Внеклассное мероприятие в 5 классе. Интеллектуальная игра Что мы знаем об устном народном творчестве?
Интеллектуальная игра
по произведениям устного народного творчества
«Что мы знаем об устном народном творчестве?»,
5 класс
Цель: 1) приобщение детей к народному творчеству, привитие любви к народным традициям; 2) развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, развивать творческие способности детей.
Оборудование: презентация
Ход игры
Вводное слово.
Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре – конкурсе знатоков устного народного творчества. Мы с вами отправимся в путешествие в страну народного творчества, в которой не обойтись без сказок и загадок, пословиц, поговорок, потому что герои сказок обычно находчивы и красноречивы. Итак, путешествие начинается.
Правила игры
Сегодня соревнуются 3 команды (представляются команды и их капитаны). Соревноваться вы будете не в силе и ловкости, а в знаниях – кто больше знает и быстрее соображает. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, которые будут суммироваться с заработанными баллами при выполнении заданий. Ваши ответы оценит компетентное жюри (представляются члены жюри).
I тур. Малые жанры фольклора. Детский фольклор
Вопрос. Вместо слов «устное народное творчество» иногда говорят «фольклор». Как вы думаете, что оно означает?
(в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание». Российские учёные традиционно называют фольклором только словесное творчество. О нём ещё говорят «живая старина», «народная поэзия»).Фольклор сопровождает человека на протяжении всей жизни. Знакомство с ним начинается с самых первых дней существования человека на Земле.
Вопрос. Какие жанры детского фольклора вы знаете? (колыбельные, потешки, пестушки, частушки, приговорки, страшилки, загадки, скороговорки, чистоговорки, заклички, дразнилки, нелепицы-нескладухи, игры, песенки, считалки)
Задание №1: вспомнить и записать отрывок или полностью произведение любого жанра детского фольклора.
Задание №2: отгадать, к какому жанру относятся следующие отрывки (слайд 1)
Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки.Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них.
«Турнир скороговорочников». Приглашаем 6 человек посоревноваться в произнесении скороговорок.
Скороговорки: 1.Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
2.Верзила Вавила весело ворочал вилами.
3.Наша река широка, как Ока. Как Ока, широка наша река.
4.У королевы был кавалер.У кавалера была королева.Кто королева? А кто кавалер?
5.Мышки машут мешком Мишке.
Как смешон для мышек мишка.
Из мешка пошили мышки,
Мешковатые штанишки!
6. В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров!
Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок.
Вопрос. Что такое загадка? (это иносказательное описание какого-либо пред мета или явления, данное обычно в форме вопроса)
«Загадочная загадка»• Их не сеют, не сажают –Они сами вырастают. (Волосы)• Тридцать два молотят –Один поворачивает. (Зубы и язык)• Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)Затем загадывали о том, что ближе всего к человеку – об одежде, доме: • Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)• Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)• Не огонь, а жжётся. (Крапива)• Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)• Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)• Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (град)Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост как синее стекло: скользко, весело, светло. (лед)Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила. (гроза)Он вошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал, дунул в окно и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (иней)
На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (радуга)Люди ждут меня, зовут, а приду ним – прочь бегут. (дождь)У древней старушки снег на макушке. (гора)Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (месяц)Без рук, без ног, а ворота отворяет. (ветер)
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке — копеечку,
Марусеньке — копеечку,
Машеньке — копеечку,
Манечке — копеечку,—
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла;
Много ли копеечек бабушка дала?
(Бабушка дала только одну копеечку, так
как Марьюшка, Марусенька, Машенька и
Манечка — одна и та же девочка.)
Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом —
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.
(Две ноги — мальчик,
Три ноги — табуретка,
Четыре ноги — собака,
Одна нога — куриная.)
Следующий вид УНТ –это нелепицы, нескладухи, небывальщины – в них всё нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться никак не может. Мы предлагаем вам инсценировать небылицы в нашем конкурсе «Небылицы в лицах». Приглашаем 4 группы по 2 человека. Вы должны полученные небылицы инсценировать.
Небылицы.
1. – Здорово, кума!– На рынке была.– Ты что, кума, глуха?– Купила курицу и петуха.– Прощай, кума!– Пять алтын дала.2.- Федул, чего губы надул?- Кафтан прожёг.- Зашить можно?- Да иглы нет!- А велика дыра?- Один ворот остался.3. - Сынок, сходи на речку за водицей.- Брюхо болит.- Сынок, иди кашу есть.- Ну, раз мать велит, надо идти.
«Без пословицы не проживешь», - говорит старинная русская пословица, и с этим трудно не согласиться.
Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Опыт общения, поведения, культуры, мудрости старались передать новым поколениям наши предки. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее.
Конкурс «Паутина пословиц». Командам необходимо соединить начало и конец пословиц (слайд 2)
Задание №3: вспомнить и записать пословицы о Родине и доме, о дружбе, о труде
II тур. «Что за прелесть – эти сказки!»
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки. «Что за прелесть - эти сказки! Каждая есть поэма... Сказка ложь, да в ней намек...», - писал А.С. Пушкин о народных сказках. Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста, переиначивается и возникает заново.
В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки?
Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.
Вопрос.
Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?
Все ли эти сказки являются устными народными? (слайд 3)
А сейчас перед вами имена героев русских народных сказок: Иван, крестьянский сын, Никита Кожемяка, Иван-царевич, Соловей-разбойник.
Вопрос.
Какой сказочный герой смог победить чудо-юдо 12-головое?
В русских народных сказках всегда сталкиваются добро и зло, хорошие и плохие герои. Какой из этих герое является отрицательным персонажем?
Фрагмент какой сказки вы видите на картинке?
Название реки, на которой шел бой Ивана с чудо-юдо.
Название моста, на котором проходило сражение. (слайд 4)
Переходим к следующей группе вопросов.
Какие виды сказок вы знаете?
Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупостью и хитростью. В более позднее время животные становились персонажами басен.
Вы видите лису, волка, щуку и хамелеона.
Вопрос. Все ли эти персонажи являются героями басен Ивана Андрее-
вича Крылова? (Хамелеон, «Хамелеон» - это название рассказа Антона Павловича Чехова)
Вопрос. Кто из них обладал волшебной силой в сказке о Емелюшке-
дурачке? (Щука). Как звучало заклинание? (По щучьему веленью, по моему хотенью)
Вопрос. Как вы думаете, какое животное чаще всего становилось геро-
ем русских народных сказок? (Лиса)
Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои (слайд 5)
Вопрос. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским на-
родным сказкам? ( «Крокодил Гена и его друзья» - эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским).
На этом второй тур окончен.
III тур
А сейчас попрошу зрителей отгадать загадку.
Загадка. Сам дней не знает, а другим называет.
Календарь
III тур хочу начать с небольшого рассказа о русском земледельческом ка-
лендаре.
Исстари основным занятием славян было земледелие. Полная зависи-
мость от природы заставляла крестьян изучать окружающий мир. Это вылилось в целый ряд правил, примет, тонких и верных наблюдений. Не случайно, в народном календаре все сезоны, месяцы, недели и даже дни имеют свои собственные имена, например, День Лукерьи, Юрьев день, День Луки и Иванов день.
Вам предстоит по небольшому описанию особенностей дня определить, о
каком из них идет речь?
Вопрос. С этим днем в истории России связано печальное событие. До
16 века за неделю до этого праздника и спустя неделю после этого дня крестьяне могли свободно переходить от одного землевладельца к другому. Борис Годунов отменил право перехода крестьян, закрепив их навечно за боярами. Что это за день?
(Юрьев день)
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день - говорят до сих пор в том случае, ко-
гда неожиданное сообщение отнимает надежду, обманывает ожидания.
И снова загадка для зрителей.
Загадка. Стоит поп низок, на нем 100 ризок.
Ризки снимешь, сам заплачешь.
(Лук)
Лук - очень почитаемый на Руси овощ.
Вопрос. В каком из этих дней наши прадедушки высаживали лук на
грядки?
(День Луки)
Лук высаживали в день Луки (5 мая).
Вопрос. Считается, что с 24 мая начинают появляться комары. В какой
из этих дней?
(День Лукерьи)
Комары начинают появляться в день Лукерьи-комарницы.
Вопрос. Этот день принадлежит к числу самых почитаемых, самых раз-
гульных праздников в году. По поверьям, в ночь на этот день нельзя спать, так как оживает всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки. О каком дне идет речь?
(Иванов день)
Иванов день или Иван-Купала (7 июля). Ивана-Купалу называют также
«чистоплотным», потому что на заре этого дня принято купаться, и этому купанию приписывается лечебная сила.
Переходим к следующему заданию. Перед вами названия русских горо-
дов и сел, славившихся народными промыслами: Гжель, Хохлома, Дымково , Жостово, Городецк и Тула.
Вопрос. В каком из сел в XVII веке возник русский народный промысел росписи по дереву, отличительная черат которого – растительный орнамент, выполненный черной и красной краской на золотистом фоне?
(Село Хохлома Горьковской области)
Вопрос. В каком из этих населенных пунктов производят удивительные изделия, их не вырезают из дерева и не вылепливают из глины, их печатают? (Тула)
Конечно же, речь идет о тульских печатных пряниках.
Вопрос. Это место славится керамикой, сочной синей росписью на ослепительно белом фоне (Станция Гжель Московской области)
Вопрос. Эта роспись - один из самых знаменитых художественных промыслов России, Среди самых распространенных сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый конь с всадником, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц. (Городецкая роспись)
Вопрос. Этот вид росписи возник на Урале, где были расположены металлургические заводы. И только в первой половине 19 века в Московской губернии возникли мастерские по изготовлению и росписи металлических подносов, лакированных изделий из папье-маше (шкатулки, ларцы, табакерки). Основной мотив этой росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. ( Жостовская роспись)
Игрушка, изготовленная и расписанная в этом селе — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население этой слободы лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. (Дымково)
И, наконец, последнее задание. Но сначала загадка для зрителей.
Загадка. В лесу вырос, на стене вывес,
На руках плачет, кто слушает - скачет.
Балалайка
Перед вами названия музыкальных инструментов: балалайка, гусли, жалейка.
Вопрос. Все ли эти русские народные инструменты являются струнными? (Жалейка)
Жалейка - это русский духовой язычковый инструмент, который представляет собой деревянную трубочку с тремя - семью игровыми отверстиями.
Вопрос. На каком музыкальном инструменте играл герой сказки «Садко»? (гусли)