Презентация на тему Язык художественной литературы (10 класс)


Язык художественной литературы Фрагмент урока. Особенности научного стиля ЦЕЛЬ: сообщение научных сведенийОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: официальность, отвлеченность и обобщённость, точность, строгая логичность, объективность, наличие терминов и сложных синтаксических конструкций. ЖАНРЫ: реферат, доклад, лекция и др. Особенности официально-делового стиля ЦЕЛЬ: информацияОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: официальность, объективность, точность, однозначность, лаконичность, наличие официально-деловой лексики и стандартизированных оборотов речиЖАНРЫ: закон, указ, кодекс, расписка, объявление и др. Особенности публицистического стиля ЦЕЛЬ: воздействие на аудиторию через СМИ.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: информативность, логичность, образность, эмоциональность, наличие общественно-политической и морально-этической лексики, торжественных слов и фразеологизмов.ЖАНРЫ: репортаж, судебная речь, статья, фельетон и т.д. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЦЕЛЬ: эмоционально-эстетическое воздействие на мысли и чувства читателей и слушателей.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: образность, эмоциональность, наличие ТРОПОВ ( эпитет, , метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, символ, гротеск. ирония), СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР (антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, сравнение, оксюморон, градация, анафора и др.) и ПОЭТИЗМОВ ( уста, очи и др.). Язык художественной литературы. ЖАНРЫ. ПРОЗАИЧЕСКИЕ: рассказ, новелла, повесть, роман, эссе и др.ЛИРИЧЕСКИЕ: басня, стихотворение, ода, поэма, баллада и др.ДРАМАТИЧЕСКИЕ: трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама и др. СТИЛИ РЕЧИ. СХЕМА. Розовый кружок в центре – нейтральный стиль(50 – 75% текста)Серый кружок – официально –деловойБордовый – научныйОранжевый – разговорныйЗелёный – публицистическийЗвезда – диалекты, месяц – просторечиеЦилиндр – жаргоны, квадратик– аргоЗачёркнутый кружок - сленгЖёлтый фон – язык художественной литературы (все названные стили +диалекты, просторечие, жаргоны, арго, сленг) УПР.13 СТР.32(Девятова) К следующим поэтизмам подберите синонимы нейтрального стиля.лазурь, ложе, чело, уста, перст, взор, лобзания, грёзы, внимать, молить, постигать, сень, отверстый. Упр.14 (там же) Определите стилевую принадлежность (язык художественной литературы, нейтральный, научный и публицистический стили) следующих троповСолнечное сплетение, рентген позвоночника, горный хребет. Гусеница трактора, тяжёлое горе, горькое разочарование. Вздох камыша, роптанье ветра, стон метели. Горизонты ожидания, пути развития, театр военных действий. УПР.24 стр.30-319(Дейкина)Перед вами стихи Беллы Ахмадулиной. Прочитайте их. Мне родина – Москва, мне горько удаленьеОт дома, от родной чужбины пустяков.Покинутость детей и дружб разъединенье, и одиночеств скит – вот родина стихов. Заслышав зов, уйду, пред утром непосильным, в угодия твои, четырехтомный Даль, отчизны языка всеведущий спаситель, прощенье ниспошли и утешенье дай… Выполните задания: 1. Объясните значение слов скит, угодия, всеведущий, ниспослать. Какова стилистическая окраска слов всеведущий, ниспослать?2. В чём особенность словосочетания родная чужбина? Как называется такой стилистический приём? Приведите примеры подобных словосочетаний.3. Докажите, что это художественный текст. Домашнее задание Упр. 25 стр31 (Дейкина). Докажите, что перед нами художественные тексты. Спасибо за внимание!Всего доброго!