. Это предполагает тесное сотрудничество структур основного и дополнительного экологического образования. От кооперации во взаимодействии данных систем необходимо переходить к интеграции.
Интегрированный комплекс из учреждений школьного и дополнительного образования может стать ресурсным центром, обеспечивающим качественно новый результат экологического образования, недостижимый без него.
Одним из главных принципов экологического образования является его непрерывность. Это должно отражаться как в вертикальной, так и в горизонтальной последовательности формирования экологически грамотного члена общества.
Вертикальная непрерывность осуществляется через создание системы экологического образования от детского сада до вуза: в раннем детстве оно пробуждает чувство эмоциональной близости с миром живой природы; в школе способствует пониманию основ целостной картины мира; в период взросления и зрелости формирует экологическое мировоззрение, воспитывает чувство ответственности за состояние природы, помогает осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.Горизонтальная непрерывность должна осуществляться за счет взаимодействия школьного экологического образования с системой дополнительного образования и активного включения в нее других сфер общества — культуры, науки, управления, массовой информации.
Сегодня школьное экологическое образование в нашей стране переживает кризис.
В то же время наш предмет, экология, как и все другие предметы, позволяет разнообразить методы и формы работы, чтобы спроектировать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка и обеспечить творческий успех учителя.
Чаще всего успешное овладение методами научного исследования подразумевает углублённое изучение предмета в специальных классах, что не всегда возможно. Выходом из такого положения служит организация внеклассной работы, которая позволяет заниматься с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы.
Как важно еще на школьной скамье выявить одарённых детей, развить их способности. Для этой цели существуют научные общества учащихся.
Я провожу методологические семинары для учащихся. На этих занятиях ребята учатся работать с дополнительной научно – популярной литературой, ставят опыты, оформляют научно- исследовательские работы, затем выступают на школьной научно – практической конференции, с лучшими работами участвуют в работе районной научно-практической конференции.
Конференция «Чистая вода России-2013»
В рамках реализации регионального проекта «Создание и распространение инновационных образовательных моделей, способствующих эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов», для обмена опытом проектно-исследовательской деятельности экологического направления, 05 декабря 2013 года была проведена научно-практическая конференция «Чистая вода России – 2013». Обмен опытом работы и установление творческих контактов состоялись между обучающимися и педагогами школ - победителей регионального конкурса «Школа – Лидер образования Воронежской области»: МБОУ СОШ № 5 им. К.П. Феоктистова, МКОУ Рамонский лицей, МКОУ «Новохоперская СОШ №2», МКОУ «Рамонская СОШ №2». Было приятно, что участниками конференции стали и студенты ВГПУ, а также учащиеся МБОУ лицей №7 и МБОУ СОШ №20. Гостями и экспертами конференции стали В.Н.Жердев, профессор ВГПУ, зав. кафедрой экологического образования; Е.А.Высоцкая, канд. географических наук, доцент ВГАУ им. Императора Петра I; Н.В. Полякова, канд. с/х наук, доцент каф. физической географии ВГПУ, которые не только внимательно слушали выступавших учащихся, но и задавали вопросы, делали замечания, давали ценные советы по дальнейшей работе над проектами. После подведения итогов работы, всем участникам были вручены сертификаты, благодарственные письма и призы.
Данная конференция в рамках сетевого взаимодействия наглядно показала необходимость дальнейшего сотрудничества и обмену опытом между школами Воронежской области.УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ
Значение учебных исследований в формировании личности
Освобождение от стереотипов;
Умение слышать и видеть;
Сформированные навыки мыслительных операций;
Развитое воображение;
Развитые чувства;
Сформированная воля;
Расширение кругозора;
Становление грамотности;
Осваивание новых информационных технологий;
Трудолюбие;
Приучение к аккуратности и бережливости;
Приобретение новых знаний, умений, навыков, школьные знания перестают быть абстрактными;
Развитие коммуникативных и организаторских способностей;
Приобретение опыта публичных выступлений;
Положительное влияние на здоровье;
Отвлечение от стихийного времяпровождения на улице.
Организация учебно-исследовательской деятельности – начальный этап
Прогулки и экскурсии;
Походы выходного дня, однодневные, с ночёвкой;
Опытническая и экспериментальная работа на занятиях;
Проектирование небольших объектов;
Навыки работы с источниками информации через написание рефератов, докладов;
Элементарные исследования на выявление признаков без обращения к опыту предшественников.
Направления исследовательской деятельности
Ведение исследований в природных экосистемах
Ведение исследований в природных экосистемах с отбором части природного материала для последующего изучения
Ведение исследований в агроэкосистемах, в городской среде
Проведение эксперимента в природе и в лаборатории
Исследование – анализ документов, технологических циклов
Проектирование социально значимых объектов
Рекомендации по организации учебных исследований
Работа должна быть наполнена смыслом, иметь практическое значение, закончить её следует рекомендациями по применению в деятельности;
Работа должна соответствовать уровню развития и знаниям ученика;
Учебное исследование должно соответствовать теме работы, а тема быть конкретной, увлекательной;
Цель работы должна быть достижимой, задачи выполнимыми;
Работа должна быть доступной, т.е. соответствовать материальной базе;
Не стоит увлекаться численностью изучаемых параметров;
Необходимо точно спланировать исследовательскую работу по времени.
Представление работы – обязательный этап в исследовательской деятельности
Социальнозначимые проекты:
1.Научно-исследовательский проект «Какую воду мы пьем?» (Изучение качества питьевой воды в МБОУ СОШ №5 им. К.П. Феоктистова)
2.Социально-образовательный проект: «Пусть отразится город наш в зеркальной глади водоема»
3.Учебно-исследовательский проект «Покормите птиц зимой»