Дипломная работа Компетентностный подход в экологическом воспитании младших школьников

Министерство образования Московской области
ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»






Итоговая аттестационная работа

слушателя программы профессиональной переподготовки
«Содержание и методика начального образования»


Глушенкова Наталья Васильевна

Компетентностный подход в экологическом воспитании младших школьников



Научный руководитель – Громова Любовь Анатольевна,
к.п.н.,доцент кафедры начального образования

«_____»____________201_ год




Москва 2016 г.
СОДЕРЖАние

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
I.1. Понятие и сущность экологического воспитания.5
I.2. Формирование экологической компетенции как результат экологического воспитания ..............13

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
II.1.Формы и методы педагогической практики в экологическом воспитании младших школьников..21
II.2. Практика организации экологического воспитания в начальной школе МБОУ СОШ №10 ЩМР МО....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ... 37










ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы в том, что экологическая проблема была и остаётся по сей день, так как она тесно связана со здоровьем человека. Экологическое воспитание младших школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей учащихся. Младший школьный возраст является удачным периодом для начала формирования многих базовых качеств личности, в том числе для развития экологической компетенции ребенка. В настоящее время отсутствует единое мнение относительно цели и результата экологического образования детей, адекватного возрасту и соотносимого с экологической компетентностью как личной характеристикой и показателем качества образования. Поэтому, приобретает актуальность поиск новых технологий, средств, методов обучения и диагностики сформированности экологической компетенции, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетентности у выпускника начальной школы.
Педагоги начальной школы и родители должны первыми осознать важность формирования у детей ответственного отношения к природе, обучения школьников правилам поведения с ней. И чем раньше начинается эта работа, тем лучшим будет её педагогический результат. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеурочной деятельности младших школьников.
Ученикам младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые дают возможность формирования у них надежных основ ответственного отношения к окружающему миру.
Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности младших школьников.
Анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого есть. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Их необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном компоненте природы для погружения учащихся в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не может ограничиться только модернизацией его содержания. В обновлении нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии, экскурсии. Необходимо внедрение новых методик, программ, учебных пособий. В. А. Сухомлинский оставил нам большое наследие в области воспитания детей окружающей средой. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка, формирование его мышления, чувств, творчества. Но он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать и чувствовать природу, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Цель данной работы – раскрыть особенности экологического воспитания младших школьников на основе компетентностного подхода.
Объект – начальное общее образование в области экологического воспитания младших школьников.
Предмет - формирование экологической компетенции младших школьников.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «экологическое воспитание» младших школьников.
2.Изучить возможности компетентностного подхода в экологическом воспитании младших школьников.
3.Проанализировать формы и методы экологического воспитания младших школьников с использованием компетентностного подхода.
ГЛАВА 1. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1.Понятие и сущность экологического воспитания
Экология - популярное и известное слово нашего времени. Оно уверенно вошло в наш лексикон и сегодня трудно найти человека, не слышавшего его. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает, например, растение - с воздухом, водой, животными и человеком; животные - с воздухом и водой, с растениями, с другими животными, человеком. Экология изучает и то, как люди, зависят от окружающей их природы, как влияют на неё. Современный человек должен задуматься об отношениях между обществом и окружающей действительностью. В наше время сложилась ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без знаний о возможных последствиях её. Поэтому решение экологических проблем требует, прежде всего, изменения мышления людей. Эти качества нужно закладывать с раннего детства, развивать и закреплять в школе.
В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И.С. Матрусова, Л. П. Печко и др., которые рассматривают различные аспекты экологического образования и воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы.
Любовь к окружающей природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат целенаправленной длительной работы при изучении природы как естественной среды жизнедеятельности человека на уроках и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в дело охраны природы (выращивание комнатных растений в школе и дома, работа на пришкольном участке, заготовка кормушек и корма для птиц и т.д.). Всё это формирует у младших школьников основы экологической культуры.
Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [2; c.21].
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы [4; с.30].
Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:
- интерес к природе; - знания о природе и ее охране;
- эстетические и нравственные чувства к природе; - позитивная деятельность в природе; - мотивы, определяющие поступки детей в природе [1; с.78].
Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства – сравнительно короткому отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни. Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по экологическому образованию.
Важнейшим фактором формирования экологической культуры у молодого поколения россиян должно стать комплексное экологическое образование и воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. С позиции современных исследований, в частности Л.П. Печко: «начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. [4; с.29-32].
Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологических и общечеловеческих ценностей. Сегодня на повестку дня встал вопрос о привлечении разных школьных предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой взгляд взаимоотношений человека с окружающей средой. В условиях современной экологической ситуации важна «экологизация» всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.
Интересный материал для формирования ответственного отношения младших школьников к природе дают уроки гуманитарного цикла. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (лиса, голубь, воробей, осина, желудь). Ученики рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.
Тесная связь на уроках музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.
Большой эмоциональный всплеск дают уроки технологии и изобразительного искусства. На этих уроках учащиеся не только учатся видеть красоту природы, но и изображать ее. При этом не просто изображать речку или лес, а показывать их характер, своеобразие.
На уроках трудового обучения и дома младшие школьники изготавливают кормушки, накапливают корм. В течение зимнего периода школьники поочередно ведут наблюдение за «птичьей столовой». Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира. Уже в начале 1 класса ученики знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой. Важно, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета – наш дом и о нем необходимо заботиться.
Большими возможностями для экологического образования обладают уроки литературного чтения и произведения писателей – натуралистов. Такие произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах её охраны. Детям можно рассказать об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у учащихся умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие её форм и настроений, эмоционально отзываться на её красоту.
Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения детей в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.
Экологическое образование должно решать следующие задачи: - формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса.
- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали [3; с.3-10].
Ядро содержания экологического образования включает в себя 4 взаимосвязанных компонента [ 17 ]:
1. Познавательный – это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.
2. Ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности.
3. Нормативный – этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.
4. Деятельностный – овладение видами и способами общественно – полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.
Все компоненты формируют содержание экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей интерпретацией на младший школьный возраст.
Для решения задач экологического образования необходимо следовать следующим принципам:
- целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;
- межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
- непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
- взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
- направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Важную роль в формировании экологической культуры играет экологическое воспитание, которое является её составной частью и проводится неразрывно с экологическим образованием.
В современном педагогическом образовании существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. На основе ведущих дидактических принципов и анализа склонностей и интересов учащихся были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно разделить на группы:
а) массовые;
б) групповые;
в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся на пришкольном участке и территории школы по её благоустройству и озеленению, массовые природоохранные компании, акции и праздники; конференции, экологические фестивали, беседы, которые учат школьников взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед младшими школьниками раскрывается красота прекрасной родной природы, ее неповторимость и оригинальность. Ролевые игры являются одним из существенных источников речевого и умственного развития. Они способствуют закреплению знаний, облегчают понимание излагаемых проблем и знаний, пробуждают интерес к познанию нового. Основными критериями результативности массовых форм является широкое участие младших школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем постоянных наблюдений, накопления полезного материала.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению окружающей природы; экологические практические занятия.
Индивидуальные форма предполагают деятельность младших школьников по подготовке докладов, сообщений, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие младших школьников – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры. Экологическое воспитание нужно начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогическим работникам и родителям следует, предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у ребенка ответственное отношение к окружающей природе.
Сегодня как никогда реформа школы требует активизации экологического воспитания младших школьников. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:
1.Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.
2.Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.
3.Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.
Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.
Таким образом, под экологическим воспитанием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование экологической культуры школьника: системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.




I.2. Формирование экологической компетенции как результат экологического воспитания
Введение ФГОС 2009 года предъявило определенные требования к условиям реализации ООП НОО, к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов НОО.
Интегративным результатом реализации данных требований должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. Введение в школе нового Федерального образовательного стандарта потребовало нового компетентностного подхода, серьёзной подготовки и осуществления ряда мероприятий.
Говоря о компетентностном подходе, мы имеем в виду всех участников образовательного процесса, его содержание и технологии реализации, соответствующую переориентацию оценочных процедур, технологий и средств оценки, качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований ФГОС.
Во ФГОС начального общего образования подчеркивается, что необходимо развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
В пункте 19.7 приказа Министерства образования и науки РФ № 2357 (от 22 сентября 2011 года) «Изменения, которые вносятся в федеральный государственный стандарт начального общего образования» сформулированы требования к Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Она «должна обеспечивать:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде»
А также она «должна содержать:
- цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры обучающихся при получении НОО;
- направления деятельности по формированию экологической культуры обучающихся;
- модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного уклада школьной жизни, поведения;
- критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части формирования экологической культуры обучающихся;
- методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры обучающихся».
Формирование творческого потенциала личности возможно только при смене приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика, с учетом его особенностей и возможностей. Чтобы включиться в самостоятельную деятельность, человеку нужен мотив, осознание личностной значимости того или иного действия. Знание должно быть личностно-значимым. Это станет возможным с помощью компетентностного подхода в общеобразовательном учреждении.
Термины «компетентность», «компетентностный» и «компетенция» получили распространение в 60-х годах в западной педагогической литературе для обозначения способности личности к приобретённым знаниям, умениям и навыкам. Между понятиями «компетенция» и «компетентность» уже тогда рассматривались различия.
Компетентность – это свойство личности, проявляющееся в её осведомлённости, желании и готовности действовать в определённой области, в наличии необходимого опыта.
Компетенция – это круг делегированных полномочий и знания, необходимые для их реализации.
Понятия – “компетентностный подход” и “ключевые компетентности” получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Компетентностный подход это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, экологических, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, экологических, коммуникативных, нравственных организационных и иных проблем, составляющих содержание образования;
- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой.
Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности.
Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов.
В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.
Образовательные цели (или цели школьного образования) могут стать значимым фактором результативности образовательной деятельности, если они будут моделировать результаты, соответствующие ожиданиям, как педагогов, так и учащихся
При традиционном подходе к определению целей образования педагогические цели на практике концентрируются на непосредственных результатах обучения усвоении сведений, понятий и т.д. Эти результаты могут и не иметь особой ценности для учеников, поэтому их цели могут концентрироваться на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.).
Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
Компетентностный подход может стать методологической основой экологического воспитания в школе.
Младший школьный возраст является удачным периодом для начала формирования многих базовых качеств личности, в том числе для развития экологической компетенции ребенка. В настоящее время отсутствует единое мнение относительно цели и результата экологического образования детей, адекватного возрасту и соотносимого с экологической компетентностью как личной характеристикой и показателем качества образования. Поэтому, приобретает актуальность поиск новых технологий, средств, методов обучения и диагностики сформированности экологической компетенции, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетентности у выпускника начальной школы.
По мнению А. Н. Захлебного, экологическая компетенция предусматривает умение учащегося проектировать и организовывать свою учебную деятельность с учетом следующих факторов:
- пространственно-предметные и временные условия;
- отношения между субъектами образования;
- требования государственного стандарта и учебного плана;
- индивидуальные ресурсы обучаемого;
- учебные нагрузки и их влияние на здоровье и экологическую безопасность.
Экологическая компетенция-результат экологического образования.
В педагогической литературе структура экологической компетенции включает следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельно-практический.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологически грамотной личности, обладающей ключевыми компетенциями, способной ориентироваться в основных экологических проблемах и законах и обладающей опытом природоохранной работы. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:[17]
Формирование общекультурных компетенций (культуры здорового и безопасного образа жизни, основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека).
Развитие информационных компетенций (владение современными средствами информации и информационными технологиями: поиск, анализ, отбор экологической информации, ее преобразование, сохранение, передача).
Формирование ценностно-смысловых компетенций (способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных).
Совершенствование коммуникативных компетенций (умение работать в группе, умение общаться, объективная самооценка).
Развитие учебно-познавательных компетенций (способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; добывание экологических знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами решения экологических учебно-познавательных проблем).
Формирование компетенций личностного самосовершенствования (овладение способами экологической деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, освоение способов духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).
Основные научно-педагогические принципы реализации модели экологического воспитания: [17]
- учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей в разработке содержания экологического воспитания, важной составляющей которого является включение обучающихся в созидательную практическую деятельность экологической направленности, в работу по изучению своего края, его культурного наследия;
- системность в экологическом воспитании детей разного возраста, которая обеспечивает непрерывность и преемственность развития экологической культуры на разных возрастных этапах детства, отрочества, юности;
- комплексный подход к содержанию экологического воспитания, т.е. одновременное и согласованное педагогическое воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы личности;
- дифференциация при выборе содержания, форм и методов экологического воспитания в зависимости от уровня развития экологической культуры, индивидуальных интересов и склонностей воспитанников, степени их информированности о состоянии экологической ситуации своего региона и готовности осуществить личный вклад в ее улучшение.

Таким образом, в условиях модернизации российского образования в отечественной педагогике и школьной практике утверждается компетентностный подход как результативно-целевая основа образования. Под компетентностным подходом в образовании понимается формирование результатов как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции. Компетентностный подход должен стать методологической основой экологического образования и воспитания. В соответствии с этим экологическую компетенцию можно определить как систему нормативных требований к уровню подготовки учащихся в области решения экологических проблем.
ВЫВОД: оказавшись в серьёзном конфликте с природой, человечество вынуждено пересмотреть подходы взаимоотношения с ней. Основой для этого должно стать экологическое обучение и воспитание, успех которого зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Практика организации экологического воспитания в начальной школе будет рассмотрена во второй главе.






















ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НОО НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
2.1. Формы и методы педагогической практики в экологическом воспитании младших школьников.
Сегодня актуальным становится поиск новых технологий, средств, методов экологического воспитания, обеспечивающих восполнение недостаточного уровня развития у младших школьников экологических знаний, формирования ценностного отношения к природе, умения оценивать своё поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания. Это в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетенции выпускника начальной школы.
Эффективное формирование экологических компетенций возможно в рамках курса «Окружающий мир», обладающий широкими возможностями для формирования у младших школьников экологической культуры и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Но, ограничиваться изучением этого курса в экологическом воспитании нельзя. Необходимо использовать и другие формы и методы в контексте основных вариантов взаимодействия человека и природы.
В соответствии с п.2.4. Программы формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию: протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15), такие формы и методы могут быть следующими:
- теоретическое исследование природы – просветительская работа и познавательная деятельность, направленная на изучение явлений окружающего мира (исследовательские проекты, научные конференции, интеллектуально-познавательные игры и др.);
преобразование природы: выращивание и презентация домашних растений, выставки сельскохозяйственной продукции, уход за животными и т. д.;
художественно-эстетические практики: общение с природой созерцательно-эстетического характера (выставки – обсуждения рисунков, фотографий, рассказов, стихов, работ школьников и произведений известных мастеров, посещение природных объектов с эстетическими целями);
занятия туризмом – изменение себя в ходе преодоления природных условий в походах, экспедициях (походы, рассказы участников об испытаниях, в ходе похода);
- природоохранная деятельность (природоохранные флешмобы экологические акции).
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Задачи программы:
- сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
Важнейшим направлением формирования экологической культуры обучающихся является просветительская и исследовательская работа. Эффективность реализации этого направления зависит прежде всего от деятельности каждого педагога.
Формы исследовательской деятельности, используемые при реализации программы могут быть различными: конкурсы сочинений, исследовательская работа, во время прогулок, в музеях, деятельность классной или школьной газеты по охране природы, конкурсы мини­проектов, дискуссионные клубы, ролевые ситуационные игры.
Учащиеся ежегодно участвуют в областных конкурсах исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений:
- «Природа встречает друзей»;
- областной конкурс исследовательских работ учащихся движения «Отечество»;
- Всероссийский конкурс исследовательских работ им. В.И. Вернадского;
- Всероссийские краеведческие чтения;
- Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся движения «Отечество»;
- Всероссийская экологическая экспедиция учащихся.
Наиболее яркими исследовательскими работами учащихся, получившими высокую оценку на Всероссийских и областных конкурсах, стали: «Утилизация сорного стекла», «Исследование состояния реки Клязьма», «Исследования поражения деревьев в Щёлковском лесопарке жуком короедом» и др.
За высокие показатели, достигнутые на всероссийских конкурсах, более 30 учащихся учреждения были награждены Премией поддержки талантливой молодежи в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», установленной Указом Президента Российской Федерации от 06 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».
Важнейшим направлением формирования экологических компетенций является туризм. Находясь в туристских путешествиях, ребенок формирует представление не только о красоте и богатстве окружающей среды, но и понимает силу зависимости человека от природы и степень своей ответственности за сохранение природных ресурсов. Осуществляя хозяйственную деятельность в туристском походе (заготовка дров, обустройство мест стоянок, сбор грибов, ягод, рыбная ловля) учащиеся на практике постигают законы органичного взаимодействия с окружающей средой. Во время проведения экскурсий по различным городам Подмосковья и России учащиеся не только наблюдают состояние окружающей среды, но имеют возможность сравнивать ее с экологической обстановкой в городском округе Мытищи. Через приобретение представлений о красоте родного края у ребенка формируется чувство любви и бережного отношения к природному и культурному достоянию нашей Родины.
К мероприятиям художественно-эстетического просвещения школьников младшего и среднего школьного возраста можно отнести проведение в г.Мытищи в текущем 2015 - 2016 учебном году «Школы юного эколога». Её кульминацией стал однодневный слет, проведенный в природной среде на территории муниципального образования, в котором приняло участие порядка 200 учащихся.

В основе природоохранной деятельности лежат различные социальные проекты и экологические акции. Заслуживает самого пристального внимания социальный проект «Лесопарк – зеленая полоса безопасности», реализуемый муниципальным учреждением дополнительного образования: «Детско-юношеский центр «Турист» г.Мытищи Московской области.
Цели проекта:
- воссоздание лесопарковой зоны в окрестностях города Мытищи,
- посадка деревьев на пустующих участках Пироговского лесопарка, образовавшихся в результате повреждения леса жуком короедом.
Задачи проекта:
- создание условий для реализации стремлений жителей городского округа Мытищи к улучшению экологической обстановки в городе Мытищи путем восстановления рекреационной зоны города Мытищи, Московской области;
- организация совместного труда учащихся образовательных учреждений и их родителей в сфере свободного времени, направленного на формирование гражданской позиции детей;
- формирование позитивных взглядов у населения городского округа Мытищи на методы защиты окружающей среды;
- посадка деревьев в местах санитарных вырубок, образовавшихся в результате повреждения жуком короедом;
- организация содержательного досуга детей и взрослых.
Реализация проекта осуществляется путем самоорганизации общественности – учащихся образовательных учреждений и их родителей, принимавших участие в посадках деревьев, и создания инициативных групп в образовательных учреждениях.
Социальный эффект будет очевиден – планируется восстановление утраченного лесного фонда в рекреационной зоне города Мытищи.
В рамках реализации проекта планируется проведение двух акций:
Высадка саженцев ели или сосны – 22 мая 2016 г.
Прополка и подсчет прижившихся растений – 11 сентября 2016 г.
Участниками проекта станут около 100 учащиеся образовательных учреждений города и их родителей.
Организация мероприятия начнётся с формирования инициативных групп в образовательных учреждениях – до 24 апреля 2016 г., далее -
согласование объема работ и территории высадки саженцев с администрацией Дмитровского лесничества - до 15 мая 2016 г.
Целенаправленная работа по экологическому воспитанию обучающихся муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Турист» ведется в течение последних десяти лет. Основная деятельность по воспитанию экологической культуры проводится в объединениях туристско-краеведческой, краеведческой и эколого-краеведческой направленностей. В каждой из 16 реализуемых дополнительных общеразвивающих программ есть разделы, затрагивающие вопросы воспитания экологической культуры и основным воспитательным фактором здесь является не только слово и теоретические знания, но и опыт полученный в туристском походе, экскурсии, экспедиции.
Огромное значение в учреждении дополнительного образования уделяется участию детей в совместной со взрослыми творческой и трудовой деятельности. Проводимые конкурсы позволяют сочетать применение полученных теоретических знаний с творчеством и созиданием. Многие из таких конкурсов проводятся ежегодно, стали традиционными: конкурс «Лучшая кормушка» в рамках мероприятий по профилактической работе по охране птиц, «Экоелочка» - изготовление новогодних игрушек из вышедших из употребления бытовых предметов, «Мистер и мисс Экология» - творческо-интеллектуальный конкурс среди учащихся начальной школы. Всего в 2015 году в экологических конкурсах, проведенных МБУДО ДЮЦ «Турист» приняло участие более 600 учащихся ДЮЦ «Турист» и образовательных учреждений городского округа Мытищи.
Большое значение для формирования экологической культуры имеют муниципальные и московские областные массовые экологические акции, участвуя в которых обучающиеся приобщаются к социально–значимой деятельности, наравне со взрослыми внося свой вклад в сохранение благоприятной для человека окружающей среды. Активное участие обучающиеся принимают в сборе макулатуры, высадке деревьев, участвуют в движении по популяризации среди сверстников правил утилизации отработавших свой срок элементов питания и селективного способа сбора бытовых отходов.
Таким образом, в образовательных учреждениях Московской области сложилась определённая практика организации экологического воспитания, которую возможно и необходимо использовать в своей практической деятельности.
II.2. Практика организации экологического воспитания в начальной школе

В МБОУ СОШ № 10 г. Щёлково-7 Московской области сложилась определенная практика организации экологического образования и воспитания. Наша школа находится рядом с березовой рощей, озером в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей. Наблюдения в природе играют особую роль в формировании ценностного отношения младших школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Ребята участвуют в экологических акциях: «Покормите птиц!», «Чистый двор», «Посади дерево». В акции «Посади дерево» дети принимают участие вместе с родителями. Высаживают деревца около административных зданий и на территории школы. А дома, по рассказам детей, они вместе с родителями рядом с приусадебным участком любят высаживать дикорастущие деревца разных пород. Подросшие деревья будут радовать жителей города прохладой в жаркий день, своей красотой и полезными ягодами (например, рябина и черёмуха). В своих садах и огородах ребята помогают ухаживать за культурными плодовыми деревьями и кустарниками. Благодаря стараниям местных жителей, наш микрорайон Щёлково-7 богат зелёными насаждениями. Да и сам город находится рядом с лесом. Вместе с учителями школьники убирают территорию школы, следят за чистотой своего школьного двора (акция «Чистый двор»).
Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. В кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Учителя учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. В школе регулярно проводятся конкурсы на самый уютный кабинет, где учитывается чистота, порядок, наличие комнатных растений и их разнообразие. Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё. К каждому классу прикреплён участок, где дети высаживают, поливают и ухаживают за цветами.
Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В классе проводятся различные мероприятия на экологическую тему (конкурсы плакатов, рисунков, поделок из природного материала, классные часы на тему: «Птицы – наши друзья», «Охранять природу – значит охранять Родину», «Осенний калейдоскоп», конкурсы знатоков природы и другое).
Младшим школьникам свойственна внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. Поэтому учитель должен быть примером экологической культуры сам и ставить в пример ребят, которые любят природу, животных, у которых получается то, что предлагает сделать педагог.
Подводим ребят к выводу: природа беззащитна перед человеком. Но если мы не будем беречь биосферу, эту тонкую живую наружную оболочку Земли, то станем свидетелями угасания жизни на нашей прекрасной планете.
Боль за разрушение человеком природного равновесия передаётся детям. Хочется верить, что наши уроки добра и любви к родной природе не будут забыты.
Работу по воспитанию экологической культуры проводиться на уроках окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения, технологии.
Особое значение на уроках окружающего мира приобретают такие игровые формы обучения и воспитания как дидактические игры. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что её предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная, которая вплетается в игровую деятельность и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.
Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Её основными структурными элементами являются: моделируемый объект учебной деятельности; совместная деятельность участников игры; правила игры; принятие решения в изменяющихся условиях; эффективность применяемого решения.
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
На уроках окружающего мира используются следующие виды дидактических игр:
1. Игры по формированию экологического сознания.
Игра: «Посели животное». Дидактическая задача: закрепить знание мест обитания животных (лес, луг, почва, водоем). Игровая задача: правильно прикрепить животное на карту по месту обитания. Игровые действия: Каждый ребенок получает набор карточек с изображением животных. На доске картина, где нарисованы различные места обитания животного. Дети должны правильно прикрепить животное на карте.
Игра: «Кто где живет и чем питается?» Дидактическая задача: расширение знаний детей о животных, их местах обитания и жизни. Игровая задача: правильно определить название животного, где оно живет и чем питается. Игровые действия: Показывая картинки с изображением животных и птиц, учитель спрашивает: «Где живет это животное и чем питается?» За каждый правильный ответ ученик получает кружок. В конце, подводя итог, кто больше имеет кружков, тот и победитель
Игра: «Поставь на свое место». Дидактическая задача: закрепить знание различных групп растений. Игровая задача: правильно сгруппировать растения по видам. Игровые действия: Школьникам (3-4 чел.) раздают по одной карточке, на которой написаны названия растений. Предлагается все слова разместить по группам. Примерный набор карточек: сурепка, яблоня, томаты, хризантемы, огурец, алыча, пырей, абрикос, кольраби, патиссон, камелия, лебеда, айва, осот, перец, флокс, гладиолус, черешня, лук. Группы: плодовые, сорные, декоративные, овощные.
Игра «Звёздный час». Дидактическая задача: проверить и закрепить знания детей животного и растительного мира различных природных сообществ. Игровая задача: правильно определить животное или растение. Игровые действия: У детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звёзд, тот и победитель.
- Кто из животных не живёт в тайге? (1-волк, 2-жираф, 3-лиса).
- Какие из птиц занесены в Красную книгу? (1-утка-мандаринка, 2-сокол, 3-воробей).
- Какой из грибов ядовитый? (1-белый гриб. 2-дождевик, 3-белый навозник).
- Какие из перечисленных растений лекарственные? (1-крапива,2-колокольчик. 3-синий василёк).
- Кого называют королём грызунов? (1-суслик, 2-бобр, 3-хомяк).
- Назовите лиственные растения (1-ель, 2-берёза, 3-клён).
- Кого называют глазастым охотником? (1-варвн, 2-стрекоза, 3-лягушка).
- Какого жука называют опасным преступником? (1-майский жук, 2-колорадский, 3-жук-олень).
- Какая змея не ядовитая? (1-гадюка, 2-уж, 3-кобра).
- Какое из этих животных живёт в пустыне? (1-верблюд, 2-тигр, 3-волк).
- Назовите перелётных птиц (1-кукушка, 2-ласточка, 3-стриж).
- О какой птице загадка:
Стали братцы на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли-
И с ходулей не сойти. (1-зарянка, 2-ворона, 3-журавль)
Игра: «Кто лишний?» (Тема «Природные зоны»). Дидактическая задача: закрепить знания животного мира природных зон «Пустыня», «Тундра», развитие аналитического мышления. Игровая задача: найти животное, не обитающее в данной природной зоне. Ход: На доске - рисунки (или карточки со словами) животных и растений. Одно из другой природной зоны. Найти лишнее. Объяснить свой выбор.
1. Тема «Пустыня».
- Верблюд, джейран, варан, лось, суслик.
- Кобра, волк, лиса, шакал, скорпион.
- Тушканчик, черепаха, эфа, собака, пустынный ёжик.
- Кактус, береза, саксаул, песчаная акация.
- Тюльпан, роза, полынь, верблюжья колючкат.д.
2. Тема «Тундра»
- Морж, олень, гнус, казарки, песец.
- Морошка, ягель, земляника.
- Северный олень, песец, лемминг, тюленьт.д.
2.Игры по формированию экологического поведения.
Игра «Как вести себя в лесу» Дидактическая задача: способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Игровая задача: верно, определить и выбрать правило поведения в лесу. Игровые действия: Учитель сообщает детям, что их в гости приглашает старичок - Лесовичок. Лесовичок просит не забывать правила поведения в лесу, предлагает выбрать нужное правило.
1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь - здесь много зелени, и еще вырастет!
3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное это никому не мешает!
4. Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
(Можно предложить карточки, изображающие разное поведение в лесу. Дети отбирают нужные.)
3. Игры во время экскурсии в природу.
Игра: «Деревья и кусты». Дидактическая задача: закрепить знания отличительных признаков деревьев и кустарников, их названий. Игровая задача: правильно определить дерево или кустарник; развитие внимания, быстроты реакции. Игровые действия: сообщается условие игры: когда называют дерево, руки нужно поднять вверх, а когда куст - вниз. Дети делятся на 2 команды, выбирают ведущего, который называет то дерево, то куст. Дети повторяют эти движения. Ведущий может назвать дерево, но опустить руки или наоборот. Ребята, которые ошиблись, выводятся из команды. Выигрывает команда, в которой остается больше участников.
«Кто дальше пройдет». Дидактическая задача: тренировка памяти и развитие внимания, наблюдательности на экскурсии. Игровая задача: как можно больше запомнить и воспроизвести по памяти названия деревьев и кустарников. Игровые действия: Участвуют 5-7 учеников, остальные наблюдающие. Участники становятся вдоль стартовой линии. Идя по очереди вперед, каждый участник должен громко поизносить название дерева или кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг, не назовет дерева, он должен остановиться и присесть. Выигрывает тот, кто пройдет дальше всех. Ведущий сопровождает каждого участника и следит, чтобы он не замедлял шаг.
Использование таких дидактических игр на уроках помогает осуществлять дифференцированный подход к ученикам, подбирая для них задания разной степени сложности. Кроме того, в процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают необходимые знания.
Результатом дидактических игр становится приобретение детьми личностных качеств, приобретаются новые установки и ценности в сохранении окружающей среды, желание помочь природе. Даже опыт принятия экологически грамотных решений можно привить игрой, не говоря уже об усвоении в процессе игры моральных норм и правил поведения в окружающей среде.
Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что экологические игры - это форма, экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса к природе и эмоциональной включенности.
Также ведётся работа с родителями и по экологическому направлению. Это родительские собрания, праздники, экскурсии, изготовление поделок из природного материала.
Рекомендации родителям:
– во время прогулок в лес, на реку, больше объясняйте, рассказывайте детям о том, как бережно надо относиться к природе;
– читайте детскую художественную литературу, смотрите и обсуждайте телевизионные передачи о природе;
– будьте для своих детей образцом, достойным подражания.
И если дети делают замечания взрослым за их подчас неправильное поведение в природе, значит главная цель воспитания достигнута.
Работа по экологическому воспитанию способствует формированию ценностного отношения к природе.
Таким образом, вся работа по экологическому образованию и воспитанию школьников основывается на использовании природной любознательности детей, их интереса к тайнам и чудесам окружающего мира, желания постичь законы природы. Хочется думать, что благодаря систематической и целенаправленной работе нам, взрослым, удается помочь детям сохранить доброту на всю жизнь, дать им возможность утвердиться в чувстве родства со всеми живыми существами Земли, стать мудрыми и добрыми жителями большого дома – планеты Земля.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.
В начале нашей работы были поставлены задачи исследования.
На основе решения данных задач были сделаны выводы:
1.Экологическое воспитание - процесс непрерывного, систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде, организованный путем воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления.
2. В качестве методологической основы экологического воспитания можно использовать компетентностный подход, с позиций которого основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
При использовании компетентностного подхода в экологическом воспитании у младших школьников формируются:
- ценностное отношение;
- знания;
- готовность к применению знаний на основе умений;
- опыт применения знаний на основе навыков.
3. Формирование экологического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе будет эффективным при использовании компетентностного подхода педагогом к данной проблеме. В соответствии со структурой экологической компетенции выявлены следующие направления работы:
- теоретическое исследование природы – для формирования теоретического компонента экологической компететности наиболее эффективно развитие познавательной деятельности, направленной на изучение явлений окружающего мира (исследовательские проекты, научные конференции, интеллектуально-познавательные игры и др.);
- для формирования практического компонента экологической компететности преобразование природы: выращивание и презентация домашних растений, выставки сельскохозяйственной продукции, уход за животными и т. д.;
художественно-эстетические практики: общение с природой созерцательно-эстетического характера (выставки – обсуждения рисунков, фотографий, рассказов, стихов, работ школьников и произведений известных мастеров, посещение природных объектов с эстетическими целями);
занятия туризмом – изменение себя в ходе преодоления природных условий в походах, экспедициях (походы, рассказы участников об испытаниях, в ходе похода);
- природоохранная деятельность (природоохранные флешмобы экологические акции).
Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности.
Таким образом, систематическая работа с использованием различных форм и методов работы с младшими школьниками значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость. Внеклассная работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе. Дидактические игры на уроках окружающего мира формируют экологическое сознание, экологическое поведение, тренировку памяти и развитие внимания. Использование таких дидактических игр на уроках помогает осуществлять дифференцированный подход к ученикам, подбирая для них задания разной степени сложности. А задачей учителя остается поиск новых форм и методов по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира и внеурочное время.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1999. – С.77-83.
Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1986. С.20-28.
Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе. – М., 1988. – С.3-10.
Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями на 29 декабря 2014 года) /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
7. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000.
8.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. – М.: «Академия»,2000.
9. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
10. Степанова О.А. Игровая школа мышления. Методическое пособие. (Серия: Игровые технологии) М. ТЦ Сфера, 2003.
11.Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. - N 6.
12.Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа. – 2002. - N 3.
13.Начальная школа 2003. - №5.
14. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: Просвещение, 2011.
15.Алексеев С.В. Экологическая компетентность как цель и результат современного образования. Модернизация современного образования: к экологической компетентности – через экологическую деятельность. С.- Пб., 2006. 16. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М., 2008.
Интернет – ресурсы:
17. www.studmed.ru –дипломная работа «Экологическое воспитание младших школьников».
















Приложение 1
Покормите птиц зимой!!!

Снежной морозной зимой птицы, которые остаются зимовать в наших краях, нуждаются в подкормке. Птичья система терморегуляции устроена таким образом, что если нет пищи, то она функционирует плохо. Поэтому много птиц погибает морозными ночами, когда крошечное тельце не в состоянии согреться и замерзает. Сытая птица сохраняет тепло до утра. Восполнить энергию может только еда, которую трудно найти под снегом и льдом за короткий зимний день. Вот почему важно подкармливать наших пернатых соседей. Но делать это нужно правильно, чтобы вместо помощи птицам не причинить им вред.
Для подкормки птиц нужно устраивать кормушки. Самый простой вариант – сделать кормушку из пластиковой бутылки или молочного пакета, вырезав отверстие. Можно потрудиться и изготовить кормушку в виде домика из дощечек или фанеры. Кормушка должна иметь бортики и крышу, чтобы корм не сдувало ветром и не засыпало снегом. Развешивать кормушки нужно как можно выше. А главное, помните: ХОРОШАЯ КОРМУШКА – ЭТО КОРМУШКА, В КОТОРОЙ ВСЕГДА ЕСТЬ КОРМ!!!

Чем же правильно кормить птиц?

МОЖНО
НЕЛЬЗЯ

- нежареные и несоленые семечки подсолнечника, тыквы, арбуза, дыни;
- овес, просо;
- семена льна;
- семена сорных трав (их можно, заготовить летом);
- шишки хвойных деревьев;
- нежареные и несоленые орехи;
- кусочки свежих или сушеных фруктов и ягод (яблоко, рябина, калина, боярышник);
- несоленое свиное сало или сливочное масло;
- крошки черствого белого хлеба
- жареные и соленые семечки;
- соленые сухарики и чипсы;
- черный хлеб;
- соленое сало;
- пшено;
- испорченная пища;
- крупные куски черствого хлеба;.















13PAGE \* MERGEFORMAT144015


13PAGE 15