Урок по литературе в 8 классе по теме Н.В.Гоголь. Мёртвые души. Господин Чичиков


Конспект урока по литературе на тему Н.В.Гоголь «Мётрвые души. Господин Чичиков.»Структура урока:
1.Целеполагание. .2. Работа с моделью.
3.Работа в тетрадях.
4. Работа с портретом.
5.Работа у доски с ключевыми словами.
6.Работа с отрывками текста.
7. Рефлексия.
Слайд 1
-Здравствуйте. Мне очень приятно сегодня видеть на своём уроке .Приглашаю вас к активному творчеству. А теперь прошу внимание на экран, здесь представлен текст песни, которая будет сейчас воспроизводиться, будьте внимательны.Найдите связь данной песни и темы урока?
( В песне говорится о героях, и, наверно, мы будем знакомиться с каким-нибудь новым героем из произведения Гоголя, с его особенным миром.)
-Совершенно верно. Вы сразу подошли к цели нашего урока. Слайд 2.
-А какие вы будете перед собой ставить цели при знакомстве с новым героем?
(Узнать, почему именно он явился героем, научиться чему-нибудь новому, узнать что- то новое)
-Отлично. А как вы понимаете слово герой? Желательно с примерами.
(Гл.действующее лицо в произведении, лицо, привлекшее всеобщее внимание своей нестандартностью, чел., совершивший героический поступок, представитель своего времени.)
Молодцы. А так как без героев нет истории, и без истории нет героев, то мы с вами и начнём разбираться в истории под названием «Мёртвые души».Но прежде чем мы непосредственно перейдём к исследованию нашего объекта, давайте обратим внимание на экран. Слайд 3
-На экране некая модель. Ваши предположения. Ассоциации.
(Круг, солнце, планета.) Таким образом, мы представим с вами наш микрокосмос, мир человеческих отношений. Как назовём планету? Мы тоже являемся ярким представителем нашей эпохи. Я- герой. Слайд 4 Мы одни в своём мире? Нет. Давайте нарисуем три планеты, три физических тела и дадим им названия.
(родители, друзья, другие люди…)
-Правильно, помогите определить им место в нашей вселенной и обоснуйте ваш ответ.
(В зависимости от того на сколько мы с ними близко контачим, на столько они и отдалены от нас.) Слайд5-7
На модели чётко прослеживается связь между этими телами. С какой целью мы взаимодействуем? По три ключевых слова- глагола к каждой планете, пожалуйста.
-Родители необходимы:
(поддерживать, оберегать, направлять по жизни)
-друзья:
(весело проводить время, общаться, выручать)
-другие люди:
(познавать новое, налаживать контакты, решать проблемы)
-Соответственно, делаем вывод: мы вместе, чтобы…( жить). Значит, что-то изменилось со временем? ( Нет)
Так было в ходе всего исторического развития человечества. Значит, вы такие же, как и все мы. Так почему же часто слышатся негативные отзывы о нашей нынешней молодёжи?
(изменились условия)
Отлично, научно- технический прогресс накладывает свои отпечатки: больше занимаемся освоением техники и её возможностей, нежели пообщаться, сходить в гости… Поэтому, если вернуться к началу урока и вспомнить сурдоперевод песни, мы часто остаёмся глухи к проблемам окружающих, либо нас не понимают. И, следовательно, чтобы найти себе место в этой мире многолюдном, мы вынуждены экспериментировать, рисковать ,пускаться в разные роды авантюры. Слайд8. И одним из таких ярчайших авантюристов, только 19 века, явился, Павел Иванович Чичиков (портрет). Именно он явится объектом нашей с вами исследовательской работы. А поможет нам разобраться во всех хитросплетениях этого героя великая сила слова, можно даже уточнить художественного слова, которого нам в обыденной речи порой так не достаёт. (Тема урока.)
- Почему-то подчёркивается слово преприятнейший . Напомните, пожалуйста, правильно нпнаписала. Сколько человек знакомо с этим героем? Отлично вы будете нашими консультантами.
-Как насчёт любить и жаловать, не знаю, а то, что первичное знакомство не всегда является верным, хочу предупредить. Поэтому нашей проблемой будет выяснить , такая ли это преприятнейшая личность.
- Немного прервёмся на рекламу. (Физминутка.)
Немного расслабились, теперь приступаем к работе. Начнём знакомство с портретной характеристики героя. В тетрадях запишите, пожалуйста, пять ключевых слова- прилагательных, которыми вы охарактеризовали бы эту личность. А желающий поработает у доски с готовыми словами, которыми вы, при необходимости, тоже можете воспользоваться.
(коммуникабельный, деспотичный, открытый, неуравновешенный, расчётливый, скромный, лицемерный, доброжелательный).
- Сравним, есть совпадения? По каким признакам вы пришли примерно к одинаковой характеристике?
(глаза весёлые, улыбка, широкий лоб…).
-Ничего особенного нет в этом человеке. И если провести параллель с раннее изученными героями Гоголя то можно даже сказать, что это один из приятнейших внешне героев Гоголя, которых у него немало. Назовите пару имён.
( Хлестаков, Тяпки-Лянкин)
-Совершенно верно. Внешне они не привлекают к себе внимание безобразностью. Они безобразны внутри.
Чтобы доказать, правы мы или нет, давайте обратимся к тексту. Работаем в парах. (на столах распечатанные отрывки стр.320,347,401), по ходу чтения будем вычёркивать ненужные и добавлять новые. (Работа с отрывками).
-Замечательно. На этом можно сказать, что первичное знакомство с Чичиковым П.И. состоялось. Кто готов сделать вывод, по проделанной с текстом работе, преприятная личность? Портрет с цилиндром
(На первый взгляд, это полностью положительный герой, но данные отрывки немного изменили моё восприятие : он себе на уме, расчётлив, скуп, везде ищет выгоду, и ради этого пускается как на лесть, так и на грубость…)
-Мне остаётся только согласиться с вами и обобщить результаты проделанной работы Слайд рефлексия:
-цель, поставленная каждым из вас, достигнута?
(да, нет)
-Надеюсь, что последующие уроки вам обязательно помогут достичь этой цели,
-Какие задачи мы решали, чтобы достичь цели?
(Выявили связь вечную между людьми, работая с моделью, познакомились с портретом героя, описали его, провели сопоставительный анализ на основе текста).
-Чем актуален объект нашего исследования?
(Что такие герои как Чичиков есть и в наше время.)
- Спасибо.
-Остальные связи: были ли у него родители, были ли друзья, какие отношения между ними складывались , вы узнаете из последующих уроков. А пусть эпилогом сегодняшнего урока я будут строки А.С.Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель»
Раздаточный материал к уроку
1) «Эк её, дубинноголовая какая!- сказал про себя Чичиков, же начиная выходить из терпения..-Поди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха…»
Отёрши пот, Чичиков решился попробовать, нельзя ли её навести на путь какою- нибудь иною стороною.»2)«-Вот какая просьба: у тебя есть, чай, много умерших крестьян, которые не вычеркнуты из ревизии?
-Ну есть, а что?
-Переведи их на меня, моё имя.
-А на что тебе?
-Ну да нужно мне…
-Ну, как ты себе хочешь, а не сделаю, пока не скажешь, на что.
- Что бы такое сказать ему?- подумал Чичиков …
-Ну, так я ж тебе скажу прямее, - сказал он, поправившись, - только, пожалуйста, не проговорись никому. Я задумал жениться; но нужно тебе знать, что отец и мать невесты преамбиционные люди. Такая брат комиссия: не рад, что связался, хотят непременно, чтоб у жениха было не менее трехсот душ, а так как у меня целых почти полутораста крестьян не достаёт …»
3)«-Почтеннейший!- сказал Чичиков,- не только по сорока копеек. По пятисот рублей заплатил бы, потому что вижу- почтенный добрый старик терпит по причине собственного добродушия…Но состояния нет; по пяти копеек, извольте, готов прибавить, чтобы каждая душа обошлась, таким образом, в тридцать копеек… По тридцать копеек за душу, это будет… - здесь герой наш одну секунду, не более, подумал, и сказал вдруг:- это будет 24 рубля96 копеек! Он в арифметике был силён.»4)« Но при всём трудна была его дорога; он попал под начальство ужу престарелого повытчику* … Сначала он пытался угождать во всяких незаметных мелочах: и сметал со стола песок,..подавал шапку,..чистил ему спину… Наконец он пронюхал его домашнюю, семейственную жизнь. Узнал, что у него была дочь,.. узнал, в какую церковь она ходит по воскресным дням, и всякий раз становился насупротив её, чисто одетый..- и дело возымело успех: суровый повытчик пошатнулся и зазвал его на чай…Суровый начальник даже стал хлопотать за него у начальства, и через несколько времени Чичиков сам стал повытчиком…»*Повытчик- служитель канцелярии, должностное лицо, ведавшее делопроизводством в суде Российского государства.