Перспективное планирование по всем видам детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Средняя группа. Октябрь. 4 неделя
Перспективный план в средней группе
Тема: «Наземный транспорт» (Ф)
Автор: воспитатель 1 квалификационной категории
МКДОУ №12 «Солнышко», г.Шелехов Иркутской области
Власова Юлия Олеговна
Задачи: Познакомить детей с работой светофора, с его цветовыми сигналами (зелёный, красный). Учить детей действовать по сигналу светофора. Познакомить детей с односторонним и двусторонним движением, учить переходить улицу с двусторонним движением. Дать понятие о том, что такое «островок безопасности». Познакомить детей с правилами поведения в транспорте. Воспитывать культуру пассажира, умение вести себя в общественном транспорте. Формировать представление об улице, её основных частях (тротуар, проезжая часть). Совершенствовать умение ориентироваться на улице. Воспитывать культуру пешехода. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Знакомить с «городскими» профессиями: милиционер, шофер, водитель автобуса, понимать значимость труда. Словарь: машина, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль. Быстрый, скорый, грузовой, воздушный, наземный, водный. Ехать, плыть, лететь, стоять, чинить, ломаться. Грам. строй речи: употребление им. сущ. в форме един. и мн. числа. Образовывать сущ. с уменьшительно-ласкат. суффиксами. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Закрепить в речи простые предлоги.
Сроки реализации: Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдения
Опыты, эксперименты
Рассматривание
Основы безопасности жизнедеятельности
НОД Наблюдения за транспортом на прогулке. Рассматривание машин и беседа о труде водителей. Целевая прогулка к светофору
«Есть ли воздух на улице?» Материал: тонкая папиросная бумага или полиэтиленовая пленка, ножницы, нитки для изготовления парашюта; бумага, палочка, гвоздик для изготовления вертушки.
Цель: определить наличие воздуха в окружающем пространстве. Изготовить с детьми самодельные вертушки, парашюты.
Обсудить, почему вертушка вертится, почему «получается» ветер, когда дети бегут, держа перед собой вертушки; как парашют замедляет движение (Воздух под ним распирает купол, поддерживает его, поэтому снижение и происходит плавно.)
Вывод: воздух везде вокруг нас.
«Воздух упругий». Цель: выявить одно из свойств воздуха — упругость. Материал: бумажный, целлофановый пакеты, над Обсудить, почему вертушка вертится, почему «получается» ветер, когда дети бегут, держа перед собой вертушки; как парашют замедляет движение (Воздух под ним распирает купол, поддерживает его, поэтому снижение и происходит плавно.)надувной шарик.
Показать бумажный пакет, обратить внимание на то, что у него нет формы, он мягкий, не имеет объема. Надуть его, продемонстрировать, какой формы он получился, дать всем потрогать и почувствовать его упругость. Хлопнуть по пакету. От хлопка пакет рвется, так как воздух внутри него стремиться выйти. Надуть целлофановый мешок, продемонстрировать его форму, упругость. Затем показать на надувной шарик, обратить внимание на то, что он мягкий, бесформенный. Надуть его, завязать, потрогать, насколько упругим он стал (рис. 32).
Вывод: надувать можно разные мягкие предметы, не пропускающие воздух; воздух заполняет их, придает им форму, а сам внутри предметов становится упругим.
Рассматривание: альбомов «Транспорт», фотографий транспортных средств
Рассматривание иллюстраций «На улице города».
«Дорожные задачки-ловушки»-закрепить правила поведения на дороге, обсуждение ситуаций
Беседа «Безопасность на дороге»
Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, ПДД. Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении его сигналов (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на зеленый — двигаются). Закреплять знания детей о ПДД: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.
Беседа: «Как переходить улицу по светофору»
Беседа «Где можно играть» Цель: уточнить знания детей об опасности игр у проезжей части, учить предвидеть опасность в той или иной ситуации
Общение «Безопасный транспорт» Цель: Расширять представления детей о видах транспорта, как о средствах передвижения. Формировать исследовательскую деятельность детей. Формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса. Знакомить детей с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными). Продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.
Дидактические игры и упражнения: «Сломанный светофор», «Можно – нельзя»
Д/и «Зеленый, красный, желтый»-закрепить знание правил дорожного движения.
НОД ПР Тема: «Транспорт» Цель: Сформировать понятие «транспорт»; закрепить знания детей о видах транспорта – наземный, водный, воздушный. Расширять знания детей о наземном, водном и воздушном видах транспорта: особенности строения автомобиля, самолета, корабля, место передвижения транспорта – земля, вода, воздух; назначение транспорта. Формировать интерес к технике, умение употреблять обобщающее слово – «транспорт»; формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт»
НОД ПР ФЭМП Занятие 6. Тема: Закрепление знаний о цифре 1. Большой, поменьше, маленький.
Треугольник. Задачи: Закрепить знания детей о цифре 1, учить соотносить цифру с количеством предметов, закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине, объединять предметы по этому признаку, знания о треугольнике, развивать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, воспитывать старание. (Е.В. Колесникова, стр. 29)
Просмотр диска «Безопасность на улицах и дорогах» (Премьер-УчФильм)
Презентация «Транспорт»
Общение «Наземный транспорт» Цель: Расширять представления о видах наземного транспорта и его назначении
Беседа о транспорте, о труде водителя. Цель: уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить их активный словарь за счет названий автомашин, рассказать о труде водителя.
Общение «Путь от лошади к машине» Цель: Рассказать о развитии автомобиля
Общение на тему «Школа пешехода» Цель: Расширять представления об элементарных правилах дорожного движения
Коммуникативная деятельность НОД РР Рассказывание по картинкам «Транспорт, его виды». Закрепить у детей понятие «транспорт» и его виды: воздушный, наземный, водный, подземный. Учить описывать транспорт, его назначение, развивать воображение. Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине. (В.В.Гербова «Занятия по развитию речи», Стр.45.)
Беседы «Зачем человеку машина»
Цель: Совершенствовать знания детей о необходимости машин в жизни человека
«Правила поведения в общественном транспорте»
Цель: Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте
Разгадывание загадок о транспорте
Учить подбирать слова –признаки к словам - предметам
(дом большой, высокий)
Учить детей отвечать на вопросы Что это? Что он (она) делает? по демонстрируемому действию, по несложной сюжетной картинке.
Заучивание «Грузовик» А.Барто.
Составление описательных рассказов о предметах транспорта по плану – схеме:
Что это?
Назови части.
Кто им управляет?
Грамота «Звук И» Упражнять детей в правильном произношении звука И, выделении его из начала слова, в конце слова; в подборе слов, где звук И в начале слова. Закреплять понятие – гласный звук, символическое обозначение, условное обозначение – красный цвет. Игра « Хлопни в ладошки, если услышишь звук И»: И, О, М, К, И, А, И.
Игровой момент: «Угадай, кто пришел в гости к лисе на день рождения?», «У лисички день рождения. Прибежали звери, заскрипели двери: (высоким голосом - быстро): топ – топ – топ, скрип – скрип – ЭТО …(ЗАИНЬКА) ПРЫГ – СКОК, (низким голосом, медленно): топ – топ - топ, скрип – скрип – ЭТО (МИШКА) НА ПОРОГАртикуляционная гимнастика «Светофор-самосвал»
Лексико-грамматические упражнения по теме «Транспорт»
Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «У» распеч. Репина 3.А., 23;
«Подними флажок»
«Подскажи словечко»
«Назови профессию» образование названий профессий людей, управляющих транспортом-помочь ребенку усвоить способы образования слов и предупредить нарушение, дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав
«Помоги Айболиту»-классификация видов транспорта, составление предложений
«Улица полна неожиданностей»-развивать диалогическую речь, учить образовывать однокоренные слова (Петрова Т.И. «Игры и занятия по развитию речи», 86)
«Изобрази сигнал своей машины» (посигналить громко – на прощание, тихо – машины уехали далеко).
Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад».
Цель: воспитывать положительное отношение к выполнению правил дорожного движения, развивать память; развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные
«Наоборот»
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова
Согласование сущ-ных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Усвоение категории предложного падежа с предлогом на.
Я поеду на машине. Я поеду на мотоцикле.
Д/и «Предложение договори и его ты повтори». Составление предложений с союзом а. Лодка плывет, а машина едет.
Работа со сложно – подчиненным предложением, упражнения в использовании суффиксов, приставок, при словообразовании.
Игровая деятельность Дидактические игры:
«Почини машину» - учить собирать машину по частям
«Что исчезло»
«Собери картинку», «Можно – нельзя»
«Чей автомобиль быстрее?»-к одному концу верёвки привязан карандаш, а к другому автомобиль. Дети соревнуются в быстроте наматывания нитки на карандаш
«Виды транспорта»
Цель: обобщить и закрепить знания детей о транспорте, Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам, активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами; развивать любознательность, мышление; воспитывать уважение к профессии водителя.
«Светофор» Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, его сигналах, представления детей о цветах (красный, зеленый)
«Правильно веди себя на улице»
Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов, воспитывать уважение и желание их выполнять.
«Угадай транспорт» Обучающие задачи: уточнить представление детей о транспорте. Развивающие задачи: активизировать процессы мышления, внимания, развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
«Отгадай предмет по названиям его частей»
Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов
«Что это и где используется?
Цель: Укрепление навыков правильного изложения своих мыслей в простых и более сложных предложениях у детей средней группы детского сада. Развивать способность распознавать и называть неодушевленные и одушевленные предметы (простые существительные). Использование накопленных знаний в новых ситуациях.
«Путешествие на машинах».
Цель: закреплять умение отличать по внешнему виду и называть виды транспорта, виды специализированных машин
«Какой формы части машины?»
Закреплять знания детей о частях машины, их форме.
«Найди пешехода нарушителя»
Цель: закрепить с детьми правила перехода через улицу.
Блоки Дьенеша «Автотрасса»- Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм). (Носова «Логика и математика для дошкольников», 19)
«Где чей гараж»-развивать у детей умения выявлять и абстрагировать свойства предметов. (Носова «Логика и математика для дошкольников», 23), «Расскажи сказку»-развивать у детей пространственные ориентиры на плоскости, моделирование: выкладывание персонажей и моделей на листе бумаги
Настольные игры: лото «Транспорт», «Проедем на машине по дороге»-развивать графические навыки
Лото «Цвет и форма»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах и цвете; подбирать к геометрическим фигурам подходящие картинки с предметами, учитывая форму и цвет.
«Собери пазлы»
Цель: Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление
«Мозаика»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, зрительное мышление.
Лото «Цвет»
Цель: Закреплять знание детей основных цветов спектра, развивать цветовосприятиеМотивация к сюжетно-ролевой игре. Игра «Какие бывают машины» Цель: познакомить со специальным транспортом, закрепить обобщающее понятие «транспорт», обогатить словарь детей новыми словами, развивать мелкую моторику.
Сюжетно-ролевые игры:
«Путешествие по городу», «Автобус» Цель: закрепить правила поведения в автобусе, при входе и выходе из него; уточнить представления о работе водителя, кондуктора; учить культуре общения, «Перекрёсток»: сюжет «Шоферы на заправке»-знакомить с игровыми действиями, подбирать атрибуты, формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с ролями партнеров, «Водители»-разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами-формировать умение самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров
«Перекресток»-стимулировать гибкое ролевое поведение и последовательную смену ребенком игровых ролей, активизировать ролевую речь вопросами и репликами из каждой новой роли, стимулировать ролевое обращение к последовательно появляющимся персонажам; расширять диапазон актуализируемых детьми игровых ролей
«Пешеходы и водители»
Цель: совершенствовать умение объединятся в игру, распределять роли; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры.
Строительные игры: «Машины», «Грузовик»-конструирование грузовика по наглядной модели
Слушание музыки: песни о транспорте «Машина», «Голубой вагон», «Если был бы я машиной», Песенка «Паровозика», «Мы в автобусе сидим»
Музыкально-ритмическая игра «Поезд» сл. Т.Бабаджан, муз. Н.Метлова-развитие чувства ритма, слухового внимания, обучение музыкально-ритмическим движениям, развитие слухового внимания, обыгрывание песни (выполнение музыкально-ритмических движений по тексту)
«Весёлый паровозик»-развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия, активизация словарного запаса (называние определений)
Игровая ситуация «Интервью»-развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог
Трудовая деятельность Ручной труд Тема: «Автобус».
Цель: Учить детей передавать характерные особенности формы автобуса (закругление углов); Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники; Закреплять умения срезать углы, вырезать из квадрата круг; Воспитывать аккуратность.
Организация выставки рисунков «На дороге не зевай, правила все выполняй»
Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место
«Дежурство по столовой»-учить помогать накрывать на стол, выполнять обязанности дежурных
«Оденемся на прогулку»-закрепление алгоритма процесса одевания
Навыки личной гигиены.
Программное содержание: Закреплять умения пользоваться полотенцем, вешать его на свое место.
Самообслуживание.
Программное содержание: Закрепить умения порядка одевания и раздевания.
Навыки культурной еды.
Программное содержание: Продолжать закреплять спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу
Воспитание навыков культурного поведения.
Программное содержание: Воспитывать умения бережно относиться к игрушкам, вещам, по назначению пользоваться ими, убирать на место, замечать поломанную игрушку, попросить взрослого починить ее
Навыки личной гигиены.
Программное содержание: Учить детей правильно пользоваться туалетной бумагой, отрывать столько, сколько нужно. И не забывать мыть руки после туалета с мылом.
Восприятие художественной литературы «Водитель троллейбуса» В. Степанов, «Шуршат по дорогам..» К. Чолиев, «Машинист» Н. Нарзиллаев стр.146 Нищева, «Поезд» З. Джаббар- заде стр.143 Нищева, «держись дорожных правил…» стр. 169 Нищева, Н. Носов «Автомобиль», Дорохов «Заборчик вдоль тротуара», С. Михалков «Моя улица»; Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
НОД ВХЛ Тема: Чтение: Рыжова Е. «Транспорт большого города» Цель: уточнить представление детей о транспорте. Развивающие задачи: активизировать процессы мышления, внимания, развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Чтение рассказа «Трудолюбивый грузовичок». Обсуждение.
Презентация.
Чтение «Три чудесных цвета» А.Северный, «Если бы…» О.Бедарев (чтение стихотворений)
Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.
Развивать мышление, познавательные интересы у детей.
Воспитывать культуру поведения на дороге.
Словарная работа: активизировать словарь детей – транспорт, светофор, переход.
Чтение В. Клименко «Кто важней всех на улице» Цель: Расширять знания детей о транспорте путем осмысленного прослушивания произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание соблюдать правила поведения на улице.
Чтение Н. Калинина « Как ребята переходили через улицу»
Разучивание стихотворения «Прокатимся»
Разучивание стихотворения Р. Фархади «У любого перекрестка нас встречает светофор».
Чтение и заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, стихотворения и загадки о транспорте
Стихотворение «Светофор»
Цель: Учить внимательно слушать стихотворные произведения; закреплять знания о назначении светофора; воспитывать культуру поведения на улице
Изобразительная деятельность, конструирование НОД Конструирование из бросового материала Тема: «Построим улицу» Цель: закрепить знания детей о том, что дорога делится на проезжую часть, тротуар, обочину, «Что привез грузовик»
«Трамвай» (№ 7) (работа со строи-тельным материалом) Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд с.50 Учить преобразовывать постройку по ширине; познакомить с новой деталью - цилиндром
НОД ХЭР Рисование Тема: «Придумай дорожный знак».
Цель: донести до сознания детей, что каждый знак о чем-то предупреждает участников дорожного движения, развивать фантазию детей.
НОД ХЭР Аппликация Тема: Аппликация «Автобус» Цель: Закреплять умения детей вырезать нужные части для создания образа предмета. Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса) , разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса) Развивать умение композиционно оформлять свой замысел.
НОД ХЭР «Лепка автомобиля» Цель: Формирование умений лепки машины из раскатанных шаров. Продолжать учить детей, лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины. Развивать речь, внимание. Воспитывать чувство сострадания к окружающим.
Декоративно-прикладное искусство «Ярмарка дымковской игрушки». Итоговое занятие. Роспись различных силуэтов игрушек.
«Дорисуй доски кузова»
Театрализованная деятельность Презентация «Разные колёса» - посмотреть сказку, обсудить содержание, предложить детям обыграть понравившийся сюжет-воспитывать подражательность; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.
Досуговая деятельность Физкультурное развлечение «Транспорт на улице»
Физкультурно-оздоровительная деятельность Утренняя гимнастика. «Мы – машины»
Гимнастика после сна. «Самосвал», «Заводная машина»
П/и «Поезд 2», «Воробышки и автомобиль» Цель: закрепить умение спрыгивать со скамеек, находить свое место, воспитывать внимательность, дружелюбие, «Бегущий светофор», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили» Цель: познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать по сигналу воспитателя, «Светофор»
«Стоп!» Цель: упражнять в быстроте реакции, закреплять название транспортных средств.
«Пешеходы и автомобили» (ходьба в заданном направлении)
Цель: продолжать учить детей действовать в соответствии с сигналом, развивать внимание.
Игра малой подвижности «На лошадке ехали», «Шофёр», «Автобус»
Цель: закреплять умение двигаться попарно, согласовано, по сигналу
Пальчиковая гимнастика «Поездка», «Транспорт», «Пассажиры в автобусе», «Пальцы-путешественники»
Физическое упражнение «Будь внимателен!»
Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения; развивать внимание, наблюдательность, координацию движений
Зрительный видео-азимут «Смешарики». Цель: развитие глазодвигательных движений.
Самостоятельная деятельность Выкладывание машин из готовых геометрических фигур
«Что там» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки, обводка и раскрашивание трафаретов, рисование на мокром песке, на манке
Создание условий для активизации самостоятельной игры детей для использования уже имеющихся игровых умений
Составление машин из палочек
Раскрашивание и рисование траектории движения транспорта по волнистым дорожкам и дорожкам с острыми углами
Лепка и рисование в изоцентре-деятельность со знакомым природным и изобразительным материалом
Действия с персонажами для театральных постановок
ПазлыКонструктивная деятельность /обыгрывание «Собери машину» (мелкая моторика)
Цель: развивать мышление, внимание детей, закреплять знание основных частей машин
Создание иллюстраций для оформления книжки-малышки о ПДД в подарок Светофорчику.
Цель: развивать у детей умение передавать свои впечатления, полученные ранее, воспитывать самостоятельность в создании образа.
Обводка трафаретов (транспорт). Цель: развитие кинестетического контроля за движением руки.
Игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзенера «Выложи картинку по образцу» (транспорт)
Составление описательных рассказов с опорой на мнемотаблицу и заучивание стихотворений о транспорте
Придумывание загадок – описаний о городском транспорте
Художественно-эстетическое развитие Конструирование транспорта из строительного материала
Рисование «Весёлый грузовичок» Программное содержание: познакомить с наземным видом транспорта, составными частями транспорта, формировать умение сравнивать наземный транспорт и описывать его, передавать в рисунке специфические особенности строения машины; закреплять навыки равномерного закрашивания
Взаимодействие с родителями Папка-передвижка «Безопасность на улицах города»
Анкетирование родителей по ПДД.
Папка – передвижка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
Привлечение родителей к сопровождению детей на целевую прогулку к светофору.
Рубрика родительского уголка «Это интересно»: «Из истории создания светофора»
Оформление картотеки стихотворений, загадок о спецтранспорте
Привлечь родителей выучить с детьми стихи о дорожных знака
Предложить родителям по дороге домой закрепить с детьми правила перехода улиц и перекрестков
Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»