Урок русского языка Что мы знаем о слове?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2





Урок русского языка
по теме «Что мы знаем о слове?»
2 класс
Школа 2100



Учитель начальных классов:
Шитова Дарья Сергеевна





г.о. Тольятти


Технологическая карта урока
Тема урока
Место урока по теме

«Что мы знаем о слове?».
Урок №2 в разделе «Слово»

Тип урока
Формы, приёмы, методы

Усвоение нового материала

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Цель урока
Задачи урока

Создать условие для понимания , что такое слово, его лексическое значение, способствовать развитию интереса к разнообразию и богатству родного языка.
1.Предметные результаты:
-правильно списывать слова, проверять написание, сравнивать с образцом;
-обращать внимание на особенности употребления слова в речи;
-знать, что слово состоит из букв, звуков и слогов;
-знать, что слово имеет значение.
2.Метапредметные результаты
познавательные УДД:
-ориентируются в учебнике, в условных обозначениях, в словаре;
-находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делают выводы в результате совместной работы;
регулятивные УУД: -учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с источником.
коммуникативные УУД: - оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения); - слушают и понимают речь других.
3.Личностные результаты: - осознают роль языка и речи в жизни людей.

Предполагаемый результат

Знают
Умеют

Слово состоит из букв, звуков и слогов.
Слово имеет лексическое значение.
-правильно списывают слова, проверяют написание, сравнивают с образцом;
-обращают внимание на особенности употребления слова в речи;
-знают, что слово имеет значение;
-находят в словаре значение слова.

Компетенции/УУД
Педагогические технологии
Оборудование

Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.
Технология деятельного подхода, метод частично – поисковой беседы, исследовательский метод обучения.
Мультимедийное оборудование: интерактивная доска Smartboard, документ- камера, система Prolog, проектор, ноутбук;
учебник Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева,О.В.Пронина., словари,презентация к уроку,
дидактический материал

Ход урока.
I. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.
-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.
Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.
II. Словарная работа.
1.Беседа
- Ребята, что людям помогает общаться?
- Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны?
(Здесь и далее высказывание детей).
Слайд 2
- Как вы понимаете пословицы:
«Язык до Киева доведёт»
«Держать язык за зубами»
«Что на уме, то и на языке»
(Дети пробуют объяснять, в случае затруднения учитель помогает).
- Ребята, значение первой пословицы поможет понять финская пословица «Тот не заблудится, кто спрашивает».
- Для чего на стр.10 напечатано слово «язык»? (Это словарное слово, его надо запомнить).
- Какие слова мы называем словарными? (Правильное написание слов, которые надо запомнить или посмотреть в орфографическом словаре, потому что нельзя проверить)
- Что нужно запомнить в слове язык?
(На месте безударного гласного пишется буква я)
- Запишите это слово в тетрадь, сверьтесь с образцом.
2.Работа с упр.4 на стр.12.
Получение новой информации и самоутверждение знаний о слове «язык».
III . Постановка учебной задачи.
- Предположите, какова тема урока.
(Дети высказывают предположение, что тема урока «Слово»)
- Рассмотрите задания на стр.11-13, о чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
(Дети высказывают пожелание, узнать что-то интересное о словах)
1.Работа над стихотворением И.Токмаковой.
- Как называется раздел, который мы начали на прошлом уроке? (Слово).
- Зачем люди придумали слова? (Чтобы называть то, что нас окружает).
Слайд 3
- Послушайте стихотворение И. Токмаковой:
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка - это шапка,
Оделся и пошёл.
А я придумал слово.
Смешное слово - плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим,
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
- Что означает слово плим?
- Повторите две последние строчки.
(И ничего не значит
Плим, плим, плим)
- Какие встретились слова в стихотворении, обозначающие названия предметов?
(ложка, кошка, тряпка, шапка)
- Что обозначают эти слова, поясните.
(На экране появляется слово и картинка к нему)
Почему мы не смогли объяснить, что обозначает слово плим?
(Слова ложка, кошка, тряпка, шапка понятны по смыслу, их можно представить, потрогатьСлово плим ничего не обозначает)
-Какой можно сделать вывод?
Вывод: слово должно что-то обозначать, быть понятным.
IV Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
1.Игра «Чужая буква – не чужая буква»
1.Беседа.
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков и букв.)
- И мы сейчас убедимся в этом, если поиграем в игру.
Слайд 4
- На экране только конец и начало слова. Ваша задача – вместо точек добавить букву из предложенных букв, чтобы получилось слово. Полученное слово запишите в тетрадь. Предлагаю поработать в парах. Распределите работу между собой.
- Назовите, какие буквы оказались «своими», а какие «чужими» для слов. Объясните, почему?
(К,р,п – свои буквы, получили слова: кот, рот, пот. Кот – это слово, обозначающее домашнее животное
Ж,ф –чужие, в словах с этими буквами нет смысла. К, м, р – свои буквы, получили слова: сок, сом, сор.
Сок – напиток из ягод, фруктов, овощей
Б, щ –чужие, в словах с этими буквами нет смысла.)
- В чём мы убедились, составляя слова?
(Слова состоят из букв и звуков, сами по себе звуки и буквы ничего не значат для понимания речи, слово имеет смысл)
- Слово – это единица нашей речи. С помощью слов мы общаемся, понимаем друг друга, передаём информацию, выражаем наши чувства, с помощью слов мы выражаем свои мысли. Каждый из нас владеет своим словарным запасом. В течение жизни мы его постоянно пополняем. От этого наша речь становится богаче. Мы становимся интересными собеседниками. Со словом надо обращаться бережно.
2.Слоги.
- Как вы думаете, имеют ли значение слоги?
- Послушайте стихотворение Г.Сангира
Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
- Лимон-
Сразу станет кисло.
(Высказывают мнение: слоги тоже сами по себе ничего не значат, но с помощью слогов вы образуем слова.)
-- Давайте поведём итог, что можно считать словом?
Вывод: - Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает.
- Что мы должны понять на уроке, чему научиться, сформулируйте задачи урока.
(Дети высказывают предположение, учитель направляет)
Различать слово или не слово.
Как строятся слова.
Объяснять значение слов.
V.Работа над темой урока.
1.Откуда берутся слова.
- Ребята, а вы задумывались над тем, откуда берутся слова? Почему стол – это стол, солнце – это солнце. Это действительно занимательно. Может быть вот так, как у героев сказки Л.Яхинина «Красные ягоды» послушайте:
Цыплёнок с Лягушонком пошли в лес. Увидели там какие-то красные ягоды.
(Какие это могли быть ягоды?)
Попробовали – кислые, но вкусные. Только как они называются, вспомнить не могли.
(А вы вспомнили?)
- Давай их есть без названия, – сказал Лягушонок - Поедим, а там и вспомним.
И начали глотать они ягоды.
-Клю,- скажет Цыплёнок и склюнет красную ягодку.
(А что должен сказать Лягушонок? Как же называется ягода?)
- Ква, - скажет Лягушонок и тоже ягодку проглотит.
Только и слышится: Клю! Ква ! Клю! Ква!
- Как же называется это ягода? (Клюква)
Слайд 5
- Это, конечно, сказка. Слова придумали люди, ведь только человек наделён разумом и владеет речью. А вы хотите поиграть, и как герои сказки, составлять слова из их частей? Объявляем игру-соревнование «Составь слово». Правила игры заключаются в следующем: у каждого из вас на парте лежит часть какого-либо слова. По сигналу вам надо встать и найти пару среди других участников игры. Пара, у которой получилось слово встаёт перед классом в ручеёк. Так после проверки мы узнаем победителей. Начали!
(берё-, оси- , огу-, поми-, ка-, ма-, ряби-, карто-, на-, -рец, -пуста, -за, -лина, -дор, -фель, кор-, ё-,- зина, го- , -жик, рох.)
Проверка: по словам на экране.
Берёза, осина, огурец, помидор, рябина, капуста, малина, картофель, корзина, ежик, горох.
Вывод:
- Откуда берутся слова?
(Дети высказываются, учитель корректирует ответы)
- На этапе своего развития слова придумали люди для общения, для обозначения предметов, явлений.
2.Знакомство с толковыми словарями.
- Легко ли вам было сегодня на уроке объяснять знакомые вам уже слова, совпадали ли ваши объяснения. (Нет)
- Почему? (Точно не могли дать определение словам, некоторые слова было трудно объяснить).
- Верно, ребята. Но чтобы мы были поняты другими людьми, наша речь должна быть более точной. Об этом уже люди позаботились. Учёные составили специальные справочники. Это толковые словари.
- Что такое толковый словарь? (Это справочная книга, которая содержит слова, расположенные в определённом порядке.)
- Как вы думаете, в каком порядке размещены слова? (В алфавитном)
- Верно.
Слайд6
- Вот некоторые из словарей.

Самым, пожалуй, знаменитым толковым словарём русского языка является «Толковый словарь живого великорусского языка», который составил известный ученый и писатель Владимир Иванович Даль. В этом словаре содержится толкования значений более 200 000слов! А в самом популярном толковом «Словаре русского языка» составленном С.И. Ожеговым, содержится толкования значений около 53 000 слов.
Слайд7
- Мы с вами тоже будем пользоваться толковым словарём, составленным специально для вас, ребята, Евгением Леоновичем. В нашем словаре даются толкования около 500 употребительных слов русского языка. (Использование документ-камеры)
3.Работа со словарём» Е.Леоновича.
Исследование слова.
- Я предлагаю вам быть настоящими исследователями. Сегодня на уроке в гостях у нас само СЛОВО. А каково точное его толкование? Где об этом можем узнать? Что нам в этом может помочь?
(На партах у ребят на группу из 4 человек лежит один словарь, карточка с заданием для группы. Рассматривание словаря, знакомство с его структурой).
- Как нужно работать со словарём? Прежде найдем это слово в словаре. Мы уже убедились, слова расположены в алфавитном порядке. Между какими буквами находится буква с? (р т, на стр.132). слово представлено в 5 пунктах. Работаем в группах:
1группа изучает 1 часть значения слова в толковом словаре, у каждой группы своя часть нового значения слова, далее об этом рассказывают классу. Слайды с 8-12
2гр.-2 часть;
3гр.-3 часть;
4гр.-4 часть;
5гр.-5 часть.
-Ваша задача узнать, как толкуется значение этого слова.
Ответ: слово – часть речи.
Ответ: каждое слово имеет разумное значение.
Ответ: с помощью слов происходит общение.
Ответ: слово в значении – речь.
Ответ: слово употребляется в нескольких значениях.
- Зачем нужны толковые словари?
Вывод: для объяснения значения слова, чтобы рассмотреть слово с разных сторон; толковые словари помогут обогатить нашу речь, сделать её более точной.
5.Решение учебной задачи.
- Но настоящий исследователь не удовлетворится одним значением: ведь многие слова многозначны, имеют 2, 3 и даже 4 значения. Вот послушайте:
Меня попросили: - Подайте мне ручку. - Я слышу, но не могу понять, что подать.
-Почему? О какой ручке идёт речь?
(шариковая ручка, дверная ручка, ручка человека)
- Как понять, что просят подать?
(По обстановке, по ситуации: если мы здороваемся – то рука человека: если что-то пишем – ручка для письма, если у двери оторвалась ручка – дверная ручка).
- Верно, по ситуации можно понять, если мы её видим; если же читаем рассказ, то поймём по тексту, например:
- Здравствуй, Юрочка! Подай мне свою ручку! (первый)
- Коля, моя ручка не пишет, дай мне свою. (второй)
- Я прибил ручку к двери нашего сарая.(третий)
-Что нам помогает понять смысл слова, если оно многозначно?
(Дети высказывают своё мнение)
Вывод: понять смысл слова можно по ситуации, если мы её видим или по тексту.
VI.Закрепление изученного материала.
1.«Бестолковый словарь».
- Ребята, напомни те мне , пожалуйста, главный признак слова..
(Слово должно что-то обозначать, быть понятным)
Слайд13
- А вот послушайте, какая ситуация описывается в стихотворении Н.Кончаловской «Про овощи».
Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан.
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена –
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста
- Чему удивились знакомые садовода? Из каких частей слов получились такие названия?
VII. Рефлексия. Приём ПМИ (плюс, минус, интересно)
- Ребята, интересно знать, что произойдёт, если такие слова будут присутствовать в нашей речи. Говорим только положительное (плюс).
Высказывание детей
Это весело, такие слова поднимают настроение.
В такие слова можно играть, фантазировать
Можно составить словарик «Бестолковых слов»
Можно объявить День бестолковых слов и общаться только на таком языке.
- Интересно знать, к чему это может привести, говорим только отрицательное (минус).
Высказывание детей
Люди перестали бы понимать друг друга.
Люди стали бы общаться мимикой и жестами.
Не могли бы читать книги, там непонятные слова.
- Ребята, а что всё-таки произойдёт, если бы садовод на самом деле вывел бы новые сорта культур. Выскажите предположение.
Люди договорятся о новых названиях, об этом расскажут и напишут. Все люди будут знать, что обозначают эти слова.
Появятся новые слова.
- Ребята, значит, наш язык развивается, появляются новые слова?
(Да! Ученые постоянно что-то изобретают, дают новые названия. Так появляются новые слова)
Вывод: словарь пополняется новыми словами.
- Наш урок завершается. Кто доволен своей работой? Покажите «светофором».
(Зёлёный цвет – всё отлично, жёлтый цвет - небольшие затруднения, красный цвет – пока трудно, нужна помощь).
- Кому ПОКА было трудновато?
- Что показалось интересным?
- Какими словами вы бы оценили свою работу? Работу класса?
Итог
- Что вы сегодня узнали на уроке?
- Чему сегодня научились?
VIII.Домашнее задание
-Ребята, вам понравилась работа со словарями. Это действительно занимательно. Предлагаю вести свои толковые словарики, где размещать интересные и незнакомые для нас слова. Попробуйте дома заполнить страничку «Толкового словарика» или «Бестолкового словарика».
(Странички предлагаются детям) Слайд 14
Спасибо за урок!
















Заголовок 115