Рабочая программа внеурочной деятельности: Окно в Европу ФГОС ООО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4
городского округа город Нововоронеж»

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
на заседании школьного МО учителей истории и географии
№ протокола «1» «26» августа 2014 г.
__________ ____Нелезина Г.И.
подпись Ф. И. О. руководителя ШМО
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете
Протокол №1 от 28 августа 2014 г.
Директор МКОУ Нововоронежская СОШ №4
____________ ___Зуева Т. Д._________
подпись Ф. И. О. директора школы




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 2
ориентирована на достижение результатов одаренных учеников
(тип программы: комплексная/тематическая)
Клуб путешественников
(научное объединение.)
«Окно в Европу»
(наименование)



Количество часов: по 35
Срок реализации программы: 1 год
Ступень обучения: 6-7 классы – ФГОС ООО



Программу составила: учитель географии
Ковалева Г. В.



2014 – 2015 уч. год
Пояснительная записка

В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе уже 30 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный  школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. «Без географии – вы нигде!» стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый мой ученик.
Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.    Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?
    Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного    материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.
    Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.
Цель программы:
- Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.
- Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;
- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;
-  получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;
- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
- знакомство с народами и странами мира;
- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.


Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;
-активно вовлекать в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях:
-  способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;   - побуждать и поддерживать стремление  школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
- создавать условия для развития  творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы
 Реализации программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
-   повышению качества образования по географии;
-   формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.  
Основные мероприятия программы 
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;
- использование технологии личностно – ориентированного обучения;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- организация исследовательских и творческих работ школьников. 
Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов  в ходе изучения курса:
 - повышение качества географических знаний и умений школьников;
- повышение успеваемости по предмету;
 - повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;
- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в  выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы; -повышение качества знаний по другим предметам; - приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами; - повышение общего уровня культуры школьников;
-  рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уро
·вню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
2) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
3) формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
3) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
4) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности
Формы проведения занятий
В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.
Кружок  рассчитан  на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.
Методическое обеспечение работы кружка
    - Оборудование:
1. Географические карты, глобусы.
2. Видеоматериалы
3. Презентации:
4. Компьютер, мультивидеопроектор, экран.
Прогнозируемые результаты.
В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.
Тематическое планирование   
Клуб путешественников
«Окно в Европу»
 
 №
Тема занятия
Кол-во часов
Дата

1
Введение. Знакомство с планом работы кружка. Цели, задачи. Общая характеристика стран Зарубежной Европы.
1
 

2
Страны Северной Европы. Норвегия.
1
 

3
Страны Северной Европы. Швеция.
1
 

4
Страны Северной Европы. Финляндия.
1
 

5
Страны Северной Европы Дания.
1
 

6
Страны Северной Европы. Исландия
1
 

7
Страны Западной Европы. Великобритания.
1
 

8
Страны Западной Европы. Франция.
1
 

9
Страны Западной Европы. Германия.
1
 

10
Страны Западной Европы. Нидерланды. Бельгия.
1
 

11
Страны Западной Европы. Австрия. Швейцария.
1
 

12
Страны Южной Европы. Испания.
1
 

13
Страны Южной Европы. Португалия.
1
 

14
Страны Южной Европы. Греция.
1
 

15
Страны Восточной Европы. Страны Балтии - Эстония.
1
 

16
Страны Восточной Европы. Страны Балтии - Латвия.
1
 

17
Страны Восточной Европы. Страны Балтии – Литва.
1
 

18
Страны Восточной Европы. Польша.
1
 

19
Страны Восточной Европы. Белоруссия.
1
 

20
Страны Восточной Европы. Украина.
1
 

21
Страны Восточной Европы. Чехия.
1
 

22
Страны Восточной Европы. Словакия.
1
 

23
Страны Восточной Европы. Румыния.
1
 

24
Страны Восточной Европы. Венгрия.
1
 

25
Страны Восточной Европы. Болгария.
1
 

26
Страны Восточной Европы. Молдавия.
1
 

27
Страны Восточной Европы. Албания.
1
 

28
Страны Восточной Европы. Страны бывшей Югославии. Словения.
1
 

29
Страны Восточной Европы. Босния и Герцеговина.
1
 

30
Страны Восточной Европы. Македония. Харватия.
1
 

31
Карликовые страны Европы.
1
 

32
Кроссворд. Европейские страны.
1
 

34
Кроссворд. Столицы Европейских стран.
1
 

 35
 Резерв.
1
 

  
Список литературы.
1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2008-302 с.:ил/
3. Предметная неделя географии в школе  Серия: Библиотека учителя  Автор: Андреева В.Н.
4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям  Сайт:http://www.danilova.ru
5.   География:Все для учителя географии  Сайт:http://geo.1september.ru
6.  География:Энциклопедическая библиотека.  Сайт:http://megacollection.ru














Заголовок 115