Конспект урока на тему :Жизнь вокруг нас. Роль растений в природе и жизни человека.


Тема урока: Жизнь вокруг нас. Роль зеленых растений в природе и жизни человекаЦель: сформулировать представления учащихся о роли зелёных растений в природе и жизни человека; формировать экологическую культуру, правильное отношение учащихся к природе, стимулировать природоохранную деятельность.Оборудование: рабочая тетрадь, картинки с изображениями растений.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока1.Организационный момент
2.Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
-Роль растений в природе
-Растения и человек Растительный мир нашей планеты богат и разнообразен. Он насчитывает более 350 тысяч видов, в том числе в России – около 17200. В Крыму ботаники насчитывают 2602 вида дикорастущих, а вместе с культивируемыми — свыше 3600 видов только сосудистых растений — папоротникообразных, голосеменных и покрытосеменных. В степном Крыму насчитывается около 1200 видов; сто из них обитают только здесь, а остальные распространены и в горной части полуострова. Разнообразие мира растений заключается в наличии одноклеточных и многоклеточных форм, одно-, двух- и многоклеточных растений, трав, кустарников и деревьев. Огромные пространства суши покрыты лесами и лугами. Растения заселяют все водные пространства. Они встречаются в пустынях и высоко в горах. Роль растений в природе:
1.Космическая роль.
Создание и поддержание жизнеспособности нашей планетной жизни – биосферы. Они единственные организмы, приспособившиеся в процессе фотосинтеза превращать энергию солнца в энергию химических связей, поставляя кислород, белки, жиры, углероды, в том числе и 8 незаменимых аминокислот. Зеленые растения нашей планеты выделяют в год в атмосферу около 400 миллиардов тонн кислорода, а усваивают примерно 600 миллиардов тонн углекислого газа, образуют 450 миллиардов тонн органических веществ
2.Почти все являются продуцентами.  Производят органические вещества из неорганических, которые в дальнейшем используются для питания всех органов, а также для построения новых клеток растения. Животные и человек, потребляют готовые органические вещества. Таким образом, без зеленых растений на Земле не было бы пищи, необходимой для жизни всех живых существ.
3.Поддерживают постоянное количество кислорода в воздухе (примерно 21%). Например, одно дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам. Растения способны в больших масштабах поглощать из атмосферы углекислый газ и препятствовать его накоплению в биосфере. 4.Поддерживают круговорот веществ (поглощение веществ их накопление, разложение до простых веществ).
5.Фитоценозы (леса, луга, степи и другие), образуют особые условия микроклимата.Животные находят здесь пищу, убежища, условия для размножения. Растительный покров препятствует размыванию берегов рек и горных склонов, развеванию песков и т.д.2.Растения и человек Жизнь людей всегда была связана с миром растений, которые является, источником основных продуктов питания и кормов для домашних животных, а также важнейшим сырьем для легкой, пищевой, химической и других видов промышленности. Из большого видового состава растений в настоящее время человеком используется более 2000 видов, что составляет менее 10% от известных биологии высших растений. Наибольшее число видов культурных растений произрастает в субтропиках и тропиках. Здесь можно встретить растения 69 семейств, тогда как в умеренной зоне – только 18-20. Еще в каменном веке началось бессознательное окультуривание различных дикорастущих растений. Поняв их пользу, человек стал разводить растения вблизи своего жилища. Большинство современных овощных, зерновых и плодовых растений были окультурены за несколько тысячелетий до нашей эры. Наиболее древними культурами считают пшеницу, кукурузу, банан, кокосовую пальму, ячмень, бобы, рис, горох, сахарный тростник. Их возделывают уже более 8000 летТаким образом выделяют следующие сферы жизни, где человек прямо или косвенно использует растения:
1.Источник питания для человека и животных:а) Зерновые – рис, пшеница, рожь, горох, соя.Ими питается 80% населения планеты. Пшеница – наиболее важная зерновая культура, дающая 30% мирового производства зерна. Хлеб из пшеничной муки содержит до 74% углеводов, до 12% белка, минеральные вещества, аминокислоты, витамины. Самая высокая калорийность зерна среди зерновых культур у риса. Зерновые бобовые(горох, соя, бобы) содержат от 20% до 40% белков и восполняют недостаток полноценного белка незаменимых аминокислот.б) Крупяные – манка (твердые сорта пшеницы), пшено (просо), ячневая и перловая крупы (ячмень), геркулес (овес), рис, гречка (гречиха).в) Сахароносные – сахарный тростник, сахарная свекла. Родиной сахарного тростника считают Индию и Китай. Первый сахарный завод в Росси был построен 1800 году в Тульской губернии, на котором сахар вырабатывали из привозного тростникового сахара – сырца. Сахарная свекла – двулетнее растение. Для производства сахара используют корнеплоды, содержащие до 22% сахара, который накапливается в листьях. За период вегетации образуется до 80 листьев, фотосинтезирующая поверхность которых около 5 тысяч см2г) Масличные – подсолнечник, маслина, роза, анис, шиповник, масленичная пальма. В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии. Он ценен за калорийность, содержание большого количества витамина Е. На мировом рынке 1 грамм душистого розового масла стоит столько же, сколько 2 грамма золота.д) Плодово-ягодные – яблоня, малина, клубника и т.д. Они являются источником витаминов, микроэлементов, пищевых волокон. Самым питательным фруктом, который едят в сыром виде, считается авокадо, называемый «аллигаторовой грушей», его калорийность-163 калории. Плод богат витаминами А, С, Е.е) Овощные – томат, огурец, кабачки, огурцы и др. Играют важную роль в структуре питания. Являясь источниками белков, они вносят разнообразие при постоянном использовании зерновых. Употребление овощей повышает содержание соединений кальция и железа, обеспечивает организм витаминами. Томаты, перцы, баклажаны содержат полный набор всех витаминов. Коферментов, волокнистых веществ и ряд других биологически активных веществ. Эти культуры чувствительны к осенним заморозкам, их культивируют в защищенном грунте. Самый низкокалорийный из овощей – огурец, содержащий всего 16 калорий.ж) Тонизирующие – чай, кофе, какао, женьшень. Напиток чай, производится из листьев куста семейства чайных, произрастающий в предгорьях Юго-Восточной Азии. В культуру введен в 4 веке до н.э. в Китае. Сейчас культивируется во Вьетнаме, Африке, Кении, Танзании, Южной Америке (Аргентина, Перу). С 1885 года чай культивируется в Грузии, с 1901 года в Краснодарском крае, с 1912 года – в Азербаджане. В чайном листе обнаружено до 130 химических соединений, многие из них обладают лекарственными свойствами. Активное вещество – кофеин (до 4 %) обладает тонизирующим действием. В древней рукописи о чае можно прочесть следующее: «Усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, Пробуждает мысль…» Напиток кофе получают из семян кофейного дерева семейства мареновых. Плод кофе – скасная ягода, размером 1.5 см. с двумя семенами. Концентрация кофеина – 0.6-2,7 %. Культивируют кофе с 14 века, начиная с Аравийского полуострова. Сейчас половину мирового кофе производят в Бразилии.з) Пряные – кинза, сельдерей, укроп, базилик, черный перец. Первые упоминания о них в Древнем Китае, Индии, Египте встречаются около 5 тысяч лет назад. Эпоха Великих географических открытий связана с нахождением островов Пряностей – Ява, Молуккские острова, ведь пряности ценились на вес золота, плодами черного перца расплачивались вместо денег.и) Кормовые – свекла, кукуруза, клевер, люцерна. Кукуруза родом из Мексики. Европа узнала о ней благодаря экспедиции Колумба. В Россию завезена в 17 веке. Кукуруза третья по распространенности в мире культура после пшеницы и риса, содержит до 20 % белка (аминокислоты лизин и триптофан), до 68 % углеводов, 4-8 % жиров.
2.Источник для получения лекарств. Известно более 12 тысяч видов лекарственных растений. Римский врач Гален открыл, что целебными являются определенные вещества. В настоящее время известно о том, что растения – это сложная природная лаборатория, поглощающая из воздуха углекислый газ и кислород, из почвы – минеральные вещества и азот, из которых вырабатывается сахар, кислоты. Эфирные масла, фитонциды, витамины, алкалоиды и другие. Определенным химическим составом растения определяются его действующие вещества, откладывающиеся в различных частях в определенное возрастное состояние. В России профессор Боткин в 1881 году впервые применил в своей московской больнице настойку из цветков ландыша в качестве сердечного средства.В настоящее время изготовляется много лекарственных препаратов растительного происхождения: настойки валерианы, пиона, пустырника успокаивающего действия, пантаглюцид из подорожника врачует ЖКТ, капли в нос с эвкалиптовым маслом борется с насморком и т.д.
Туя или можжевельник славится своими лечебными свойствами издавна. В нем много эфирных масел со смолистым, терпким, дымчатым ароматом. Если маслом из этого растения натереть то место, которое болит, то оно согреет это место, боль пройдет и у вас поднимется настроение. Если мы помажем этим маслом неожиданно появившийся на руке или ноге прыщик, то он исчезнет. Грибники всегда берут это масло с собой в лес. Оно поможет при укусе змеи.
Этот хвойный кустарник чрезвычайно полезен. Там, где он посажен, воздух намного чище. Он выделяет в воздух особые вещества, которые уничтожающие вредные для здоровья микроорганизмы.
Ребята, а вы любите сказки?
-Хотите послушать интересную?
-Эта сказка не только интересная, но и полезная.
Однажды солдат в село со службы воротился. Много лет воевал он на чужбине. Пришел солдат весь израненный и раны его не заживают. Поняла жена, что не выходить ей мужа, и решила его в город к врачу везти. По дороге одолели ее думы горькие, и не заметила она, как змея выползла на солнышке погреться. И переехало ее колесом повозки. Остановилась женщина и увидела, как змея обернулась какими-то листьями, растущими вдоль дороги. Через некоторое время раненая змея исцелилась, и уползла в траву.
«Что за трава дивная, может быть, она и мужу моему поможет. » подумала женщина и, сорвав несколько крупных листьев подорожника, сделала из них повязки мужу на раны.
Пока ехали они до города раны его заживать стали, боль утихла. Выздоровел солдат.
- Вы узнали, что это была за трава? /подорожник/
«Подорожник»
Тонкий стебель у дорожки
На конце его — сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Вам я — как хороший друг,
Лечу ранки ног и рук.
Подорожник у дороги
Дружно топчут Ваши ноги.
Вот козлёнок пробежал.
На ходу листок сорвал.
Таня бросила мячом.
Ну а мне все нипочем.
«Чеснок»
Этот овощ как головка,
В ней зубцы засели ловко,
Как мы зубчик очищаем,
Всех микробов убиваем. (Чеснок)
-Послушайте это интересно!
-Чеснок- одно из самых древних и наиболее широко распространенных культурных растений. Он употребляется в пищу в качестве природного лекарства. Издавна считалось, что люди, которые постоянно едят чеснок, самые смелые, храбрые, крепкие здоровьем. Во время военных действий выжимали сок из чеснока и прикладывали его к ранам.
-А вы знаете, что если у вас болит зуб вы можете съесть кусочек чеснока и боль пройдет, а если у вас насморк то достаточно его понюхать несколько раз. А кто постоянно ест по дольке чеснока на обед тому не страшны ни простуда, ни грипп. А самое интересное, что если есть чеснок то у вас будет хорошая память. Вы ведь пойдете в школу, а там вам много надо будет читать, запоминать.
Чеснок имеет лечебную силу тогда, когда его только собрали, а при хранении постепенно теряет ее. Для длительного хранения этой силы рекомендуется хранить чеснок в прохладном месте. Чеснок, в период сбора урожая, сушат, из него заготавливают консервированный сок, готовят настойки.
- У кого на огороде растет чеснок?
-Как вы думаете для чего его сажают ваши мамы и бабушки?
-Посмотрите сколько друзей-овощей на грядке у чеснока. Они тоже полезны для нашего организма.
-Давайте вспомним, чем полезна «Морковь»
(-В моркови много витамина «А» который полезен для нашего зрения. - В капусте много витамина «С», который помогает бороться с гриппом и простудой. Сок капусты помогает при ожогах и нарывах.) - А вызнаете что если кушать перец, там много витамина «А», «В», то у нас будут быстро расти волосы, они станут шелковистыми.
-А если мы будем есть салат из редиски, то у нас всегда будет хороший аппетит.
-Чистотел- многолетнее растение. Растение ядовито. Еще Древние Греки заметили, что чистотел расцветает с прилетом ласточек и вянет с их отлетом. Чистотел применяется в народной медицине. Если вдруг появится на коже бородавка или прыщик нам поможет «Чистотел».
— Чистотел помогает и животным, у которых с его помощью лечат раны. А если поджечь чистотел, то его дым отпугнет вредных насекомых, которые портят растения, урожай садов и огородов. В качестве лекарственного средства используют траву (стебли, листья, цветки) .При сборке ядовитого растения необходимо помнить о мерах безопасности. Так, срезая траву чистотела, руки увлажняются соком растения, поэтому следует следить за тем, чтобы сок не попал в глаза.
3.Источник сырья для промышленностиа). Изготовление тканей – лен, хлопок.Стебель льна содержит 15 35 % волокон и используется для производства тканей, а семена до 40 % масла, которое имеет лекарственное значение, используется для производства высококачественной олифы. Хлопковое волокно дает растение хлопчатник – многолетнее растение семейства мальвовых. Плод коробочка, семена, которого покрыты длинными волокнами.б). Производство бумаги из древесиныв). Производство пищевых красителей из корнеплодов моркови, свеклы, из листьев индигоферы, хны.г). Строительные и поделочные материалы – хвойные, липа, береза.д). Сырье и топливо – торф, каменный уголь.Они являются останками растений, существовавших тысячи и миллионы лет назад
4.В качестве декоративного озеленения.Растения ценны не только тем, что дают пищу и сырье. Декоративные растения украшают нашу жизнь, доставляя нам радость, «лечат наши души». Производствен ные и жилые помещения человека становятся уютнее, если в них есть комнатные растения. Зеленый цвет успокаивает и снимает напряжение с глаз, Многие комнатные растения выделяют фитонциды, убивающие бактерии, увлажняют и очищают воздух от вредных примесей (фенол, формальдегид, бензол и другие), улучшают самочувствие, повышают настроение и работоспособность.
5.Для охраны окружающей среды.Озеленение городов способствует уменьшению загазованности, уровня шума, задерживает пыль, создает атмосферу безопасности и спокойствия, что актуально для современного человека. Лесные массивы защищают от водной и ветровой эрозии. Знания ботанических наук способствуют определению и сохранению запасов ценных видов растений, их рациональному использованию; введению в культуру дикорастущих видов в качестве пищевых, лекарственных, кормовых культур.
4. Заключение. ( Что нового я узнал? О чем хотел бы узнать? Я понял, что?)5.Д/З- учить конспект, подготовить проект по одному из видов растений с краткой характеристикой.

Чистотел.