Перспективное планирование по всем видам детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Средняя группа. Октябрь. 3 неделя
Перспективный план в средней группе
Тема «Дикие животные» (Р)
Автор: воспитатель 1 квалификационной категории
МКДОУ №12 «Солнышко», г.Шелехов Иркутской области
Власова Юлия Олеговна
Задачи: Систематизировать первоначальные представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья. Закреплять и углублять представления об охране животного мира, приобщать к экологической культуре. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным. Расширять представления о диких животных и их детенышей, приспособленности к окружающей среде. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей осенью. Учить называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных.
Сроки реализации: Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдения
Опыты, эксперименты
Основы безопасности жизнедеятельности
Рассматривание
НОД Наблюдение: Наблюдение за изменением цвета неба и редкое появление солнышка среди облаков
Цель: расширение представлений о поздней осени, природных изменениях
Экспериментирование: Экспериментальная деятельность «Пирожки для Мишки»
Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей
«Как правильно вести себя в зоопарке».
Обучение детей в игровой ситуации общению с животными: близко к клетке не подходить; не кричать животных не дразнить, не пытаться кормить с рук, в клетку ничего съедобного не бросать, чтобы не нарушить режим питания животного.
«В лесу»
Без взрослого не ходить в лес, близко не подходить к диким животным, не кормить, не дразнить, не пугать…
Рассматривание иллюстративного материала на тему: «Дикие животные»
Рассматривание книг, альбомов, открыток с изображением животных и птиц Прибайкалья.
Просмотр презентации «Дикие животные и их детёныши»
НОД ПР «Дикие животные» Цель: формировать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные; усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни; формировать элементарные представления о способах взаимодействия животными; продолжать воспитывать любовь к природе; воспитывать культуру поведения в лесу; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность; совершенствовать двигательные умения и навыки
НОД ПР ФЭМП Занятие 5. Тема: Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате. Задачи: фигур, развивать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, воспитывать старание. (Е.В. Колесникова, стр. 28.)
Коммуникативная деятельность НОД РР Тема: Чтение рассказов В. Бианки «Лесная газета»
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме. Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы. (Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе», Стр.64.)
Беседа: «Лес и его обитатели» Цель: продолжать знакомить с животными, закреплять знания, монологическую речь
Беседа на тему: «Каких диких животных ты видел в зоопарке?»
Цель: расширять представления о диких животных; развивать устную речь, обогащать словарный запас
Беседа по сюжетным картинкам «В лесу»
Цель: закрепить и сформировать представления детей о диких животных, местах обитания, питания
Ситуативный разговор на тему: «Представьте, вы пошли в лес по грибы а ручка у корзинки сломалась, как исправить ситуацию» Цель: развитие умения рассуждать и развивать речь
Ситуативный разговор на тему: «Как правильно вести себя с животными?»
Цель: развивать умение анализировать, правильно поступать в сложившейся ситуации
Решение проблемной ситуации. «О защитной окраске диких животных»
Цель: учить детей делать выводы, обобщения по изученному материалу; развивать речь и словарный запас детей
Проблемный вопрос: «Почему дикие животные не могут жить в квартире?»
Беседа по данной теме и рассуждения детей
Цель: развитие умения анализировать и обобщать полученные знания; развитие речи детей
Проблемная ситуация «Если зайка не поменяет шубку на зиму»
Цель: учить детей рассуждать, анализировать и развивать память, речь детей
Совместное заучивание скороговорок и чистоговорокРазучивание стихотворения о диких животных «Белочка»
Цель: развивать память и активизировать речь детей
Составление рассказов по серии картин «Дикие животные» Формирование начал простого описательного рассказа по схеме. Кто это? Его размер, окраска. Где он живет? Договаривание фраз при рассказывании педагогом знакомых сказок по теме («Теремок», «Рукавичка» и др.)
Отгадывание загадок по теме
«Загадай мне загадку»
Цель: учить самостоятельно составлять загадку и загадывать детям про диких животных; развитие речи ребенка и обогащение словарного запаса
Подбор слов – определений к словам – предметам (существительным м.р., ж.р. ед. и мн.ч.) (Заяц (какой?), зайцы (какие?))Учить составлять предложения типа Им.п. сущ. (местоим. Я) + согласованный глагол + прямое дополнение (Я вижу лису. Маша рисует зайца.)Составление описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами» с опорой на пиктографическую схему.
«Угадай, кто пришел в гости к лисе на день рождения?»
Лексико-грамматические упражнения «Дикие животные наших лесов»
Грамота «Звук У» Упражнять детей в правильном произношении звука У, выделении его из начала слова; в подборе слов, где звук У в начале слова. Закреплять понятие – гласный звук, символическое обозначение, условное обозначение – красный цвет. Игра « Помаши ручкой, если услышишь звук У»: А, У, М, И, У, П, У.
Артикуляционная гимнастика «Дикие животные»
Речевая игра «Что звучит?».
Цель: развитие слуховых рецепторов, умение отличать звуки и уметь называть звучание
Д/и «Где звери живут?» практическое употребление в речи предлога в.
Д/и «Чей это дом?» знать названия: логово, дупло, берлога, нора, гнездо.Д/и «Чья мама?» образование названий детенышей в ед. ч. и мн. ч.: медведь – медвежонок – медвежата, белка – бельчонок – бельчата.Д/и «Собери семью»: папа волк – мама волчица – волчата (волчонок).
Д/и «Кому это нужно?» Усвоение категории дательного падежа без предлога: (кто чем питается?) Мед нужен медведю. Орехи нужны белке.
Усвоение слов – антонимов: длинные уши – короткие, длинный хвост – короткий, большой – маленький.Учить детей образовывать родственные слова: заяц – зайка – зайчик – зайчишка – заинька – зайчонок.Практическое употребление в речи предлога в. «Где звери живут?» Медведь живет в берлоге. Лиса живет в норе. Волк живет в логове. Заяц живет в лесу, под кустом.
Усвоение категории дательного падежа. (картинки пищи диких животных) «Кому это нужно?»: Мед нужен медведю. Орехи нужны белке.
Усвоение слов – антонимов. У лисы длинный хвост, а у зайца короткий.
Согласование сущ-ных с числительными: одна белка, ….., пять белок.
Д/и «кого видели в лесу?». Составление предложений с однородными членами. Усвоение категории родительного падежа ( с использованием картинок): Я видел лису и лисенка. Я видел ежа и ежонка.
Образование названий детенышей в ед. и мн. ч.: лисенок – лисята.
Образование названий детенышей в ед. и мн. ч. в Р.п.: лисенок –лисенка – лисят, волчонок – волчонка – волчат.
Образование притяжательных прилагательных: лисий хвост, волчья морда.
Игровая деятельность СРИ «Ветеринарная лечебница», «Зоопарк»
Цель: закреплять и обогащать знания детей о животных
Выставить большой глобус, вывесить зоологическую карту мира, определить место, где будет разыгрываться игра, сделать вывески для животных, помочь детям распределить роли:
*директор (отдает распоряжения на счет размещения животных и порядка в клетках)
*ветеринары (следят за питанием животных и делают им прививки)
*уборщицы (чистят клетки, ухаживают за животными)
*смотрители следят за порядком, и поведением посетителей)
«Покорми животного» «Кто что ест?»
Цель: расширение представлений о питании животных и воспитание чувств о зверях
Дидактические игры «Где чей детеныш?», « Кого не стало», «Сказочные зайцы», «Геометрические дорожки», «Назови детенышей», «Собери целое»-учить правильно, образовывать слова; формировать представления о детенышах диких животных
«Где чья мама?»
Цель: развивать умение находить маму малыша и учиться называть маму детеныша
«Кто где живет?»
Цель: расширение представлений детей о среде обитания диких животных
«Найди всех зверей на картинке и объясни, чем они занимаются?»
Цель: пополнить знания детей, развивать внимание
«Кто лишний?»
Цель: развитие мышления, внимания и развитие умения анализировать и находить общее
«Домино»
Цель: развитие наглядно – образного мышления, умение играть в команде и выполнять правила игры
«Собери всех диких животных на одной полянке»
Цель: развитие внимания и умение выделять из всех животных именно диких
«Пазлы по сказке «Лисичка сестричка и волк»
Цель: развитие наглядно – образного мышления и воображения; учить детей видеть образ в отдельных частях
«Сосчитай и покажи»
Цель: развитие математических представлений, умение пересчитывать предметы и указывать их количество
Матем игра блоки Дьенеша «Угощение для медвежат»
Цель: обобщает свойства предметов, называет их. Использует карточки – символы. Подбирает предмет в соответствии с карточкой, обосновывает в речи свой выбор.
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками – символами, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать. Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки и логические фигуры.
Давайте угостим медвежат.
Угощают девочки. Печенье в левой руке и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», а правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое)
А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме.
Цвету и размеру, форме и размеру и т.д.
Режиссерская игра «Доктор Айболит» (Лисина,70)
Пластический этюд: «Мой зверь» (Пазухина,30), «Изобрази животное» Цель: развитие координации движения, закрепление повадок и походки животных; умение правильно показывать выбранное животное для других
Игра – имитация «Зайчата и бельчата»
Цель: учить детей изображать животных, определяя их повадки и движения.
Игра – викторина на тему: «Из какой сказки эти животные?»
Цель: закреплять с детьми названия сказок, в которых участвуют дикие животные; развивать быстроту мысли и внимания
Слушание музыки: Песня “Черепашонок” Муз. И. ПономарёвойТрудовая деятельность Ручной, коллективный труд. Изготовление из природного и бросового материала диких животных, например, «Ежик», «Лисичка»
Цель: развивать воображение и умение видеть в изделии образ животного; развитие мелкой моторики рук; развивать творческое способности, дополняя своими элементами
«Зверушки». (Поделка из природного материала).
Цель: Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.
Изготовление макета «Место обитание диких животных нашей полосы» Коллекция игрушек диких животных для создания макета.
Цель: привлечение родителей и заинтересованность детей принести игрушку - животного
Труд на участке Дети участвуют в очистке лавочек от песка и собирают игрушки в корзину после прогулки
Самообслуживание «Мы умеем накрывать на стол» Цель: напомнить дежурным правила накрывания стола к завтраку
Беседа на тему: «Для чего нужно мыть руки?»
Цель: развивать логическое мышление, память, внимание, развивать речь детей
Учимся правильно сидеть за столом
Цель: развивать культурно – гигиенические навыки
«Наведем порядок в природном уголке»
Цель: учить детей выполнять поручения в природном уголке (протирание пыли с листочков, полив растений)
Навыки культурной еды. Программное содержание: Учить детей правильно пользоваться столовыми приборами ( ложкой, вилкой , ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.
А) Загадывание загадок:
1. Три поросенка один хвост (Вилка)
2. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
3. Будь то суп или картошка, для обеда нужна (Ложка)
4. Если заточен все легко он режет очень – хлеб, картошку, свеклу, рыбу, яблоки и масло (Нож).
Восприятие художественной литературы Что за зверь» Е. Чарушин«Волчишко» Чарушиин стр.185 хрест Елисеева
«Заяц» стр.227 хрест Елисеева
«Страшный гость» сказка стр.208 Карпухина
«Лесные звезды» В. Степанов стр.149 Карпухина
«Неслух» Н. Сладков стр.99 Карпухина
НОД ВХЛ Тема: «Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой; учить детей слушать содержание, уметь отвечать на вопросы после прочтения произведения; расширение представлений о характере героев
Чтение художественных произведений из цикла «Лесные сказки» В. В. Бианки
Цель: развитие умения слушать произведения и понимать смысл; учить отвечать на вопросы после прочитанного
Чтение Соколов – Микитов «Медвежья семья»
Цель: познакомить детей с новым произведением, рассмотрев иллюстрации к произведению
Изобразительная деятельность, конструирование НОД ХЭР Рисование Тема: «Зайчик» Цель: учить детей поэтапному рисованию зайчика; развивать внимание; воспитывать аккуратность; развивать интерес к рисованию, творческое воображение
« Кто живет в лесу»
Цель: Развивать у детей замысел, заканчивать рисунок изображением зверей ( по желанию); уметь использовать полученные навыки, умения в рисовании краской.
НОД ХЭР Аппликация Тема: « Белка»
Цель: Учить аккуратно вырезать детали, круг – голова, 2 треугольника – уши, овал –туловище, 4 овала – лапы, удлиненный «листик» - хвост, 3 маленьких кружочка из черной бумаги – глаза, нос. Наклеивать их согласно образцу.
НОД ХЭР Лепка Тема: «Коллективная работа – Лесные жители»»
Цель: учить передавать отличительные особенности разных животных, одинаковую форму, но несколько различающихся друг от друга по пропорциям; закреплять ранее показанные приемы
«Какие животные живут в зимнем лесу»
Цель: Развивать у детей замысел, лепить животных по желанию из целого куска
НОД Конструирование Тема: «Зверюшки и птички в лесу» (работа с бумагой) Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий с.130.
Декоративно-прикладное искусство «Вдоль по улице красавица идет» Роспись силуэтов дымковской барыни. Закрепление элементов дымковской росписи.
Художественный труд «Зайчик на полянке» Рельефная лепка из глины или солёного теста. Задачи: содействовать развитию интереса к рельефной лепке для оформления интерьера (детского, игрового, кукольного), показать связь между формой декоративного изделия, содержанием изображения и художественной техникой, обратить внимание на гармоничное единство зооморфных и растительных элементов композиции, предложить сравнить варианты и самостоятельно выбрать приемы декоративного оформления. (И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду». Средняя группа. Наглядно-методическое пособие. ООО Издательский дом «Цветной мир»)Театрализованная деятельность Настольный театр «Три медведя»
Цель: привлечение детей к подготовке и показу; вызвать радостное настроение
Игра – драматизация по русской народной сказке «Теремок»
Цель: развитие внимания, речи, активизация и обогащение словарного запаса слов; учить детей правильно интонацией и силой голоса изображать животных
«Лиса, заяц и волк» (теневой театр)
Досуговая деятельность Физкультурный досуг: «Путешествие по лесу»
Физкультурно-оздоровительная работа Утренняя гимнастика. «Вместе с зайкой»
Гимнастика после сна. «Мишка вылез из берлоги»
Пальчиковая гимнастика. «Зайка», «Ежик», «Зайчик», «Мыши», «Белка»
П.и.: «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору», «Назови дикое животное»
Цель: формировать положительные эмоции, активность в самостоятельной двигательной деятельности
«Медведи и пчелы»
Цель: развивать умение быстро реагировать на сигнал водящего; развивать двигательную активность детей
Самомассаж «Три мишки», «Лиса»
Малоподвижная игра «Мишка в гости к нам пришёл», «Мишки», «Как у наших у зверят»Взаимодействие с родителями Изготовление родителями совместно с детьми лото «Дикие животные»
Организовать выставку иллюстраций «Животные Байкала»
Оформление ширмы с изображением диких животных для наглядного видения и запоминания
Самостоятельная деятельность Работа в книжном уголке: Рассматривание книги – альбома из серии «Мои блестящие книжки» - животные
Цель: познакомить детей с разными видами животных; дать представление о месте обитания тех или других
Обведи силуэты зверей. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Сложи подарок своему животному.
Рассматривание иллюстраций книги из серии «Животные леса» - Олень
Цель: подробнее познакомить с животным оленем, его питание, проживание и отличительные признаки
Предложить детям способ рисования с помощью трафарета. Обведение фигурок животных и закрашивание их
Просмотр мультфильма «Приключение маленького рысенка»
Цель: используя технические средства показать жизнь такого животного, как рысь
Самостоятельные игры по интересам детей
Предложить детям работу по рассматриванию иллюстраций к произведениям о диких животных с целью повторения названий животных и мест их обитания
«Найди пару»- разглаживание бумажных комочков. «Кто это?» - на ощупь определить трафареты животного