Перспективное планирование. Старшая группа. Октябрь 1 неделя.


Октябрь 1 неделя. Тема «Растительный мир Прибайкалья: лес, грибы, ягоды ». Сроки реализации: 28.09 -02.10
Задачи:
Познавательная деятельность ФЭМП
Занятие №3
Ознакомление с окружающим миром
Экспериментирование
Основы безопасности жизнедеятельности
Программные задачи
Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3; соотнесение количества предметов с цифрой.
Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.
Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.
Цели
Закреплять:
умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
выкладывать квадрат из счетных палочек;
рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку.
Учить:
писать цифру 3;
решать логическую задачу на установление закономерностей.
Знакомить:
с тетрадью в клетку;
с пословицами, в которых упоминается число 3. Формировать:
умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
навыки самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Математика для детей 5-6 лет», стр.24-26.
Тема «Царство растений: грибы».
Цели:
Образовательная:
познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных;
рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов - они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом некоторым насекомым;
рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы.
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к природе;
формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе.
Развивающая:
развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, сморчок, сыроежка, рыжик, груздь, опенок - опята, масленок - маслята;учить разным приемам словообразования на примерах названий грибов;
учить понимать образный смысл загадок, придумывать загадки о ! грибах;
развивать навыки связной речи, учить пересказывать литературный текст.
Материалы для занятия: наборы демонстрационных и раздаточных картинок «Съедобные и несъедобные грибы»; муляжи грибов; демонстрационная картинка с изображением осеннего леса.
Тема «Деревья». «Кустарники».
Цели:
Образовательная: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. При введении детей в тему занятия можно рассказать, что все царство растений Земли делится на три государства: деревья, кустарники, травы, Можно загадать детям загадки, которые подведут их к называнию этих «государств»:
1. Много рук, а нога одна, (Дерево)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает (Дерево)
4. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких, (Кустарник)
5 Росла на лугу, оказалась в стогу (Трава)
Какую пользу приносят человеку деревья'!’ Они очищают воздух; дарят нам тень и прохладу в жаркий день; из них можно изготавливать множество полезных вещей - мебель, посуду, различную хозяйственную утварь, бумагу, на которой мы пишем и рисуем; из древесины строят дома; дрова используют как топливо для обогрева домов в холодное время года. Объяснить детям, что все деревья можно разделить на две большие группы: хвойные и лиственные, а среди лиственных выделяются еще и плодовые. Привести примеры, рассмотреть картинки. Вспомнить вместе с детьми строение дерева. Дерево - это растение, имеющее один ствол, деревянистые, твердые подземные и наземные части: ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону, В отличие от деревьев кустарники имеют несколько деревянистых стволиков, а ветви их начинаются сразу от земли Привести примеры наиболее распространенных кустарников: сирень, акация, плодовые - смородина, крыжовник. Воспитательная: воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений, бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу
Развивающая: закрепить типы словообразования: ель - елочка, ельник, еловый; лес - лесной, лесник, лесничий, лесовик; осина- осиновый, осинник, подосиновик. Учить детей подбирать яркие эпитеты-прилагательные для описания деревьев в различное время года
Материалы для занятия:
наборы картинок с изображением лиственных и хвойных деревьев, плодовых деревьев; кустарников; травянистых растений - демонстрационные и раздаточные;
набор картинок для игры «Найди свое место»;
демонстрационные картины с изображением леса, заснеженной ели, кедра;
разрезные картинки с изображением несложного сюжета: ребенок, рисующий картинку на большом листе бумаги; мастер, делающий мебель; туристы, разбившие палаточный лагерь в лесу; люди, собирающие урожай с плодовых деревьев; девочка, поливающая цветы и др..таблица для кроссворда.
карта царства растений - большой плакат, который можно затони- ровать зеленым цветом, с надписью «Царство растений». Во время занятия на плакат прикрепляются различные представители флоры Земли - деревья, кустарники, травянистые растения, грибы Удобнее всего закрепить этот плакат на магнитной доске, и все осталь- ные картинки также прикреплять к нему с помощью магнитов.
1.«Чудесный мешочек».
2.«Узнай по вкусу».
3.«Узнай по запаху».
4.«Что звучит?»
5. «Мои помощники — глаза».
Цель опытов 1—5: познакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть; уши — слышать; нос — определять запах; язык — определять вкус; пальцы — определять форму, структуру поверхности), формировать навыки бережного отношения к органам чувств.Безопасность на улице
«Съедобные и ядовитые грибы и растения»
Цели:
-Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.
-Научить различать их и правильно называть
Социально- коммуникативная деятельность Беседы
Театрализованная деятельность
Трудовая деятельность
Игровая деятельность
Утренние беседы с детьми.
Тема: «Как мы грибы искали» (воспоминания о прогулке с родителями в лес, когда были найдены грибы).
Вопросы к беседе:
Ты когда-нибудь ходил в лес с папой и мамой или дедушкой и бабушкой? Расскажи, что ты увидел и узнал нового во время этой прогулки?
Какой был лес - хвойный, лиственный или смешанный? А каких деревьев было больше - хвойных или лиственных?
Вспомни, какие хвойные деревья ты видел в лесу?
А какие лиственные деревья там были? По каким признакам ты их различал?
Какие грибы вы нашли во время этой прогулки?
Ты помнишь, как взрослые собирали грибы: они осторожно срезали их ножом, или просто рвали? А как правильно нужно собирать грибы?
Что тебе еще запомнилось об этой прогулке по лесу?
Расскажи, что вы делали с грибами после того, как вернулись домой (на дачу)?
Во время беседы обращать внимание на то, чтобы дети правильно строили предложения, побуждать их к употреблению эпитетов, обогащая их словарный запас.
Утренние беседы с детьми
Тема: «Деревья нашего двора (сада, дачи)»
Вопросы к беседе.
Можно сказать, что в царстве растений есть три государства. Назови их.
Какие виды деревьев ты знаешь? Почему деревья называют лиственными? Хвойными?
Какие деревья называют плодовыми? Почему? Ведь плоды есть у каждого дерева.
Какие лиственные деревья ты можешь назвать?
А какие хвойные деревья ты знаешь?
Плодами каких растений ты любишь лакомиться?
Почему деревья так важны для человека и для всех живых существ на планете? Какую пользу они приносят?
Какие вещи люди научились делать из древесины?
Почему к деревьям необходимо относиться бережно?
Назови свое любимое дерево. Почему именно оно тебе нравится9 Постарайся описать его, нарисовать его словами.
Обыгрывание сказки В. Сутеева «Под грибом»
Учить детей мыть игрушки и протирать их насухо, производить несложный ремонт игрушек.
Продолжать красиво и правильно накрывать на стол.
«Семья» - «Прогулка в грибной лес».
Цель: закрепить названия лесных растений и грибов; повторить, какая одежда необходима для леса.
«Семья» - «Семейный обед из грибных блюд». Цель: закрепить названия блюд, которые можно приготовить из грибов. Повторить правила поведения за столом.
«Семья» - «Грибные заготовки на зиму».
Цель: закрепить способы заготовки грибов на зиму: сушка грибов, маринады, соленья.
Дидактические игры
«Отвечай быстро» - для воспитания быстроты и гибкости мышления, упражнения в классификации предметов.
«Кто больше назовет действий» - для развития мышления, сообразительности, активизация словаря.
«Скажи по-другому» - для развития мышления, сообразительности; воспитание умения быстро подбирать близкие по смыслу слова - синонимы.
«Радио» - для развития памяти, внимания, наблюдательности, активизации речи детей.
«Разведчик» - для развития наблюдательности, коммуникативности и организаторских способностей.
«Пишущая машинка» - для развития произвольного внимания.
Речевое развитие Обучение грамоте
Развитие речи Тема Звук «У», буква «У».
Дифференциация звуков «А-У-О»
1. Понятие «гласный звук»,
символическое обозначение,
условное обозначение цвета (гласный – красный).
2. Определение позиции звука У в слове в ударной и безударной позиции в начале слова: утка, удочка, утро, Ульяна, узор, улитка, улица, укроп.Выкладывание
сочетаний УА, АУ, ОАУ, АУО и т.п., чтение:
АУ УА
ОУ УО
ОА АО
АУО , УАО,
ОАУ, УОА
Печатание буквы У, АУ, УА (по выбору),
Рисование комбинации из горизонтальных и вертикальных палочек.Закреплять у детей понятия «живой предмет», «неживой предмет»; Составление простого предложений по 2 предметным картинкам. Яблоко-девочка (Девочка ест яблоко). Собака-будка (собака лежит в будке). Корзина-овощи (Овощи лежат в корзине).
Составление рассказа по теме «Дары природы»
Учить:
-составлять короткий рассказ на заданную тему;
-подбирать слова, сходные по звучанию;
-выделять в фразах слова со звуками [ч'], [щ'];
-произносить слова с разной силой голоса
Тема: «Деревья».
Цели:
Связная речь: продолжать учить детей различным способам построения связного текста; развивать навыки творческого рассказывания. придумывания сказки.
Развитие словаря: учить образовывать однокоренные слова:
дуб - дубрава, береза - березняк, осина - осинник, ель - ельник,
сосна - сосновый бор.
Формирование грамматического строя речи: упражнять в по-
строении предложений разных типов. Звуковая культура речи:
•закреплять правильное произношение звука «л’»;
•учить выделять звук «л'» в начале, середине и конце слова, различать звуки «л’» и «л»Материалы для занятия:
• осенние листья различных деревьев;
• схема для определения характеристик звука;
• плакат с изображенной на нем речкой;
• картинки с изображением различных предметов, в названиях
которых есть звуки «л» и «л'».
Художественно-эстетическое развитие Чтение художественной литературы
Аппликация.
Рисование
Лепка
Конструирование 1 С. Маршак. Откуда стол пришел.
2 Л Толстой. Дуб и орешник.
3. Г. Скребицкий. Мать и кормилица.
4. В. Сутеев. Под грибом.
Стихи для заучивания
Кто накинул на березку Платье белое в полоску? Ливень хлещет, рвет сережки, Может листья все сорвать, Но полоски на березке Не отмыть, не отстирать.
В. МусатовЗагадки
Раскидистый, могучий,
широкий, коренастый.
Он может даже тучи
на плечи заграбастать.
(Дуб)
Недаром эта модница
склонилась над водой:
Все лето в речку смотрится,
любуется собой!
(Ива)
Зеленую подружку
под новый год зимой
Срубили на опушке
и привезли домой.
(Ель)
Тема: «Трутовики на березке»
Цели:
-развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания;
- учить делать аккуратные обрывы по контуру;
- развивать навыки сочетания различных видов аппликации для получения выразительного образа.
-закреплять приемы
аккуратного наклеивания.
-развивать чувство композиции.
Тема: «Грибной ежик».
Цели:
учить рисовать ежа - туловище с заостренной мордочкой, маленькие лапки, торчащие иглы, которые изображаются длинными штрихами;
развивать навыки изображения травы, опавших листьев, грибов, учитывая их строение;
учить изображать голубое небо с помощью известкового мелка;
развивать навыки рисования углем и известковыми мелками;
учить выполнять рисунок в правильной последовательности, аккуратно, чтобы не допустить получения «грязных» цветов при использовании угля.
Материалы для занятия: листы бумаги для рисования формата А4; уголь и известковые мелки; иллюстрации с изображением различных грибов, ежа.
Тема: «Гриб боровичок».
Цели:
развивать навыки создания рельефного изображения из пластилина на пластине;
совершенствовать навыки разминания и размазывания пластилина;
учить пользоваться стекой для придания изображению выразительности.
Материалы для занятия: листы картона прямоугольной формы небольшого формата (не более 10x15 см); пластилин разных цветов; стеки; бросовый материал - кусочки белого или желтого поролона, крошки пенопласта, кусочки шерстяных ниток зеленого цвета; клеенки; влажные тряпочки для протирания рук.
Конструирование из природных материалов.
Тема: «В грибном лесу».
Цели:
учить использовать особенности природного материала и его формы в целях создания целостной, гармоничной композиции;
развивать навыки коллективной работы, умение образовывать временные коллективы для успешного решения задачи, распределять работу, согласовывать свои действия;
учить видеть в природном материале «вторую» сущность, развивать умение видеть в привычных вещах аналогию, сходство с другими объектами.
Материалы для занятия: два больших подноса или листа фанеры, на которых будут создаваться композиции; различные шишки - сосновые, еловые, кедровые, пихтовые; сухостои - сухие травы с толстым стеблем; сухие веточки деревьев; корешки причудливой формы; желуди; мох; обрывки шерстяных ниток; крошки от пенопласта; обрезки пластиковых трубочек; пластилин; гуашь, кисти для рисования; клей ПВА. Все необходимые для занятия материалы расположены на отдельном столе.
Организация детей на занятии. Дети произвольно (по собственному желанию) образуют две большие группы, примерно равные по количеству участников. Для каждой группы организуется удобное рабочее место из двух столов, сдвинутых вместе. На каждом рабочем столе - большой поднос - основа будущей композиции, на которой будут расположены все детали. Внутри каждой группы тоже происходит разделение, распределение работы: кто-то будет делать «деревья», кто-то - устилать полянку мхом и «травой», кто-то - мастерить зверьков.
Физическое развитие Игровые упражнения
1.«Попади в корзину».
2.«Проползи, не задень».
3.«Не упади в ручей».
4.«На одной ножке по дорожке».
5.«Ловкие ребята» (с мячом).
6.«Перешагни, не задень».
Подвижные игры
«Ловишки».
«Мы веселые ребята».
«Удочка».
«Защити товарища».
«Посади картофель».
«Затейники»