Конспект урока по окружающему миру на тему Екатерина Великая (4 класс)


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
с углублённым изучением отдельных предметов»
г. Реутов Московской области
Ассоциированная школа ЮНЕСКО



Материалы открытого урока – проекта

« Екатерина Великая»

Урок Окружающего мира в 4 «Г» классе,





Янсон Зарета Анатольевна,
учитель начальных классов



г. Реутов
28 марта 2014 г.


Тема урока: « Екатерина Великая »

Класс
Учебные материалы

4
Программа и планирование по Окружающему миру в 4 «Г» классе

Основные сведения об учителе

Янсон Зарета Анатольевна- учитель начальных классов

Г.Реутов,
МОУ «СОШ №6» с УИОП



Тип урока

Комбинированный

Оборудование урока

Презентация. Проектор.
Плакаты. Карточки для индивидуальной работы. Кроссворд. Тесты. Раздаточный материал, с текстами на каждую группу.


Цель урока

Создание мини - проекта на тему «Екатерина Великая». Коллективная работа.
- формировать чувство ответственности за сохранение истории;
- создать у детей образ Екатерины Великой;
- познакомить с периодом истории во время правления Екатерины Великой;
- развивать способность к критическому мышлению;
- способствовать развитию смысловой памяти

Задачи урока

Формировать умения оценивать свою деятельность.
Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи.
Развитие умения работать с информацией.
Развитие умения использовать различные способы поиска информации в тексте.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с материалом и приобретения новых знаний, в процессе беседы и выполнения работ.
Воспитание познавательного интереса. Воспитание гордости, любви к родной стране и своей истории
Воспитание умения работать в группе.



Применяемые технологии

Компьютерная.

Развивающая.

Проектная.

Применяемые формы работы

Фронтальная.

Индивидуальная.

Групповая.

Виды работ, применяемых учителем

Беседа с показом иллюстраций.

Работа с мультимедийной аппаратурой.

Создание условий для работы в группах.

Виды работ, применяемые учащимися

Участие в беседе с применением презентации.

Работа с применением интерактивной доски.


Результативность обучения

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре, истории страны,
формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения,
развитие умения работать в группах

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение,
учиться планировать время,
учиться оценивать работу и ее результаты,
развивать внимание,

Предметные: актуализировать знания о периоде правления Екатерины Великой.




План урока.

1.
Оргмомент.


Самоопределение к деятельности.
2 мин.

2.
Проверка домашнего задания.





1.Индивидуальная работа по карточкам.
2.Заслушивание подготовленных сообщений о Ломоносове.

К: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

Л: Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения
7 мин.


3.
Введение в тему.

15 мин.


Беседа учителя.
Мини-проект «Кроссворд».

Р: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи

П Развитие операций мышления: сопоставление, выделение лишнего, анализа, обобщения, классификаций



4.
Открытие нового знания.


10 мин.


Демонстрация презентации.

П: Развитие умения работать с текстом.

Л: Развитие умения работать в группах

К: Формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения


5
Первичное заключение.

7 мин.


Тест.
Индивидуальная работа.
Проверка по ключу.
Самооценка.
К: Формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать

Р: Формировать умение оценивать свою деятельность


6
Итог урока.

2 мин.


Рассуждение детей.
К: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации


7
Домашнее задание.
Р: Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии
2 мин.


Примечание : по ходу работы возможно изменение времени на 2 - 3 мин.
УУД: Л - личностные, К – коммуникативные, П – познавательные, Р - регулятивные

Ход урока

Оргмомент.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы все понятно стало
Потрудились мы не мало.
Продолжаем снова путь,
Дальше нужно заглянуть!

Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа по карточкам:

Карточка №1. Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания?

Карточка №2. В чем были трудности учебы в то время?

Карточка №3. Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?

Заслушивание подготовленных сообщений о Ломоносове.


Введение в тему.

Работа учителя
Работа учащихся

Беседа.
- М.В. Ломоносов внес огромный вклад в развитие науки и культуры России, но он был ученый, а не император, а решении об открытии первого университета принимал император. А кто же был императором? Каким он был человеком? Мы уже знаем, что прогрессивным императором был Петр I. Кто продолжил дело Петра I? О ком пойдет речь на этом уроке? Это нам сейчас предстоит узнать.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников? (Петербург.)
Кто был его учителем? (Дьячок.)
Кем был отец М.В. Ломоносова? (Рыбаком.)
В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину? (Петербургской.)
В какой стране учился Ломоносов? (Германия.)
Около какого города родился Ломоносов? (Холмогоры.)
Ломоносов был выдающийся физик, (Химик.)
Он открыл атмосферу на планете (Венера.)
Судно Ломоносова? (Чайка.)
Какое слово получилось в выделенных клетках? (Екатерина.)

-Молодцы! Сегодня на уроке речь пойдет о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I. Об этой личности Ломоносов говорил: «На троне баба- ума палата.» Это тема нашего урока, попробуйте определить главный вопрос, на который нам предстоит найти ответ.

Дети выдвигают гипотезы.












Дети заполняют кроссворд.
































Учащиеся определяют задачу урока в виде вопроса. Главная задача урока: Почему Екатерину, как и Петра I, называют Великой?

4. Открытие нового знания.

- Чтобы ответить на вопрос: «Почему Екатерину, как и Петра I, называют Великой?» Вы объединитесь в группы. Каждая группа имеет свое задание. Сегодня вы исследователи. Из текста, который представлен каждой группе, вы должны выбрать главное и доказать, что Екатерина сыграла огромную роль в истории нашего государства.
Во время ответа каждой группы, учитель демонстрирует презентацию.
Класс разделен на группы, каждая группа имеет текст с целевой установкой.

1 группа. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Детство и юность Екатерины.
Текст.
Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов герцогского по отцу и княжеского по матери. Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание, что в конце концов она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г. Жизнь Екатерины в России до вступления на престол. Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно. Отдав дань веселой жизни двора, Екатерина обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России. Ее рассудительность, искренняя любовь к России все это напоминало поведение Петра и позволило ей завоевать авторитет, как среди великосветского столичного общества, так и в целом населения Петербурга.
В России Екатерину II не без оснований считали самой русской императрицей и с любовью называли «немецкая мать русского Отечества».Современники говорили:- «Русский Петр I хотел сделать нас немцами, а немка Екатерина II русскими». Она и сама в это верила, стараясь как можно реже вспоминать о своих немецких корнях. Согласно одному из преданий, однажды императрице стало плохо, и доктора прописали ей кровопускание. После этой процедуры на вопрос «Как здоровье, Ваше величество?» она будто бы ответила: «Теперь лучше. Последнюю немецкую кровь выпустила». Россия в екатерининские времена, образно говоря, «прихорашивалась». Русские города разительно переменились: появились прямые и широкие улицы, на месте прежних деревянных домов выросли красивые каменные здания.
-Какие черты характера явно проявились у Екатерины в детском возрасте?
– Что позволило Екатерине завоевать авторитет среди великосветского столичного общества?

2 группа. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Как жили дворяне и крепостные крестьяне.
Текст.
Никогда еще русским дворянам не жилось так вольготно. Дворяне – люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Дворяне могли владеть землями и деревнями с крепостными крестьянами (поместьями). Тогда их называли помещиками. Многие дворяне покинули Москву и Петербург и переселились в свои усадьбы. Наиболее отличившихся дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян. Крепостные крестьяне – крестьяне, «прикрепленные» к своим владельцам, то есть господин имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина. Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна. Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог его продать, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку. Помещикам разрешалось крестьян бить кнутом, заковывать в цепи, отправлять на каторгу (тяжелые принудительные работы). Нередко помещик забивал крестьян до смерти, хотя убивать их, было запрещено. Для того, чтобы помещикам вольно и сладко жилось, крестьяне должны были работать не только на своей земле, но и на земле помещика. Это называлось барщиной. Крестьяне не мирились со своим положением. Недовольные своей жизнью крестьяне тоже иногда убивали жестоких помещиков, поджигали их усадьбы и дома, бежали на новые необжитые места – на Дон, в Сибирь, подняли восстание. Его возглавил казак Емельян Пугачев. Но силы были неравными. Обученные войска разгромили восставших. Емельян Пугачев был казнен.
- Что такое барщина?
-Как жили дворяне?
- Как жили крестьяне?
- Кто руководил крестьянским восстанием?

3 группа ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Военачальники Екатерининских времён.
текст Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Другой знаменитый полководец Великой Екатерины, граф Алексей Григорьевич Орлов, победил турок на море. В Чесменской гавани встретились турецкие корабли с русскими. Первый русский корабль сцепился с турецким, и оба взлетели на воздух и разбились в куски. Граф Орлов распоряжался сам войсками среди дыма и пламени. Все турецкие корабли были сожжены, а один большой граф Орлов взял в плен. После этой победы надолго усмирялись турки и стали бояться России. А у татар князь Потемкин, но повелению Екатерины Великой, отнял целую страну но имени Крым, или Тавриду. Щедро наградила Екатерина Великая своих храбрых полководцев и повелела Орлову называться графом Чесменским, и Потемкину князем Таврическим.
Так же материал учебника с.108 – 110.
- Какими помощниками окружала себя Екатерина?
- Назовите знаменитых военачальников.


4 группа. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )

Перемены в России во времена правления Екатерины II.
Текст.
Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая. Царствовала императрица Екатерина 34 года. Страна нуждалась в образованных людях. По приказу императрицы появились народные училища. Воспитательный дом – приют для сирот и детей бедняков – был открыт в Москве. Екатерина много ездила по России, желая своими глазами видеть, как живет ее народ. За годы ее царствования территория империи значительно расширилась. В результате войн с Турцией Россия отвоевала Крым и северные берега Черного моря. Отошли к России и те земли Киевской Руси, которые были захвачены ее западными соседями после монголо – татарского нашествия. Строились новые города и деревни, расширялись старые, быстро росло число жителей в них, крестьяне распахивали новые земли. Понимая, как много значит для России развитие науки, императрица не жалела средств на научные исследования, организацию экспедиций в отдаленные области России, особенно морские, которые открывали новые земли, моря и проливы. Большое внимание государыня уделяла медицине. В то время тысячи людей умирали от страшной болезни – оспы. Единственным спасением от нее были прививки. Но в России делать прививки боялись, и тогда императрица приказала привить оспу себе и своему сыну. Все прошло благополучно, и после этого уже многие последовали примеру Екатерины. При ней разительно изменился внешний вид многих русских городов, в них появились прямые и широкие улицы, на месте прежних деревянных домов выросли красивые каменные здания. Самым многолюдным красивым городом империи был Санкт – Петербург. На одной из главных площадей столицы – Сенатской – вознесся Медный всадник – памятник Петру Великому. В каменные набережные оделась Нева. Строились каменные и чугунные мосты через реки и каналы. В середине XVIII века в Петербурге на набережной Невы возводится Зимний дворец. И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи в окрестностях Петербурга.
-Как изменился внешний вид городов?
- Вклад в науку.
- Какие земли были присоединены к России?


5. Первичное закрепление.

Тест. Индивидуальная работа. Проверка по ключу. Самооценка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Какой город был столицей России при Екатерине Великой?
1) Москва
· 3) Новгород
2) Киев
· 4) Санкт-Петербург

Что по распоряжению Екатерины было воздвигнуто на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в честь Петра I?

· 1) Петропавловский собор
· 3) Медный всадник
· 2) Зимний дворец
· 4) Адмиралтейство

3. Сколько лет продолжалось правление Екатерины II?
1)15 лет
· 3)30 лет
2) 24 года
· 4) 34 года

4.Какой полководец прославился победой над крепостью Измаил?
1) А.В. Суворов
· 3) М.И. Кутузов
2) Ф.Ф. Ушаков
· 4) Д.М. Пожарский

5.Почему Екатерина считалась продолжательницей дел Петра Великого?

· 1) она часто ездила за границу

· 2) она много сделала для образования в России

· 3) она продолжила войну со Швецией

· 4) она была жестоким правителем

6.Кто возглавил восстание крестьян, произошедшее при Екатерине II?

· 1) А.В. Суворов
· 3) Емельян Пугачёв

· 2) Степан Разин
· 4) Кузьма Минин

7. Какие личные качества позволили Екатерине II получить прозвище Великая?

· 1) ум


· 2) сильный характер

· 3) трудолюбие

· 4) любовь к развлечениям

8. Что сделала Екатерина II на благо Отечества?

· 1) открыла в городах народные училища

· 2) сделала крестьян крепостными

· 3) открыла в Москве Воспитательный дом для сирот

· 4) при ней Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей

Учащиеся отвечают на вопросы.

6. Итог урока.

- Так почему же Екатерину II называют Великой?
-и так подведем итог:
Екатерина II Великая 1762-1796 годы правления. Заметный след в Российской истории оставила Екатерина II. В 1744 году императрица Елизавета Петровна, дочь Петра 1, выбрала её в невесты своему племяннику Петрунаследнику российского престола. Так немецкая принцесса Фике оказалась в России. Здесь она приняла православие и была наречена Екатериной. После смерти супруга Петра III она стала императрицей. Екатерина II мудро и умело управляла огромной страной, за что и получила титул Великой. Она основала больше 200 городов, присоединила к России новые земли, издала прогрессивные законы. При ней процветали паука и литература. В 1755 году был открыт первый русский университет в Москве. Поэтому время, в которое царствовала Екатерина Великая, называют «Веком просвещения». «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали» А.С. Пушкин

Рассуждение учащихся.

7. Домашнее задание.

Подготовить сочинение- размышление на тему: «Что ты можешь сделать сейчас для того, чтобы в будущем внести свой вклад в процветание России?»
Учащиеся записывают в дневники задание.








На уроке учащимися освоено:
Самостоятельный подбор материал.
Ответы на вопросы кроссворда и работа с ним на интерактивной доске.
Организация работы в группах.


Используемая литература:


1.Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс / Сост. И. Ф. Яценко. – Москва: ВАКО,2010г.






Екатерина Великая1.ppsxПЕкатерина Великая1.ppsxЌ
·
·
·
· Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715