Разработка урока по литературному чтению И.А.Крылов Кукушка и петух
Чтение
Тема. И.А.Крылов « Кукушка и Петух». Загадки. Пословицы.
Цели:
познакомить учащихся с басней И.А.Крылова, загадками, пословицами,расширять представление учащихся о басне как о жанре,
учить определять мораль басни, формировать свое мнение по поводу прочитанного;
развивать образное мышление, речь учащихся, навыки выразительного чтения диалога;
воспитывать чувство справедливости, честность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийная доска, иллюстрации, слоговые таблицы, раздаточный материал.
Ход урока
I.Организация класса
Уже звонок сигнал нам дал,
Работать всех он нас позвал.
И времени мы не теряем,
Читать и думать начинаем.
II. Актуализация опорных знаний
1.Чтение по слоговым таблицам
2. Артикуляционная зарядка
Ду-ду-ду – в школу рано я иду.
Я-Я-Я - в классе все мои друзья.
Ок-ок-ок- начинается урок.
Ны-ны-ны – будем мы внимательны.
III. Проверка домашнего задания
- Вспомните, тему прошлого урока. ( Урок внеклассного чтения. О дружбе и товариществе.)
Мы услышали много интересных стихотворений, рассказов . И сегодня мы обобщим наши представления о дружбе.
Что такое Дружба? –
Спросила я у птицы.
-Это когда коршунЛетает вместе с синицей.Спросила я у зверя:
Что такое Дружба? -
Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба - что такое?
Это что-то огромное,
Радостное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
- Каждому из нас хотелось бы иметь настоящего друга в любой ситуации, независимо от того, есть ли у нас что- то ценное или нет.
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
-Какие же качества мы ценим в друге?
(Тактичность , милосердие , правдивость, честность, смелость , искренность, скромность , мужество , сдержанность , доброта, благородство)
- Подберите слова - синонимы
Благородство
Может быть, тебе сосед
Разорвал штанишки,
Поломал твой табурет
И порвал две книжки?
Может, он и сам не рад,
Что так получилось? —
Столько шалостей подряд
У него случилось.
Ты заплачешь, закричишь,
Застучишь ногами,
И, конечно, побежишь
Жаловаться маме...
А давай его простим,
Никому не скажем,
Даже и не загрустим,
Вида не покажем.
Вам же по соседству жить
Значит, надобно дружить!
- А какие качества нас огорчают?
(Хвастливость , завистливость , хитрость , болтливость, лень, жестокость,
заносчивость , жадность , подхалимство, скупость, бестактность)
- Я надеюсь, что вы сможете найти себе надежного верного друга и сумеете сохранить свою дружбу. А для этого никогда не забывайте важное правило:
Относись к другу так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе!
-Скажите, пожалуйста, какие произведения с детства учат нас правильным поступкам, объясняют, что такое хорошо и что такое плохо? Сказки.
- А как называются небольшие произведения, главными действующими лицами которых являются животные, птицы, растения и даже вещи, наделенные определенными чертами человеческих характеров? В этих произведениях обязательно есть мораль- основная поучительная мысль.
( Басня)
IV.Сообщение темы и задач урока
Вот сегодня мы с вами повторим, что такое басня, познакомимся с новой басней И.А.Крылова « Кукушка и Петух», научимся определять мораль басни.
Нас ждет очень много интересных заданий.
V. Изучение нового материала
1.Работа с индивидуальными карточками
Посмотрите внимательно на буквы. Расшифруйте слово.
сссссссссссссссэсссссссссссссссссс
еееееезееееееееееееееееееееее
ююююююююююююююююоююю
нннннннпннннннннннннннннннн
- Какое слово получилось? Эзоп.
Эзоп - древнегреческий баснописец VI века до нашей эры. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в древности басен. Язык прост и близок к разговорному. Сюжеты басен Эзопа составили основу сюжетов басен Крылова.
2. Рассказ учителя об И.А.Крылове.
И.А.Крылов - великий русский баснописец. Он прожил 75 лет. Написал более 200 басен, обогатил русский язык остроумными, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова широко известны во многих странах мира. Они переведены на более чем 50 языков.
3. Басня « Лебедь, Рак и Щука»
Чтение уч-ся
- Какая мораль этой басни?
Физкультминутка
Песня о дружбе
4. Слушание басни « Кукушка и Петух». Просмотр мультфильма.
-Посмотрите и послушайте внимательно басню, подумайте, какая основная мысль – мораль этой басни.
5. Беседа по содержанию басни.
Понравилась ли вам басня?
Кто является главными героями басни?
Какое еще действующее лицо есть в басне?
Какими чертами они наделены?
Какова мораль басни?
6. Словарная работа
Объясните выражения
Век слушать я готова поешь ты лучше райской птички
По совести моей все ваша музыка плоха
VI. Закрепление изученного материала
1.Самостоятельное чтение басни
- За что расхваливали друг друга Кукушка и Петух?
2. Чтение по ролям подготовленными учащимися.
3. Составление характеристик персонажей
льстивые речи глупость однообразное пение
лицемерие монотонное невыразительное
Друг - не тот , кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
4.Обсуждение морали басни.
-Какой вопрос сформулирован автором в последних строчках?
- Как бы вы ответили на этот вопрос?
- А как автор объясняет, почему Кукушка и Петух хвалят друг друга?
- Прочитайте эти строки. Они являются моралью басни.
VII. Рефлексия. Подведение итога урока.
- Чему учит нас басня?
-А всегда ли приятно слышать правду? Почему?
Работа в группах
Составьте пословицы
1) Не подымай меня высоко, новых двух.
2) Ищущий друга без изъяна а друг - когда старый.
3) Сукно выбирай цветом, да и не опускай низко.
4)Вещь хороша, когда новая, останется без друга.
5)Лучше вода у друга, а друга приветом.
6)Старый друг лучше чем мёд у врага.
VIII. Домашнее задание
Выучить басню наизусть с. 90-91