Отчет учителя-предметника по подготовке к ЕНТ за 1 четверть по русскому языку.
Отчет по подготовке к ЕНТ учащихся 11А класса за 1 четверть
учителя русского языка и литературы Асаиновой А.К.
Важным в педагогических действиях учителя является целостный подход к составлению плана подготовки учащихся к итоговой аттестации, включающий в себя общешкольный план – план методического объединения - индивидуальный план учителя-предметника - индивидуальный план ученика. Задача педагога заключается в качественной подготовке учащихся к ЕНТ. Качественная подготовка - это процесс постоянного совершенствования всех структур педагогического процесса.
Системное исследование результатов ЕНТ однозначно приводит к выводам: субъективный фактор - осмысленное целенаправленное участие школьников присутствует в подготовке к ЕНТ неявно. Результаты ЕНТ зачастую зависят от случайного выбора, от интуиции. Выпускник, участвуя в ЕНТ, действует в ситуации неопределенности, это рождает и инертное отношение части выпускников к процессу подготовки к ЕНТ в течение учебного года. Вместе с тем, требования к результатам ЕНТ ежегодно растут. Это вынуждает учителя выстраивать жесткую систему управления процессом подготовки к ЕНТ.
· Анализ ЕНТ
· Стартовый контроль
· Планирование и прогноз
· Учебная деятельность
· Промежуточный и рубежный контроль
· Анализ и коррекция
· ЕНТ
Система подготовки к ЕНТ по русскому языку.
В 2015-2016 учебном году в 11 классе обучается 7 учащихся. Их них 2 выпускника готовится к сдаче ЕНТ. Подготовка учащихся 11А класса к ЕНТ по русскому языку проводится учителем второй категории Асаиновой Айнур Кабиденовной.
Подготовка к ЕНТ начинается с качественного проведения урока. Каждый проведенный мною урок я тщательно разрабатываю, так как на разных этапах урока можно проводить упражнения, напрямую связанные с ЕНТ.
Подразумевается, что старшеклассники хорошо знакомы с основным курсом русского языка, поэтому времени на повторение изученного в 5-9 классе обычно выделяется очень мало. Однако практика показывает, что именно этот материал, главным образом теоретический, является камнем преткновения. В течение учебного года приходится несколько раз обращаться к одному и тому же материалу. Это можно делать подробно и бегло, развернуто и сокращенно. Несмотря на то, что многие разделы русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним еще раз заострить внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал, подобрать примеры, потренироваться.
В 11 классе темы по учебной программе направлены на обобщение и повторение материала по синтаксису. Поэтому повторение и обобщение проводится в виде обобщающих таблиц и схем по темам. Затем проводится закрепление пройденного материала в виде практических упражнений, морфологических разборов слов, синтаксических разборов предложений из тестников. В конце урока обязательно проводится проверка усвоения изученного материала в виде тематических тестов, интерактивных тестов по теме. Содержательный аспект таких заданий направлен на глубокое и прочное усвоение, а также, систематическое повторение приводит к отложению информации в памяти и подготовке учащихся к изучению нового учебного материала.
Повторение домашнего задания всегда проходит в устной форме, также в форме тестового опроса. Тесты я также составляю по вопросам из сборников тестов. Вопросы стараюсь формулировать так, чтобы учащиеся привыкали к разной подаче одного и того же вопроса.
Но кроме урочной формы мною ведется дополнительная работа с учащимися 11 класса с начала учебного года на консультациях, так как важно повторить теоретический материал за 5-9 классы. Для подобных занятий по русскому языку отведен день и назначено время - четверг, 15.00-17.00.
В начале этого учебного года мною был составлен тематический план консультаций по русскому языку, С целью системной подготовки выпускников к итоговой аттестации работа ведется по плану.
Он включает следующие шаги:
1. Мониторинг пробных тестирований ЕНТ – общий, индивидуальный
2. Анализ результатов пробных ЕНТ на консультациях или в виде домашнего задания.
3. Организация консультаций для учащихся 11 классов, где осуществляется тематическое повторение с выполнением тестовых заданий.
4. Обучение учащихся навыкам самоконтроля при подготовке к ЕНТ
5. Работа по сборникам прошлых годов с целью формирования навыка работы в тестовом режиме.
6. Использование сети Интернет учащимися как индивидуального тренажера для отработки техники тестирования
Также на начало учебного года мною был проведен анализ тестов на выяснение количества вопросов по разделам. Для меня это было необходимо, так как необходимо было выяснить, на какой раздел нужно уделить больше времени для глубокого изучения и анализа. В итоге получилось следующее, на «Фонетика» в тестах отводят в среднем 2 вопроса, это 8%, на «Морфемика, словообразование» в среднем 2 вопроса, на «Лексику»- 1 вопрос , что составляет 0,4%, на «Орфографию»- 4 задания, это 16%, на «Морфологию» -5 вопросов, это 20%, и на «Синтаксис» 9 вопросов, 36%. от общего числа вопросов.
С целью систематизации знаний ученики ведут тетради по подготовке к ЕНТ, где ведут запись по темам, составляют опорные схемы, работают над тематическими тестами. Это дает возможность лучше запоминать через зрительную память и быстро находить нужный материал по необходимости. Практикую разбор и анализ трудных вопросов из сборников ЕНТ. На консультациях использую справочную литературу, понимая, что владение навыками работы с нею является неотъемлемой частью успешной подготовки к ЕНТ. Обязательно добиваюсь того, чтобы каждый ученик был обеспечен индивидуальным справочником.
В своей работе использую тематические тесты по разным разделам русского языка, интерактивные тесты-тренажеры, практические упражнения по темам.
В качестве коррекционной работы по результатам тестирований после каждого тестирования проводится разбор тем с допущенными ошибками.
За период с сентября по ноябрь 2015 года было проведено 3 тестирования в школе и 1 тестирование в образовательном центре «Достык».
Мониторинг результатов тестирования по русскому языку:
№ Ф.И.О. 26.09. 05.10 09.10 11.11 1 Ахметов К. 11 23 +12 16 -7 16 0
2 Исеналинов Р. 17 14 -3 21 +7 9 -12
3 Сычев Никита 12 - 9 -3 13 +4
4 Внукова Виктория 15 - 12 -3 15 +3
5 Нефтисова Анаст. 16 - 23 +7 14 -9
6 Крыжановская А. 12 - 12 0 14 +2
7 Рымарь Вилена - - 15 - 14 -1
ИТОГО: 13,8 18,50 15,43 13,57 Ахметов К. –самый низкий балл – 11, самый высокий -23.
Исеналинов Р.- самый низкий балл -9, самый высокий – 21.
На сегодняшний день из семи учащихся двое набирают 15 и более балов, один ученик до 10 баллов. Это говорит о неустойчивости знаний по предмету, о недостаточном уровне сформированнности у учащихся определенных технологических умений (умение сконцентрироваться, вникнуть в суть задания, дифференцировать их, распределять время). Необходимо найти и внедрить такие формы работы, которые помогут улучшить результат учащихся, развить индивидуальный потенциал ученика, формировать навыки конкурентоспособности и сотрудничества, развивать навыки организации умственного труда и подготовки к обучению в течение всей жизни. Это на сегодняшний день и является моей первоначальной задачей.
Рекомендации:
Работать над уровнем сформированности у учащихся определенных технологических умений.
Больше времени уделять практической работе с тестовым материалом.
Работать над повышением мотивации учащихся.