ВЕЛИК И НЕПРЕЛОЖЕН ЗАКОН НАБАТА (открытый урок)


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ в 7 КЛАССЕ
Учитель русского языка Хайло Елена ВасильевнаТЕМА : ВЕЛИК И НЕПРЕЛОЖЕН ЗАКОН НАБАТА
ЦЕЛИ: 1. Формировать навык анализа произведения(от композиции к идее).
2. Воспитывать нравственные ценности
3. Воспитывать лучшие человеческие качества: чувство долга, ответственности, взаимопомощи.
ХОД УРОКА.
I.ОРГМОМЕНТ.II. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
(на доске даны ключевые слова:Закон – общеобязательное правило.
Набат – сигнал к сбору людей в случае пожара или тревоги.
Непреложный – не подлежащий сомнению, изменению, нарушению.
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими.
(которые помогут понять идею автора).
Ученики делают записи в тетрадь.
III. СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ.
IV.БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ.- Есть в этом произведении одна особенность. Описывая события нынешнего времени, автор обращается к прошлому: (найдите в тексте) то к 17 году, когда сбрасывали колокол весом в 29 пудов (старая русская мера веса, равная 16. 38 кг.) то к тем временам, «когда проводили маневры раз по пяти за лето».
- Зачем он это делает? (чтобы показать связь времен, что традиции сохранились).
- Итак, завязка – сигнал о пожаре. Дальше следует развитие действия, когда люди бегут, потом стоят на лугу и пытаются понять, где горит.
- Что в этот момент поражает героя? В чем нелепость положения? (Нелепость в том, что, видя, как горит деревня, никто даже не сдвинулся с места, а продолжали гадать, какая именно деревня горит).
Какая мысль заставляет мужиков успокоиться? (Что на место выехали «черкутинские»)
- Действительно ли они успокоились? Какие чувства они испытывают? (червячок сомнения гложет каждого).
- Когда мужики поняли, что нужно ехать, что стоять и смотреть больше нельзя? (после слов женщин, что….?).
- Как вы думаете, легко ли мужикам далось это решение? Почему? (решение подобного рода всегда трудно принимать, ведь человек находится в ситуации нравственного выбора. – Принимая решение, он считается со своей совестью. Как вы понимаете это выражение? (?).
- Итак, мужики едут на пожар, и снова всех грызет совесть. (зачитать этот эпизод).
- Вот уже несколько раз мы повторили одно и то же слово – СОВЕСТЬ. Именно совесть связывает настоящее и прошлое, помогает сохранить нравственные традиции.
В свое время А. П. Чехов в рассказе «Крыжовник» писал о счастливых людях, довольных своей жизнью. Ничто их не волнует, ничто не заботит. И писатель предложил такое средство: « Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-либо с молоточком и постоянно напоминал стуком, что есть несчастные, что, кем бы он ни был, счастливая жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда….и его никто не увидит, не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»- Вот у Чехова – человек с молоточком
- А в нашем рассказе – набат (как призыв к помощи).
- Но давайте вернемся к рассказу и найдем развязку(спасение 3 дома).
- А где же тогда кульминация, т. е. момент, заставляющий особенно переживать? (момент принятия решения).
- Т. е. автор шаг за шагом прослеживает, как инертную, вначале даже нерешительную массу наконец побеждает «ЗАКОН НАБАТА». Помните высказывание Л. Н. Толстого о том, что «люди как реки»? Все и все меняются. Просто нужно, чтобы что-то произошло в сердцах людей, чтобы изменилось отношение к подобным ситуациям, изменилось мировоззрение. Для мужиков из рассказа Солоухина этим «что-то» стали удары колокола.
V. РЕФЛЕКСИЯ.- Какие чувства у вас вызвал рассказ?
- О чем вы задумались?
- Случалось ли вам быть на пожаре? Может быть, вы читали какие-либо произведения, где произошел пожар? Как вели себя люди, когда узнавали о пожаре? Как они узнавали об этом?
- Почему рассказ называется не «Набат», а «ЗАКОН НАБАТА»?
(А теперь я распахиваю створки этой доски так же широко, как вы должны сейчас распахнуть свои сердца навстречу миру, людям)
VI. СЛУШАЕМ НАБАТ.
VII. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.
(займемся законотворчеством).
- На картонном символе в виде колокола, который изготовила Эвелина, нужно написать памятку – напоминание человеку, чтобы он был отзывчив к чужой беде. Это могут быть 1-2 предложения или четверостишие. Текст можно начать словами «БУДЬ» или «ПОМНИ». Вешаем НАБАТ на доску.(человечек с молоточком нам не нужен)И коль скоро это закон, помним, что нарушать его нельзя.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Дополните список книг в своих читательских дневниках следующими произведениями: Б. Екимов «Живая душа», Ночь исцеления»,
Подумайте, какие события в жизни, свидетелями которых вы стали, заставляют или заставят вас ударить в свой набат. Напишите об этом сочинение-миниатюру.
IX. Звонок прозвенел, но я не закрываю доску и прошу вас не закрывать с окончанием урока свои сердца. Пусть они будут открыты всегда к чужой беде.