Внеклассное мероприятие «Что мы знаем о Конституции?»
Внеклассное мероприятие на тему «Что мы знаем о Конституции?»
Автор: учитель обществознания Васильева Алена Тимофеевна
Пояснительная записка
Данное мероприятие было проведено в рамках 20-летия Конституции Российской Федерации.
Обращение к этой теме имеет огромное значение для подрастающего поколения и способствует формированию уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства; популяризации знаний о Конституции Российской Федерации. Через накопление знаний о Конституции происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание неповторимости родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству.
Разработка поможет не только провести необходимые мероприятия к 20-летию Конституции РФ, но и в игровой форме обобщить и закрепить знания учащихся о конституционном строе, правах и обязанностях. Главное назначение правого турнира состоит не только в расширении и углублении теоретического материала по основам Конституции, изученного на уроках, но и в развитии умений применять полученные знания в решении нестандартных задач при помощи интерактивной доски, воспитания у учеников определенной культуры работы над заданием.
Внеклассная работа проводится в игровой форме правого турнира: соревнование между двумя командами класса с использованием интерактивной доски. В ходе мероприятия использованы различные виды деятельности: устная, письменная, самостоятельная работа. Материал к мероприятию соответствует поставленным целям.
Тема внеклассного мероприятия: «Что мы знаем о Конституции?»
Форма внеклассного мероприятия: познавательно-развивающая игра (правовой турнир).
Класс: 8 класс
Цель: формирование гражданской ответственности и правового самосознания у школьников, через формирование навыков применения знаний, полученных ранее, на практике; расширить представления учащихся о роли Конституции в государстве.
Задачи:
Образовательные:
Расширение и углубление знаний учащихся о главном Законе страны – Конституции Российской Федерации;
показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества.
Развивающие:
развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике;
развивать творческое отношение к изученному материалу; обеспечить умения ставить цель и планировать свою познавательную деятельность;
создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию; содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль учебной деятельности;
Воспитательные:
воспитать осознанное уважение к Конституции РФ, как к основному закону государства;
воспитать у учащихся активную гражданскую позицию и политическую культуру.
Материалы и оборудование:
Компьютерная презентация в формате Power Point;
ПК, мультимедийный проектор;
доска, мел;
распечатанные приложения к занятию.
Приемы: письменный, словесный, практический.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Описание методики и технологии их применения:
Для повышения интереса школьников к внеклассному мероприятию были использованы информационная и практическая деятельность. В правовом турнире «Что мы знаем о Конституции?» создана ситуация успеха, способствующая раскрытию творческих возможностей учащихся. В игру также включена работа с гостями (болельщиками) в целях повышения интереса к основному закону нашей страны, популяризации знаний о Конституции.
Описание организации работы с учениками с применением ИКТ в ходе мероприятия:
Для удобства организации игры на различных ее этапах в качестве приложения к методической разработке создана мультимедийная презентация, которая представляет зрительный и музыкальный ряд при выполнении ряда заданий, что облегчает деятельность учителя и участников игры.
Использование компьютерных технологий позволяет обеспечить лучшую осознанность и осмысленность по той информации, которую учитель хочет донести до школьников. Презентация выступает как наглядный метод обучения, который в сочетании со словесными методами выступает и как средство обучения и закрепления.
Презентация урока «Что мы знаем о Конституции?» была подготовлена учителем заранее.
Оформление: название внеклассного мероприятия на доске, установка столов в классе.
Предварительная работа:
создание команд 8 класса из 5 человек каждая;
команды занимают места за отдельными столами (болельщики рассаживаются отдельно);
определение командами своего названия, капитана.
План внеклассного мероприятия:
Вступление (актуальность, обоснование).
Основные этапы игры: «Блиц-турнир», «Конкурс капитанов», «Правонарушения из истории», «Восстанови истину», «Сказка глазами юриста», «Юридическая консультация».
Подведение итогов.
Конспект внеклассного мероприятия
Ход внеклассного мероприятия «Что мы знаем о Конституции?» Слайд №1
Учитель: Добрый день, ребята, гости! Каждый из Вас знает, что любое государство живет по определенным законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые регламентируют их жизнь. Все эти законы собираются в единый документ. В России он называется Конституцией. В этом году исполняется 20 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.
Цель нашего мероприятия повторить и закрепить основные знания о Конституции Российской Федерации в форме познавательной игры – правового турнира. Во время игры мы закрепим и расширим знания об основном законе России – Конституции РФ, также вспомним о наших правах и обязанностях.
Команды, занимайте свои места (Класс на команды учитель разделяет заранее), а я пока представлю жюри, которое будет оценивать ваши ответы (Представляются члены жюри).
Учитель: Давайте до начала турнира вспомним с Вами, когда и как был принят основной закон нашего государства Слайд №2 Верно, 12 декабря 1993г., всенародным голосованием, что уже подчеркивает демократический ее характер); что такое конституция Слайд №3 (основной закон государства, документ высшей юридической силы, принимаемый народом на референдуме или специально уполномоченным государственным органом и регулирующий самые стабильные и важные общественные отношения: права и свободы человека, устройство государства, организацию власти в государстве, а также иные общественные отношения); назовите части Конституции РФ? Слайд №4
Учитель: А сейчас мы переходим с Вами к правовому турниру «Что мы знаем о Конституции?», в ходе которого Вы покажете нам свои знания о Конституции Российской Федерации. У нас сегодня играют две команды (капитаны представляют каждый свою команду, называют имена участников).
Приветствие команд (жюри оценивает содержание приветствия, которое команды готовят заранее).
1 этап игры «Блиц – турнир» Слайды №5-9
Каждой команде задается по вопросу (стоимость вопроса 1 балл). Ответ давать нужно быстро, в случае заминки с ответом, вопрос переходит к команде противника.
Вопросы: (задаются поочередно каждой команде)
1.Сколько разделов в Конституции РФ? (2 раздела)
2. Сколько глав в Конституции РФ?(9 глав)
3. Кто является главой Российской Федерации согласно Конституции? (Президент)
4. На сколько лет избирается Президент РФ? (на 6 лет)
5. Какой возраст должен быть у Президента РФ? (не моложе 35)
6. На какие II палаты делится Федеральное Собрание РФ? (Совет Федерации и Государственная Дума)
7. На основании каких органов власти осуществляется государственная власть в РФ? (Законодательная, судебная, исполнительная)
8. Какой возраст нужно достичь, чтобы стать судьей? (25 лет)
9. Чтобы стать депутатом Государственной Думы, сколько должно быть лет гражданину РФ? (21 год)
10. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации? (многонациональный народ)
11. Что имеет высшую юридическую силу в нашем государстве? (Конституция РФ)
12.Что подлежит обязательному опубликованию? (законы)
13. С какого возраста гражданин РФ может в полном объеме осуществлять свои права и обязанности? (с 18 лет)
14. Что согласно Конституции РФ является высшей ценностью? (человек, его права, и свободы)
15. Какие права нам гарантирует Конституция Российской Федерации? (Право на жилище, труд, свободу и личную неприкосновенность, право на место жительства, право на государственную службу, право на свободу мысли и слова, право на образование, право на вероисповедание, право избирать и быть избранными и другие права.)
16. Мы знаем о своих правах, а какие у нас обязанности, гарантированные Конституцией? (Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество, исправно платить налоги и сборы)
2 этап игры «Конкурс капитанов» Слайды №10-11
Установить как соотносятся понятия, аргументировано доказать можно ли между ними поставить знак равно, т.е. установить одинаковы ли они по смыслу.
I капитану – «человек» и «гражданин»
II капитану – «закон» и «право»
3 этап игры «Правонарушения из истории». Слайды №12-16
Командам дается задание: определить, к какому виду права, гражданского или уголовного, относятся действия Геракла. На обдумывание дается 2 минуты. За правильный ответ дается 2 балла. Каждая команда выполняет свое задание. В случае если команда не даст правильного ответа, ответить может вторая команда.
1.«По просьбе своей дочери Адметы Эврисфей приказал Гераклу добыть пояс Ипполиты - царицы амазонок. Ипполита согласилась отдать пояс прибывшему на корабле Гераклу, но Гера, приняв облик одной из амазонок, напугала остальных известием, будто чужеземцы пытаются похитить Ипполиту. Амазонки с оружием, вскочив на коней, бросились на помощь царице. Геракл, решив, что нападение коварно подстроено Ипполитой, убил ее, захватил пояс и, отразив нападение амазонок, погрузился на корабль»
Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?
Ответ: Геракл убил царицу и украл пояс. Это относится к уголовному праву.
2. «Царь Эврит объявил по всей Греции, что отдаст свою прекрасную дочь Иолу в жены тому герою, который победит его в состязании в стрельбе из лука. Геракл отправился принять участие в состязании. Геракл легко победил царя Эврита и потребовал, чтобы он отдал ему в жены дочь свою Иолу. Эврит же не исполнил своего обещания. Забыв священный обычай гостеприимства, он стал издеваться над великим героем. Он сказал, что не отдаст свою дочь тому, кто был рабом Эврисфея. Наконец, Эврит и его надменные сыновья выгнали охмелевшего во время пира Геракла из дворца»
Вопрос: Назовите правонарушение, которое совершил Эврит. К какому виду права оно относится?
Ответ: Нарушение договоренности, относится к гражданскому праву.
Жюри объявляют итоги первых трех конкурсов.
4 этап игры «Восстановить истину»
Учащимся раздаются листы с неправильным текстом статей Конституции. Задача ребят исправить ошибки, написав рядом правильный текст.
Задание к этапу (Каждой команде по 5статей)
Российская Федерация (Россия) есть тоталитарное государство с монархической формой правления.
Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством.
До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 72 часов (до судебного решения лицо не может быть задержано более чем на 48 часов).
Граждане РФ не имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование (имеют право собираться мирно, без оружия, проводить ).
Право частной собственности охраняется гражданином (охраняется законом).
Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность (каждый имеет это право).
Гражданин РФ может быть выслан за пределы РФ и может быть выдан другому государству (не может).
В РФ признается идеологическое единство (многообразие).
Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно (раздельно).
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность,
имеет обратную сторону (обратной стороны не имеет).
Учитель: А мы с Вами, дорогие болельщики, пока команды готовят свои ответы, тоже вспомним и углубим свои знания о Конституции.
Вопросы для болельщиков.
«Да – нетки на правовую тематику» Слайды №18-22
Верите ли вы, что
Ответ
1 ...в России можно выйти замуж с 14 лет?
Да, в особых случаях
2 ...в случае изменения закона должен применяться тот, который более благоприятен для лица, совершившего подсудное деяние?
Да. Так поступают судьи в правовом государстве
3 ...в Калифорнии разрешается ставить мышеловки только тем, кто имеет охотничий билет?
Да, как ни странно
4....в «Семейном кодексе РФ» отсутствует определение понятия «семья»?
Да. До сих пор не смогли найти краткого, но точного определения этого понятия
5....таможенники всегда спрашивают пассажиров, не везут ли они наркотики или оружие?
Да, таким образом они предоставляют пассажирам возможность добровольного признания
6....в пассажирских поездах Италии запрещается петь?
Нет, наоборот
7....человек может изменить в установленном порядке свои имя и фамилию, но при этом изменятся и его права и обязанности?
Нет, все обязанности и права останутся прежними
8.....шантаж есть разновидность мошенничества?
Нет, это разновидность вымогательства
9.... гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Да
10...правовое воспитание есть часть идеологического воспитания гражданина страны?
Нет, поскольку права человека не носят классового характера, они являются всеобщим достоянием
11...в правовую систему России входят только законы и нормы, принятые законодательными органами страны?
Нет, сюда входят еще и общепринятые принципы и нормы международного права, ратифицированные государством
12...в штате Флорида нельзя разбивать более трех тарелок в день?
Да
13...абориген Австралии становится холостяком, когда скажет женщине «Уходи!»?
Да, вот так все просто
14... обвиняемый обязан доказывать свою невиновность?
Нет, наоборот
15...правитель Баварии Максимилиан был свергнут в 1704 году за то, что проиграл в бильярд?
Да, ведь проиграл-то он казну!
16...если мужчина государства Того сделал комплимент женщине, он обязан на ней жениться?
Да, потому там, видимо, редко говорят любезности
17...в Японии поводом для развода может послужить заявление мужа о том, что жена спит в некрасивой позе?
Да, увы. Эти японцы такие эстеты!
18...если полицейский в штате Оклахома избил кота, он рискует провести в тюрьме до пяти лет?
Да
Учитель: Все молодцы! Мы с Вами вспомнили и расширили знания о Конституции. А в это время наши команды справились со своим заданием. Давайте проверим правильность их ответов, и жюри выставит баллы (правильные ответы Слайды №23-25)
5 этап игры. Конкурс «Сказка глазами юриста». Слайды №26-29.
Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в один балл. Кто первый ответит.
1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка). Слайд №27
2. В этой сказке Г.Х. Андерсена кусочек зеркала попал мальчику в сердце, что привело к потере его памяти. Одна злая женщина воспользовалась его беспомощностью и похитила ребенка, нарушив его право жить со своими родителями. Подруге мальчика удалось его спасти и вернуть домой («Снежная королева»). Слайд №28
3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк и семеро козлят»). Слайд №29
4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»). Слайд №30
5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью («Курочка Ряба»). Слайд №31
6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб («Колобок»). Слайд №32
Жюри подводят итоги.
6 тур игры «Юридическая консультация»
Ваша задача – дать юридически обоснованный совет, как разрешить ситуацию. За каждую правильную разрешенную ситуацию команды получают по 2 балла.
Ситуация 1. Слайд №31. В 2001 г. гражданка С. Купила легковую машину Honda. В 2002 г. она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 2005 г. супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту машину после расторжения брака? (Слайд №32. Гражданка С.)
Ситуация 2. Слайд №33. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили. Нормы какой отрасли права были нарушены? (Слайд №34. Хулиганство, административное право.)
Ситуация 3. Слайд №35. 16-летний Петров поступил на работу распространителем листовок рекламы с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Слайд №36. Испытательный срок для несовершеннолетних не предусмотрен. Увольнение несовершеннолетних возможно с согласия комиссии по делам несовершеннолетних)
Ситуация 4. Слайд №37 Шестилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший прихода своего друга Виктора, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина. Они попросили разрешения срочно позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там мальчика сильно ударили по голове и завязали ему глаза и рот. Незваные гости быстро сложили в пакеты компьютер, некоторые вещи, деньги, драгоценности и направились к выходу. В дверях они столкнулись с товарищем Сергея, который держал на поводке овчарку. Виктор сразу заподозрил неладное и дал команду «фас». Овчарка мгновенно схватила мужчину за руку, прокусив вену и сухожилие. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны и вскоре переданы суду. На суде обвиняемый подал встречный иск, в связи с причинением ему тяжелых телесных повреждений.
Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворен встречный иск обвиняемого? (Слайд №38. Был совершён разбой. Встречный иск не будет удовлетворён, т.к. это была самооборона.)
Подведение итогов жюри
Музыкальная пауза, пока жюри подводит итоги.
Объявление команды – победителя. Награждение.
Список использованной литературы:
Конституция РФ.
Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 2003.
Дик, Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах [Текст]: метод, пособие / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1
Задание для 1 команды:
Российская Федерация (Россия) есть тоталитарное государство с монархической формой правления.
Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством.
До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 72 часов.
Граждане Российской Федерации не имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование.
Право частной собственности охраняется гражданином.
Задание для 2 команды:
Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность.
Гражданин Российской Федерации может быть выслан за пределы России и может быть выдан другому государству.
В Российской Федерации признается идеологическое единство.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно.
5. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную сторону.
·