Конспект урока по чтению на тему: «И.А.Крылов. Басня «Кукушка и Петух (7 класс)
государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида с. Приволжское Ровенского района»
Конспект урока по чтению на тему: «И.А.Крылов. Басня «Кукушка и Петух», в 7б классе.
Подготовила :Майкенова Эльмира Сатвалдыевна 2014 г
Тема: «И.А.Крылов. Басня «Кукушка и Петух»».
Цель:
-привить детям любовь к чтению, лучше познакомить с творчеством И.А.Крылова, научить понимать творчество И.А.Крылова;
-познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изученные ранее;
-создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат,
способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изученные ранее;
- продолжать формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя;
- углубить познания детей в творчестве Крылова, расширить представление учащихся о баснях Крылова;
- учить "видеть" и чувствовать за строками произведений глубокий смысл басни.
Коррекционно – развивающие:
- развивать мыслительную деятельность и речь на основе объяснения басен;
- развивать и корригировать зрительную память в ходе выполнения упражнений.
- развивать умение выражать свои мысли посредством выразительного чтения;
- развивать навык ориентирования в тексте.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения;
- воспитание культурного и эстетически грамотного гражданина.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Спасибо, садитесь.
-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Ведь, улыбка располагает к приятному общению.
Прозвенел звонок , мы начинаем наш урок.
Мне сегодня хочется всем вам подарить Солнышко. Пусть оно вас согреет, создаст хорошее настроение и настроит на плодотворную работу. Давайте будем передавать это солнышко со словами: «Я дарю тебе это солнышко и желаю…»(Солнышко передается друг другу с хорошими пожеланиями, когда оно дойдет до учителя, его вывешивают на доску)
-Давайте все вместе проговорим приветствие и настроимся на работу.
2.Психологический настрой:
Артикуляционная пауза :Глаза смотрят и видят.
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один.
Умею слушать мнения других.
-Ребята, запомните кто много читает, тот многое знает.
3.Сообщение темы и целей урока:
- Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Сегодня нам в этом поможет один дедушка.
- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит вдаль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.
- Догадались кто этот человек?
- Да, это И.А.Крылов и герои его басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника? (потому что животные подняли Крылова на высоту славы)
- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Каким он представляется вам по характеру? (А еще он был очень трудолюбивым человеком. Для того, чтобы написать хорошие басни, надо очень много работать).
- Мы можем назвать огромное количество писателей, которые создавали сказки, рассказы, стихотворения, повести и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Как вы думаете, почему? (потому, что это очень трудный жанр). Совершенно верно.
- Сегодня мы с вами будем продолжать изучать творчество И. А. Крылова. На уроке мы познакомимся с новой басней «Кукушка и Петух», найдём в ней мораль и будем работать над её выразительным чтением. Но прежде чем мы познакомимся с этой басней, мне бы хотелось проверить, как вы справились с домашним заданием.
4.Проверка домашнего задания.
-Ребята, вы все справились с домашним заданием? (да)
-Кто ответит, какое было задано домашнее задание?
-Влад, что было задано вам с С.?(Нам нужно было найти биографию Ивана Андреевича Крылова)
-А, что было задано всем остальным? (А.- написать биографию Крылова на страницах 84-85).
-С заданием все справились? (да)
-Давайте, ребята послушаем В. и С. какую они нашли нам информацию о Иване Андреевиче Крылове.
(выступает В. и С.)
-А теперь мне бы хотелось послушать, что записал Ю. о Крылове?
- С чего же начал литературную деятельность этот писатель?
- Что вы узнали про его семью?
- Какое образование он получил?
- Как дальше сложилась его жизнь, после переезда в Петербург?
- Расскажите об успехах Крылова как писателя, сколько он написал басен?
- Каким вам представляется баснописец?
- О Крылове знаменитый русский писатель Н. В. Гоголь писал: "Поэт и мудрец слились в нём воедино".
-Молодцы, с домашним заданием вы справились отлично. А теперь продолжаем работать.
-Знаете, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и, даже, императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.
- А теперь давайте вспомним некоторые басни И.А. Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь…. А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь.
5. Релаксация. Гимнастика для глаз.
- Прикройте глазки и вполголоса повторяйте слова за мной. "Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе".
- Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.
- Закройте глаза: вдох - носом, выдох - шумный со звуком "ах", "ух".
Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.
6. Работа с толковыми словарями Ожегова и Даля.- Вспомним, какие басни написал И.А.Крылов?- Что же такое басня? (ответы детей)- Алёна, пожалуйста, найдите в толковом словаре, какое определение дает Ожегов слову басня.Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.
-Ребята, а давайте скажем своими словами, что же такое басня? Дадим свое определение басни.(ответы детей)(Басня – краткий стихотворный рассказ с иносказательным смыслом.) Лера
(Это небольшое произведение, написанное стихами, в котором высмеиваются недостатки людей: хитрость, ложь, жадность, глупость)
-Вы совершенно правы, басня — это короткий нравоучительный рассказ в прозе или стихах, в басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются людские пороки недостатки.
- Кто действующие лица басни? (в басне главные лица это животные)
- Как называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Этот приём называется иносказание.)
– Где заключен главный смысл басни? (В морали.) – Что же такое мораль?(Мораль – нравоучение в баснях.)
-Вы уже в младших классах изучали некоторые басни, вот эти предметы помогут вам вспомнить их. Бюро находок – В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.Сыр – “Ворона и лисица”- Назовите персонажей. Что осуждается в басне?
Очки – “Мартышка и очки”- Назовите персонажей. Что осуждается в басне?
Зеркало – “Зеркало и обезьяна”- Назовите персонажей. Что осуждается в басне?
-Ребята, гениальный способ придумали в древности мудрецы, правда, как не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.
Молодцы! Вы показали себя хорошими знатоками басен. А теперь давайте немного с вами отдохнём.
7.Физминутка
-Ребята, какое сейчас время года? (осень)
-Если я назову признаки осени, то вы топаете ногами, если нет, то нужно похлопать.
-Собирают грибы.
-Цветёт черёмуха.
-Опадают листья.
-Ярко светит солнце.
-Тает снег.
-Убирают урожай.
-Поливают огурцы.
-Улетают птицы.
-Идёт снег.
-Молодцы, отдохнули немного?
8. Сообщение темы урока- Посмотрите на картинки. Догадайтесь, как называется эта басня?(«Кукушка и Петух»).9. Знакомство с новой басней - Послушайте басню И.А.Крылова «Кукушка и Петух». (Дети слушают басню в записи и следят по тексту).
10. Первичное восприятие прочитанного текста
-Назовите всех персонажей басни?- Назовите главных героев басни. (Кукушка и Петух – главные герои басни).- Расскажите, как Кукушка и Петух хвалят друг друга? (они делают друг другу комплементы, как хорошо они поют и как хорошо они выглядят)
11.Дыхательная гимнастика.
-Ребята, у каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция. Давайте, подготовимся с вами к выразительному чтению басни.
-Представим себе, что на наши ладошки упали листочки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить их на волю. Наберите, пожалуйста, воздух в лёгкие. И сдуньте листочки с руки. Ребята, повторите это упражнение три раза.
-А теперь, ребята, давайте представим цветные шарики надуем их и украсим класс. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания).
-Подуйте на маленькую свечку
-Подуйте на большую свечку.
12.Выразительное чтение басни.
- Удалось ли передать характер Кукушки и Петуха?
- Определите слова Кукушки, Петуха, Воробья и автора (работа в парах).
- Подумайте и скажите, с какой интонацией нужно читать слова автора? (спокойно). Петуха и Кукушки? (льстиво). Воробья? (насмешливо). Передайте при чтении восхищение Петуха и Кукушки друг другом и конечно же насмешку в словах воробья.
13. Повторное чтение басни-Прочитайте басню по ролям.
14. Работа с языком (текстом) басни.
- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова. Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными, т.е подберём к ним синонимы.
-Ребята, давайте мы с вами вспомним, что такое синонимы?
Синонимы - это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по значению.
Словарная работа: (Запись в тетраде)
Кум - крёстный отец
Отколь - откуда
Невелички - маленькие
Ссылаюсь - сослаться, указать на кого-либо
Протяжно - длительноБожусь - клянусь
Промолвил - сказал-Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.
- А как Кукушка обращается к Петуху.
- Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга.
- Рассмотрите, как выглядит Кукушка в действительности. Опишите ее по внешнему виду. (Дети описывают кукушку по рисунку) Можно ли Кукушку назвать самой красивой птицей леса?- Кто слышал Кукушку? Какой у нее голос? (Грубый, громкий, неприятный, она не поет, а кукует…)
- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте.- Какими качествами вы наделите Кукушку и Петуха? (Хитрые, льстивые, склонные к лести, неискренние, лживые).15. Работа над моралью басни.- Найдите и прочитайте мораль этой басни.
- Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?- Какие плохие качества людей осуждаются в этой басне? (Лесть)
-А что такое лесть?( «Лесть»- лицемерное, угодливое восхваление.)- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?- Мы прочитали басню, чему она нас научила?ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.).
– Нужно ли изучать басни?- Считаете ли вы, что басни И.А. Крылова устарели? Докажите.-Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. А людей без недостатка не бывает и сейчас. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. - Стали ли вы мудрее?
16.РЕФЛЕКСИЯ– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке… - Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, считаете что работали на хорошую оценку 4, то прикрепите к солнышку жёлтые лучики. (Выставляю оценки)- Я вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, меня это очень радует.17. Домашнее задание (дается по выбору)
Выразительное чтение басни (индивидуально) (Э.,Л. и К.)
Иллюстрирование (С. и Ю. нарисуют нам рисунки по этой басне)
Инсценировка басни (А., В., Л. и С. подготовят нам инсценировку этой басни).