Презентация по литературе на тему Повесть В.Распутина Пожар (11 класс)
В.Распутин «Пожар» Горит село, горит родное... Из народной песни История создания произведения. Замысел. Ассоциации, вызванные последней по времени повестью Валентина Распутина “Пожар”, впервые опубликованной в журнале “Наш современник”, №7 за 1985 год, не случайно уводят к более раннему произведению - “Прощанию с Матёрой”. Автор и сам подчеркивает эту преемственность: в “Пожаре” мы встречаем наживающуюся на беде Клавку Стригунову –она и на Матёре была такой же, и первой бежала с острова; почти немой, наделённый богатырской силой дядя Миша Хампо удивительно напоминает старого Богодула; да и сама Сосновка, в которой происходит действие, - тот самый новый посёлок, в который переезжали жители Матёры. Словно спустя десять лет писатель решил посмотреть: что же сталось с героями былой его повести, каковы они, как повлиял на них перемена условий жизни, рода занятий, окружения. - Как создавалась эта повесть? Как вы нашли своего героя – Ивана Петровича? - Здесь прежде всего надо вспомнить повесть "Прощание с Матёрой", - отвечает писатель. – Я сам из "утопленников" – так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду... Не миновала этой судьбы и моя родная деревня Аталанка, которой, как и Матёре, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были – рубить лес.... Без Родины, без любви к Родной Земле, человек не сможет найти себя, найти свою Душу.М.С. СарьянДрама начинается там, где возникает беспорядок Н.Погодин Сюжет. Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: в поселке Сосновка на берегу Ангары горят орсовские склады. Повесть о том, как гибнут в огне, растаскиваются, просто затаптываются в грязь многие ценности. О том, что люди пытаются хоть что-то спасти от огня. О том, как погибли НЕ В ОГНЕ, а ОКОЛО ОГНЯ два совсем разных человека: добровольный рачитель народного добра , парализованный с детства старик дядя Миша Хампо, и «легкий человек» с женским именем мародер Соня Этой символической сценой смарти Распутин показывает две крайние человеческие ипостаси: подлинно человеческую и манкуртскую.Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или иной поступок? Писателя интересует именно это, т. е. человек и все, что с ним происходит, - а это не может не волновать и всех нас. Иван Петрович услышал крики: “Пожар! Склады горят! ” И не случайно почудилось шофёру, “будто крики идут из него”, - душа тоже горела. Так и пройдут они через всю повесть – два пожара, связанные один с другим внутренней логикой. - Почему мы такие?–задаётся вопросом писатель. - Почему человек, имеющий высокий потенциал, думающий не только о себе, но и о людях, о будущем, стал мешать? - Кто и что виноват в этом? На пожар сбежался едва ли не весь поселок, почему же тогда люди оказались беспомощными перед огнем?Как и почему могло случиться, что люди, столь властно подмявшие , подчинившие всё вокруг, нагнавшие на берега «большой воды» такую могучую технику, не смогли справиться со стихией огня? 1гр. Персонажи произведения. На какие группы и в связи с чем можно разделить всех героев повести?Какие проблемы высветил пожар? Истинные труженики и спасатели народного добра Желающие «погреть руки» на чужом горе. Водников Борис ТимофеевичСемен Кольцов Иван Егоров и АленаАфоня БронниковМиша Хампо «архаровцы» 2гр. Потеря дома – крушение нравственных идеалов. С чего в Сосновке начался нравственный и социальный разлад?Почему Иван Тимофеевич так часто вспоминает родную Егоровку?Чем жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке?Отчего на новом месте пошатнулись, распались старые артельные связи и традиции?Каков он портрет Сосновки и сосновцев?Почему «архаровцы» взяли верх? Можно ли их спасти или им не суждено обрести потерянный лик человеческий? 3 гр. Иван Петрович Егоров? Кто он такой? «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»? Что мучает и не дает ему покоя?Каковы его размышления о правде, совести, душе, зле, добре, долге, доме?Совпадает ли его позиция и позиция Афони Бронникова? ( а какая она?)Прав ли герой повести, утверждая, что добро в чистом виде превратилось в слабость, зло – в силу?Как вы понимаете слова: «Хата с краю с окнами на две стороны перебралась в центр»?Принес ли пожар внутреннего суда над собой душевное успокоение?Нашел ли герой выход из кризисного состояния? Больше двадцати лет прошло с тех пор, как приехал Егоров сюда, в Сосновку, из родной своей затопленной Егоровки которую вспоминает теперь каждый день. За эти годы на его глазах, как никогда ранее, развивалось пьянство, почти распались былые общинные связи, люди стали, словно чужими друг другу, озлобились. Пытался Иван Петрович противостоять этому – сам едва жизни не лишился. И вот подал заявление об уходе с работы, решил уехать из этих мест, чтоб не травить душу, не омрачать ежедневным огорчением оставшиеся годы. В.Г. Распутин (повесть «Пожар»). «Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома… Вот: дома. Прежде всего – дома, а не на постое, в себе, в своем собственном внутреннем хозяйстве, где заданное место и служба. Затем дома – в избе, на квартире, откуда, с одной стороны, уходишь на работу и, с другой – в себя. И дома – на родной земле». В. Распутин. Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важней другой… Какая подпорка пошатнулась в его душе, отсюда и весь разлад? Чего не хватает распутинскому герою? В “Пожаре”Распутин впервые выделил в самостоятельную линию супружеские отношения, придавая им тем особое внимание. В это же время тема современной семьи, воспитания детей, ответственности друг перед другом звучит и в его газетных публикациях. Алёна, жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность. Умение прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. На протяжении всей повести мы ни разу не застанем Алёну размышляющей о чём-то высоком, - она не говорит, а делает, и так получается, что малое её, привычное дело всё же значимей самых красивых речей. Образ Алёны – один из второстепенных образов “Пожара”, и это действительно так, особенно если учесть, что в большей части повестей Распутина именно женщины– главные героини (Анна в “Прощании с Матёрой”, Настёна в “Живи и помни”). Но и в “Пожаре”героине отводится целая глава, содержащая своего рода мини-свод философских воззрений прозаика на предмет исследования. 4. гр. Павел («Прощание с Матёрой») и Иван Егоров. Что общего в жизни и миропонимании этих героев и чем они отличаются?Какой герой ближе и понятнее вам? В чем?Какой герой ближе В.Распутину? 5гр. «Мы Почему, Иван, такие - то? – спрашивает Анна на пожаре. Какие такие?Почему человек, имеющий высокий потенциал, думающий не только о себе, но и о людях, о будущем, стал мешать? Кто и что виноват в этом? 6гр. Почему повесть называется «Пожар»? В чём смысл названия повести? О каких пожарах идет речь?Огонь – разрушение, огонь – возмездие, огонь – очищение?Какое впечатление произвел финал повести? Убит дядя Хампо, Егорова Сосновка выжила. Что это? Торжество зла?Сравните начало и финал повести. Что изменилось в настроении Ивана Петровича и сосновцев? Есть ли надежда ? Пожар – сильное пламя, охватывающее и уничтожающее всё, что может гореть, создающее опасность для жизни людей. (Из словаря)Пожар – бедствие, борьба с которым не терпит отлага -тельств, для борьбы с пожаром нужно объединиться (всем миром, сообща).Но в повести есть и такие словосочетания: обгоревший голос, обожжённая мысль, но ведь это гореть не может!Это другой пожар, бушующий в душе главного героя, его непринятие этой жизни, этих принципов, по которым живут архаровцы.Но есть и ещё один пожар, он не менее страшен для жизни людей, чем пожар, в котором горят материальные ценности. Это наша бездуховность.Что страшнее?По мысли Распутина, пожар – это не только стихийное бедствие, это и предупреждение.Подумайте, люди! Надо ли разорять свой край, уничтожать старое, нарушать законы природы, чтобы создать такое новое?! Смысл финала .“Идёт по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом…”“Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.Молчит земля.Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?И разве молчишь ты?” НЕ превратите землю в пустыню!