Урок литературы на тему Тема гибели человеческой души в произведениях А.П.Чехова
Жакун Татьяна Леонидовна, преподаватель русского языка и литературы
КГКП «Житикаринский политехнический колледж»
ПРЕДМЕТ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
ТЕМА: ТЕМА ГИБЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П.ЧЕХОВА.
РАССКАЗ «ИОНЫЧ»
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова; обратить внимание на
художественные особенности рассказа; композицию, стиль, образы героев;
просмотреть нравственные проблемы рассказа;
создавать условия для гармоничного развития личности; развивать логическое
мышление, связную речь, умение анализа и обобщения, овладение видами
пересказа; развитие кругозора учащихся;
прививать интерес к предмету, чтению классической литературы, способствующей
нравственному воспитанию учащихся, развивать нравственные качества личности
учащихся (уважение к личности, ответственность, обязательность).
ТИП УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет, иллюстративный материал, эпиграф, произведения
А.П.Чехова,
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: русский язык, история.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: высказывания великих людей и критиков о А.П.Чехове, карточки, опорные схемы.
СТРУКТУРА УРОКА
1
Организационный момент
2 мин.
2
Проверка домашнего задания
10
3
Самостоятельная работа учащихся
15
4
Изучение нового материала
22
5
Закрепление материала
20
6
Совместная оценка достигнутого результата
3
7
Прогнозирование предстоящих задач
2
8
Домашнее задание
2
9
Итог урока
3
ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ.
а) проверка готовности учащихся к уроку;
б) проверка посещаемости учащимися урока;
в) психологический настрой.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
ПРОВЕРКА РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
а) Слово преподавателя.
«Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл», - писал о Чехове М.Горький.
Личность А.Чехова многих, кто его знал, поражала сочетанием мягкости и несгибаемой воли, доброжелательности и неутомимой требовательности, прежде всего к самому себе.
б). Устный опрос.
- Вам нужно было подготовить сообщения о жизни и творчестве А.П.Чехова.
(Несколько учащихся отвечают у доски, остальные дополняют с места).
в). Индивидуальная работа по карточкам.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
Задание 1.
На доске (интерактивной доске) – список произведений русских писателей. Подчеркнуть названия произведений, автором которых является А.П.Чехов.
Список: «Каштанка», «Война и мир», «Степь», «Старуха Изергиль», «Человек в футляре», «Станционный смотритель», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Хамелеон», «Герой нашего времени», «Тарас Бульба», «Три сестры».
Задание 2.
Найти ключевую фразу к рассказу «Человек в футляре»:
. «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»
. «Человек – это великолепно! Это звучит гордо!»
. «Как бы чего не вышло»
. «Тварь ли я дрожащая, или право имею?».
Задание 3.
Дописать в тетради (и на интерактивной доске) пропущенные слова в названиях произведений А.П.Чехова:
«Толстый и », «Дом с », «Палата № 6», « в футляре», «Спать », « с собачкой», «Дядя Ваня».
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Тема, цель урока
Эпиграф.
Не поддавайтесь губительному влиянию среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека.
А.П.Чехов.
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ПЛАН
1. Почему люди изменяют своим идеалам?
2. Процесс духовного умирания Старцева – главная тема рассказа.
3. Любовь, удерживающая героя от деградации.
4. Художественные особенности рассказа.
5 Уроки нравственности А.П.Чехова.
Вступительное слово.
Этот урок мы посвящаем творчеству А.П.Чехова. Эпиграфом к уроку могут быть слова самого Чехова (запись темы, эпиграфа, плана урока).
1). Беседа
- Почему люди изменяют своим идеалам?
- Способен ли человек противостоять дурному влиянию среды или он неизбежно покоряется ей?
- Какие качества, черты характера нужно вырабатывать в себе, чтобы уметь противостоять пагубному влиянию среды?
- Сегодня мы будем говорить о деградации души человеческой в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Что означает слово «деградация»?
2). Словарная работа.
Деградация (франц.)- постепенное ухудшение, упадок.
Ренегатство (новолат.) – отступничество, измена прежним убеждениям.
3). Анализ текста. Работа с текстом произведения.
- Каким мы видим Старцева в начале рассказа?
-Найти слова и словосочетания, передающие его настроение.(Шел, напевал, рисовал, не чувствовал усталости, прошел бы еще верст двадцать, ждал, ждет любви).
- В кого влюбился Старцев?
- Как любовь изменила жизнь Старцева? Прочитать его слова о любви.
(«О, как мало знают те, будьте моей женой!»)
- Каким мы видим Старцева в этом отрывке? Какое у него состояние души?
(Безгранично любящая душа).
- Приняла ли Котик любовь Старцева?
- Сколько дней переживал Старцев? Найти слова, передающие его душевное состояние.
(Дело валилось из рук, не пил, не ел, не спал, успокоился и зажил по-прежнему. Жаль было своего чувства, взял бы и зарыдал или хватил бы зонтиком Пантелеймона).
- Прошло 4 года. Чем занимался Старцев в это время? Во что он играл?
- Какое любимое развлечение по вечерам он нашел для себя?
(Считал деньги).
- Где, у кого получал эти деньги Дмитрий Ионыч?
- Прошло еще несколько лет. Какое чувство испытал Старцев при новой встрече с Екатериной Ивановной? Зачитать отрывок (и теперь она ему нравилась. и ему стало неловко).
-Почему Старцев отказался от любви? Зачитать отрывок ( Старцев вспомнил про бумажки и огонек в душе погас).
- Какую жизнь ведет Старцев после этой встречи?
(Опять играет в карты, берет взятки).
- Каким мы видим Старцева в конце рассказа? Выписать слова, описывающие его состояние.
(Старимся, полнеем, опускаемся, вспомнил про бумажки, огонек в душе погас, еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, не бросает земского поста, горло заплыло жиром, голос изменился, стал тяжелым, живется ему скучно, ничто его не интересует).
- Почему все называют Старцева Ионычем? О чем это свидетельствует?
- Слова какой части речи преобладают в описании душевного состояния Ионыча?
Вывод.
Вот мы и увидели, как угасает, гибнет человеческая душа. Как вы думаете, что могло бы спасти Ионыча от деградации?
(Любовь).
«Любовь к Котику была единственной радостью и, вероятно, последней», - А.П.Чехов.
5. ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1). Беседа.
- Как удается Чехову историю всей жизни человека, являющуюся предметом романа, передать в тесных пределах короткого рассказа?
- Покажите, чем обусловлены перемены героя.
- Можно ли определить, что же было началом «превращения, деградации, движения вниз по наклонной плоскости»?
- В какой момент действия рассказа можно говорить о вине героя, не предпринявшего усилий, чтобы предотвратить этот процесс?
- Действительно ли герой деградирует?
- Какая же сила губит его?
- С какими рассказами Чехова созвучен рассказ «Ионыч»?
(«Человек в футляре», «Крыжовник»).
2). Вывод. Запись вывода в конспект.
Сила воистину страшная своей обыденностью – всего-навсего стремление к сытости, покою, подавляющее иные, более высокие стремления. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, потому что сам живет по законам этого болота. Процесс его нравственного падения ранее всего проявляется в любви. Старцева восхищает в Котике ее начитанность, она кажется ему умной, интеллигентной. Однако любовь, едва возникнув, уже пугает его: «К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?». В этих опасениях слышится беликовский страх перед жизнью.
Но как ни была эта любовь бедна, неглубока, она одна только удерживала Старцева от духовной деградации.
3). Самостоятельная творческая работа.
- Сколько лет было Старцеву, когда он приехал в город С.?
(24)
- Что испытывает молодой человек в этом возрасте? Какие цели в жизни, мечты и желания?
На сердечке в тетради написать об этом. Определить, какие качества мешают в достижении цели?
Любить Лень
Иметь любимую специальность Отсутствие цели
Приносить пользу людям Апатия
Хорошие человеческие качества Омервение души
Отсутствие активной жизненной позиции
4). Проверка результатов самостоятельной работы.
В письме к приятелю – земскому врачу, Чехов с горечью говорит о нравственной нестойкости образованной молодежи: «Пока это еще студентки и курсистки – это честный хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студенткам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша и будущее России обращается
в дым, и остаются на фильтре одни доктора – дачевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».
- Как и в чем может сегодня проявляться деградация личности человека?
6. Совместная оценка достигнутого результата. Выставление оценок.
7. Прогнозирование предстоящих задач.
На следующем уроке – работа над пьесой А.П.Чехова «Вишневый сад».
8. Домашнее задание.
С. 158-191
Прочитать пьесу А.П.Чехова «Вишневый сад»
Дать характеристику Раневской, Гаеву, Лопахину.
9. Итог урока.
- Каков же диагноз этой страшной болезни – гибели человеческой души?
- С каким призывом к нам звучит голос Чехова?
Разрушение личности в результате утраты жизненных целей.
Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни, которую давно изучала русская литература, - духовной деградации, ренегатства. В Гоголевском помещике Плюшкине человека съела страсть приобретательства. И он не понимает, что с ним происходит.
Старцев всю жизнь работает. Но деятельность, лишенная высокой цели, оказывается пагубной и для труженика-интеллигента. Он гибнет, сохраняя понимание происходящего. И как опытный врач, наверное, мог бы поставить себе диагноз: разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей.
В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, берегите в себе человека (см. эпиграф).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Заголовок 115