Конспект урока по ОСОМ 4 класс на тему Страна, покорившая космос


. Урок – викторина. Тема: Страна, открывшая путь в космос. Цели: 1.Сформировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время, познакомить с биографией первого космонавта, с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране. 2. Учить анализировать, делать выводы, работать в парах, группах, индивидуально, расширять кругозор, развивать устную речь, переключаемость и устойчивость внимания. 3 .Воспитывать любовь к героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине, природе. УУД : познавательные – самостоятельно формулировать познавательные цели, владеть навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: презентация, слайды мультимедиа с изображением космических кораблей, спутников, теоретических данных, портреты космонавтов,  книги о космосе, индивидуальные карточки, жетоны-звёздочки для оценивания, сигнальные карточки 1.,2, 3:, рисунки на тему, стихи, загадки о космосе, жетоны – звёздочки. ХОД УРОКА: Организационный момент.Долгожданный дан звонок,Начинается урок.Нас сегодня ждёт дорога,И узнать нам надо много.Так возьмёмся скорей за работу,Чтобы времени зря не терять.О том, как потрудились дома,Поспешим друзьям рассказать.II. Проверка дом. задания.  (Фронтальная работа)Блиц-опрос. (Cлайд1.)Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939 года)Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941 года)Сколько городов получили название “город-герой”? (10)Почему война называется Великой Отечественной? (на защиту Родины поднялся весь народ)Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)Когда советская армия перешла в наступление? (в 1942 году)Когда разгорелось сражение под Курском? (летом 1943 года)Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? (в 1944 г.)Когда начался штурм Берлина? (в апреле 1945 года)Кто им руководил? (Г. К. Жуков)Какой день стал Днём Победы? (9 мая)Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? (Свыше 26 миллионов)Какие ещё беды принесла война нашей стране? (разрушены города, здания, памятники культуры)(За правильный ответ раздаю жетоны – звёздочки)Изучение нового материала. Слово учителю:1.– Прочитайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке (Cлайд 2 – загадка) Крыльев нет у этой птицы,  Но нельзя не подивиться:  Лишь распустит птица хвост – И поднимется до звёзд.– Правильно! Это ракета. А как выдумаете, какая тема сегодняшнего урока? Правильно «Страна, открывшая путь в космос».(Слайд 3.) Ведь именно наша страна первой проложила дорогу к звёздам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос. Слайд 4. Константин Эдуардович Циалковский.Основоположник космонавтики и ракетостроения. Обосновал возможность использования ракеты для полётов в космическое пространство, к другим планетам Солнечной системы.2. Ученик:Космонавтика сравнительно новая наука. Ее основоположником считается Константин Эдуардович Циолковский)  Он воплотил в жизнь увлекательные истории писателей – фантастов. Простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Слайд 5.Строительство ракет. Слайд 6. Запуск ракеты. Слайд 7. 4 октября 1957 года запуск первого искусственного спутника Земли. 3. Ученик- Спустя всего 23 года после смерти великого ученого, в 1957 году был запущен первый искусственный спутник ЗемлиПосле 4 октября в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты. Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы.4. Ученик .Спутник летит вокруг Земли по орбите. Он выполняет важную роль для науки и техники. В наши дни создано огромное количество автоматических (беспилотных) спутников не только Земли, но и других планет – Марса, Венеры, Луны. Слайд 8. Биокосмонавт Лайка.5. Учитель:Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак.6. Ученик:Первый отряд собак – кандидатов на полёты в космос – набирали... в подворотнях. Это были обычные бесхозные собаки. Их отлавливали и направляли в питомник, откуда распределяли по научно-исследовательским институтам. Институт авиационной медицины получал собак строго по заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов (кабина ракеты была рассчитана на маленький вес) и ростом не выше 35 сантиметров. Почему набирали дворняг? Медики считали, что они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу, что было равносильно дрессуре. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с интеллектуальными мордашками.7. Ученик. Первой в космос полетела собака Лайка. Для неё была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. О здоровье собаки и её поведении люди узнавали с помощью приборов, установленных на спутнике. Вслед за Лайкой на орбиту отправились другие четвероногие разведчики: собаки Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка, белые крысы и мыши. Все они вынесли необычные условия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми.8. Ученик:3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка. Готовили Лайку к полёту очень трогательно. На Байконуре стояла поздняя осень, в кабине было довольно прохладно. Врачи протянули шланг с теплым воздухом от наземного кондиционера, чтобы собака не мерзла.3 ноября 1957-го Лайка отправилась на орбиту.9. Учитель       Всего с июля 1951-го по сентябрь 1962-го состоялось 29 собачьих полётов в стратосферу на высоту 100-150 километров. Восемь из них закончились трагически. Собаки гибли от разгерметизации кабины, отказа парашютной системы, неполадок в системе жизнеобеспечения. Увы, им не досталось даже сотой доли той славы, которой покрыли себя их четвероногие коллеги, побывавшие на орбите. Пусть и посмертно…Слайд 9. Белка и Стрелка стали первыми биокосмонавтами, благополучно вернувшимися на Землю. 10. Учитель: Ребята, назовите имя легендарного человека, которому принадлежат эти замечательные слова:« Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».      (Ю.А. Гагарин)- Именно он 12 апреля 1961 года впервые отправился в неизведанное космическое пространство..11. Ученик:Живем мы на нашей планетеВ такой замечательный век!И первый из первых в ракетеСоветский летит человек!Не с целью разведки военнойНа сверхскоростном корабле.Летел он один во Вселенной,Чтоб снова вернуться к Земле.Мы знаем, а стало быть, верим,Что сказкам сбываться дано,И нам побывать на ВенереБыть может еще суждено!Слайд 10. Юрий Гагарин космонавт №1 Страницы биографии   12 ученик. Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968)12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту. Детство крестьянского паренька Юрия Гагарина проходило в селе Клушино на Смоленщине. Он был подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолётики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Ужасы её Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке. Зоя Алексеевна, сестра Юры, вспоминает один эпизод из тех военных лет. “Однажды, в канун прихода фашистов возле деревни сел подбитый советский истребитель. Приземлился и второй. Летчики решили сжечь неисправную машину, а на другой улететь. Пока переливали бензин, Юра сбегал домой, принес хлеба, сала и кринку молока. Пилоты поблагодарили за угощение, но сало не взяли, сказав, что оно, мол, еще пригодится хозяевам. Спросили, как зовут мальчика, как его фамилия. Через много лет, уже после полета Гагарина в космос, один из летчиков прислал письмо, напомнил этот эпизод. Его товарищ погиб в боях за Родину. 13 ученик. После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Теперь он носит имя Гагарина. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И ещё он был заботливым и весёлым человеком. Редко злился, как вспоминала его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. В 17 лет Юрий окончил ремесленное училище и стал работать литейщиком. Потом учился в техникуме и одновременно в лётной школе аэроклуба. Авиация увлекла его. Он стал военным лётчиком, а затем космонавтом. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полёту в космос. Работал упорно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но, когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 марта 1961 года в момент старта прозвучало знаменитое гагаринское «поехали». Совершив на корабле «Восток» полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась. Люди восприняли это событие, как праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание героя Советского Союза. Международная авиационная федерация учредила Золотую медаль имени Ю. Гагарина, которая вручается лётчикам-космонавтам за особые заслуги в освоении космоса. Стремясь овладеть наукой, он поступил в Военно-воздушную академию и успешно окончил её в 1968 году, получив диплом с отличием. К несчастью, трагическая гибель во время полёта на тренировочном реактивном самолёте оборвала его короткую и яркую жизнь. Но след от неё остался навсегда – на Земле и в космосе.Вопросы.Где прошло детство Ю. А. Гагарина?Каким человеком был первый космонавт?Где учился и работал Ю. Гагарин?Когда Гагарин совершил первый полёт в космос?Сколько минут продолжался полёт?Как Родина оценила подвиг космонавта?14. Учитель Началом дороги в космос стали тяжелейшие тренировки. Вот когда проявились во всей полноте черты характера, воспитанные с детства.В 1957 году окончил Чкаловское военное летное училище. До поступления в отряд космонавтов служил в ВВС Северного флота.Зачислен в отряд космонавтов 7 марта 1960 г.12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле "Восток". Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили: «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…   Вот как описал свой полет Юрий Алексеевич Гагарин: 15. Ученик:«... Я вошел в кабину, пахнущую полевым ветром, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным. Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей еще дороже Земле. Теперь с внешним миром, с руководителями полета, с товарищами-космонавтами я мог поддерживать связь только по радио. Позывной Земли был красивый и звучный – “Заря”...16. Учитель ...За плотными слоями атмосферы был автоматически сброшен и улетел куда-то в сторону головной обтекатель. В иллюминаторах показалась далекая земная поверхность. В это время “Восток” пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещенной Солнцем.- Красота-то какая! – снова, не удержавшись, воскликнул я...17. Рассматривание фотографий, беседа.(Cлайды – фото)11 – Ю. Гагарин в литейном цехе Люберецкого завода с-х машин.12 – Ю. Гагарин и А. Леонов на охоте.13 – Ю. Гагарин – студент ремесленного училища и лётной школы.14 – Лётчик-космонавт – преданный сын Родины.15 – Группа космонавтов на учебных занятиях.16 – По единодушному мнению специалистов Ю. Гагарин был готов к полёту.17 – Столица Чехословакии приветствует советского космонавта.18 – Гагарин отвечает на письма, которые он получил из многих стран мира, со всех уголков Советского Союза.Слайд 19. Космонавт №2 Герман Титов.Слайд 20. Первая женщина – космонавт Валентина Терешкова18. Учитель– Каким должен быть космонавт? – Ребята, а кто-нибудь из вас хотел бы стать космонавтом? (ведь будущие космонавты должны быть не только образованными, но и физически подготовленными людьми)Космонавтом хочешь стать –надо много-много знать!IVФизминуткаРаз, два – стоит ракета,Три, четыре – самолёт.Раз, два – хлопок в ладоши,А потом на каждый счёт..Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.Раз, два, три, четыре – и на месте походили.А сейчас мы с вами, дети,Улетаем на ракете.На носки поднялись,А потом руки вниз.Раз, два, три, четыре –Вот летит ракета ввысь!(Cлайд19)В небе плавала луна,В облака зашла она…1, 2, 3, 4, 5 – можем мы луну достать.6, 7, 8, 9, 10 – и пониже перевесить.10, 9, 8, 7 – чтоб луна светила всем.Закрепление изученного:Викторина(Дети используют сигнальные карточки 1, 2, 3, за правильные ответы и дополнительные знания получают жетоны – звёзды)(Cлайды – задания тестового характера, правильные ответы высвечиваются после ответов учащихся)Назовите имя и отчество первого космонавта ГагаринаЮрий Николаевич.Алексей Юрьевич.Юрий Алексеевич.Страна, которая первой запустила искусственный спутник ЗемлиСША.Советский Союз.Великобритания.Солнечная система насчитывает…10 планет.6 планет.9 планет.Какую планету называют “Красный глаз”?Венера.Марс.В космосе первыми побывали…Собаки.Люди.Мыши.Первую собаку, побывавшую в космосе, звали…Белка.Стрелка.Лайка.Космонавт, который впервые вышел в открытый космос…Елисеев.Леонов.Шаталов.Космический корабль, на котором поднялся в космос Гагарин, назывался…“Север”.“Восток”.“Запад”.Гагарин совершил свой полёт…9 марта 1934 года.4 октября 1957 года.12 апреля 1961 года.– А что за даты две другие? (день рождения космонавта, запущен искусственный спутник)Дополнительные вопросы.– Сколько лет мы отмечаем день Космонавтики? (54 года)– Как называется космодром, с которого стартуют космические корабли? (Байконур)– Назовите фамилии Советских космонавтов.Кроссворд. ( Работа в парах. Взаимопроверка. Оценивание.)1РА23КЕ45ТА6По горизонтали: 1. Фамилия первого советского космонавта.2. Собака, первая побывавшая в космосе.3. Конструктор космического корабля.4. Космонавт, впервые вышедший в открытый космос.5. Название первого космического корабля.6. Первая женщина-космонавт. 3. Конкурс загадок. 4. Конкурс. Кто больше напишет слов на тему «Космос»V. Подведение итогов С какой темой вы познакомились на уроке? (Cтрана, открывшая путь в космос) Что нового для себя узнали на уроке? Выявление победителей викторины . Рефлексия. Покажите какое у вас настроение в конце нашего урока.( Смайлики)VI . Дом.задание.С. 147 – 149 в учебнике прочитать, ответить на вопросы “Проверь себя”.С. 150 выполнить задания. С. 63 в рабочей тетради зад. № 3.Подготовиться к обобщающему уроку по разделу “Страницы истории Отечества”. Всем спасибо за урок.