Открытый урок Правописание сочетаний жи — ши Наша квартира (4 класс)


Тема урока: Наша квартира. Правописание сочетаний жи-ши
Цель урока: формирование умений и навыков описания интерьера квартиры средствами русского языка. Систематизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями жи - ши.
Задачи:
1) формировать умение безошибочно писать слова с сочетаниями жи - ши.
2) развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление; обогащение словарного запаса учащихся.
3) воспитать аккуратность, соблюдению чистоты в доме.
Тип урока: изучение нового материала
Методы урока: словесно - иллюстративный, частично – поисковый.
Ход урока:
I. Организационный момент. (Слайд №1)
а) Приветствие. Психологический настрой класса.
Учитель здоровается с учащимися.
Прозвенел уже звонок?
Уже закончился урок?
Только начался урок?
В классе светло?
Хотите учиться?
Значит можно всем садиться!
 б) Для начала урока поделимся на группы
II. Проверка домашнего задания
Какие слова называются антонимами? Приведите примеры. (Ответы детей)
Игра «Скажи наоборот»
Шкаф высокий, а тумбочка - … Шкаф большой, а полка - … Диван мягкий, а стол - …
Кровать широкая, а кресло - ...
Отгадайте загадку
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый,тёплый . . . (ДОМ) (Слайд №2)
Посмотрите на доску. Назовите предметы на картинках.
Каким словом можно их объединить? (Мебель)
О чем мы будем говорить на уроке?
Сообщение темы урока «Наша квартира» (Слайд №3)
ІІІ.  Работа  по картине.
                       -Какие  предметы  вы видите  на картинке?
                       -На картинке мы видим квартиру, шкаф, стол, телевизор, ковер.
                       -Что  стоит  у стены?
                       -У  стены стоит  шкаф.
                       -Что  лежит  на полу?
                       -На  полу лежит красивый  ковер.                                                     
                       -Что  видите  справа?            
                       -Справа стоит телевизор.
                       -Что висит над столом?
                       -Над  столом  висит лампа.
                       -Кто находятся  в комнате?  Что  они  делают?
      В  комнате находятся мальчик и  девочка. Мальчик  чистит  ковер.   Девочка ставит  на стол  цветы.
Составить рассказ по картинке.
      Сегодня  воскресенье. Марат и Сауле сегодня  дома. Они убирают квартиру. У них  уютная  и  красивая  квартира. Марат  чистит  ковер,  моет  полы, а Сауле вытирает  пыль,поливает цветы. Теперь у них  квартира чистая. В  такой  квартире  приятно  отдыхать. 
IV. Объяснение  новой темы.     «Наша  квартира »
1.Чтение  текста  учителем.
2. Чтение  текста   учениками.
3.  Ответьте  на  вопросы.
-В  каком  доме  мы  живем?
-Сколько  квартир в  доме? 
-Какие  комнаты  в  квартиры?
  Словарная работа. 
а) Четвёртый этаж - төртінші қабатмебель - үй жиһаздарытумбочка - кішкентай шкафзеркало - айналампа - шамб) составляем предложение со словами: мебель, четвёртый этаж,лампа, тумбочка. У нас есть красивая мебель. Мы живём на четвёртом этаже. На потолке висит лампа.
Работа по теме (слайд № 4)
Работа в группе. Выполняют и защищают постеры. (1 группа гостиная, 2 группа спальня, 3 группа детская, 4 группа кухня). Дети рисуют или приклеивают готовые рисунки предметов мебели. Составляют небольшие рассказы.
Физминутка «Ёжик» (слайд № 5)
Жил в лесу колючий ежик,Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши).Не умел он топать — Топ-топ-топ. (Топают).Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах).Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыгА ребятки в лес пришли,Ежика в лесу нашли,Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши).Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки").Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах).Научили бегать… (Бегают на месте)
- О ком эта  физминутка? (О ежике)
-Какое правило мы должны знать, чтобы правильно написать это слово?
Правописание жи – ши (слайд № 6)
 Звуки [ж ],  [ш],  [ч’], [щ’]  - называются шипящими.
Звуки [ж],  [ш]  всегда твёрдые, но в сочетаниях  ЖИ,  ШИ пишется буква  И  (ежи, мыши, кувшин).
ЖИ  и ШИ, ЖИ  и ШИ-  
 Букву И всегда пиши!
 V. Закрепление темы урока.
Упражнение 6. Допишите слоги жи или ши и запишите правильно слова. (1 группа) (слайд №7)
  дру-...          лы-...           ма-... ны  слу-...          лу-...            малы-...
  дер-...         ска-...           эта-...
Сш..л ж...лет ж...рафу ёж...к (2 группа)
из ш...карной рыжей кож...
Ш...мпанзе – из дж... нсы клёш...
и из замш... плащ хорош ... й.
Собрать слова из слогов и записать их. (3 группа) (слайд №8)
ЛЫ       РАФ
МОР   ЖИ   НА
ГРУ   ШИ   ШКА
МЫ       ВОТ
Собрать слова из слогов и записать их. (4 группа) (слайд №9)
МА ЛЫ ЖИ ПРУНА ШИ НА КА ШИ ЛЫ
НИК КРЫ МЫ ШИ ПОВ ШИ ЖИ МЫ МА ШИ
а) филвордПРИ ПРОВЕРКЕ РЕБЯТА ЗАЧИТЫВАЮТ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОНИ ЗАПИСАЛИ.

VI. Закрепление темы
Эти согласные Ж –Ш не такие, как все, они  требуют особого внимания к себе со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто никогда к себе не подпускают. Послушайте сказку.
Жили-были, не тужили Буквы «Ж» и «Ш» в квартире. Неразлучны они были. Крепко-накрепко дружили. Но случилось как-то вдруг Им услышать в двери стук. Дверь открыли, крикнув: «Ах!» Буква «И» стоит в слезах. Плачет буква И, рыдает. Нет друзей, живу одна я. Можно с вами подружиться, Вместе жить и веселиться? «Проходи!», – сказали «И». А за ней вприпрыжку «Ы»: «Вы меня впустите тоже, Я на И чуть-чуть похожа!» Буквы ей сказали дружно: «Это правило знать нужно. Ведь по правилам «ЖИ»– «ШИ» Мы, ребята, пишем с И!» 
VII. Рефлексия
 А теперь я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Заполнить анкету.

VIII. Домашнее задание. Написать эссе «Моя комната»
IX. Подведение итогов. Расставление оценок.
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
— Ребята, послушайте предложение, исправьте ошибку.
Красивый кресло продаётся в магазине.
У меня дома стеклянная стол.
Высокая шкаф находится в спальне.
Бабушке купили новый кровать.
Папа подарил маме новый полка.