Конспект урока литературного чтения. И. Токмакова «Дедушка дерево»
Конспект урока литературного чтения.
Дата проведения урока: 8 февраля
Класс: второй
Предмет: литературное чтение
Тема урока: И. Токмакова «Дедушка дерево»
Место урока в изучаемой теме: 1-й урок в теме «___________»
Тип урока: изучения нового материала
Формы работы:
1. фронтальная
2. самостоятельная
3. парная
Методы:
Словесные (беседа);
Практические (чтение);
Цель: Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения литературного произведения.
Задачи:
– формировать умение привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста;
– учить воспроизводить текст с опорой на картинный план;
– развивать и совершенствовать навыки осознанного чтения текста;
– развивать речевые умения, творческие способности, воображение и память;– воспитывать читательский интерес.
Универсальные учебные действия:
умение воспроизводить текст с опорой на картинный план;
под руководством учителя определять главную мысль произведения;
способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для словарной работы;
Ход урока:
Слайд 1.
Организационный момент.
Нашей встречи час настал,
Здесь никто ведь не устал?
Все сейчас хотят узнать,
Что на уроке нас может ждать…
Формулирование темы урока через решение проблемы. Обращаю внимание на конверт:
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо?
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко ,
Пролетая, обронил?
Может кот письмо,
Как мышку, на окошко заманил.
- Вам интересно, что внутри? (Ответы детей)
Из конверта достаю веточку дерева с еще нераскрывшимися почками и обращаюсь к детям:
- Знаете ли вы, что это такое?
(Возможные ответы детей: ветка, палка, хворостинка, сучок)
- Палка-то палка, да непростая! В руках у меня самая настоящая волшебная палочка. И скоро вы сможете в этом убедиться.
- Ребята, но здесь еще кое-что.
Достаю лист с загадкой.
- Расшифруйте запись и догадайтесь, о чем идет речь?
Слайд 2.
Нам в дождь и в зной Поможет друг, Зелёный и хороший — Протянет нам десятки рук И тысячи ладошек. Дерево
- О чем идет речь в загадке? Как вы догадались?
Формулирование темы урока.
Актуализация знаний учащихся с опорой на их жизненный опыт.
Слайд 3.
- Как вы думаете, похоже ли дерево на человека?»(Ответы детей)
- Есть одна очень важная особенность, которая роднит дерево с человеком: оно тоже ЖИВОЕ.
- Посмотрите, на что похож ствол дерева? На туловище и ноги человека.
- Корни дерева? Как наши ступни.
- Ветви? Словно руки.
- А вершину дерева называют «макушкой». У человека тоже есть макушка.
Слайд 4.
- А как вам кажется, что объединяет эти предметы?
(Они сделаны из дерева)
- Нет на земле человека, чья бы жизнь не была связана хотя бы с одним деревом. Оглянитесь вокруг: в этой комнате двери, мебель сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, которые стоят здесь на полках, тетради, в которых вы пишете и многое, многое другое.
Детям показывается изображение дерева.
Слайд 5.
- Посмотрите на картинку внимательно и подумайте, можно ли сделать из дерева дом.(Ответы детей). Скорее всего они предположат, что можно построить деревянный дом.
Слайд 6.
-Можно ли превратить дерево в дом, если не срубать его?
Скорее всего, дети вспомнят про дупло и выскажут предположение, что там можно жить.
-Птицы, звери, насекомые живут на дереве и внутри него, как в большом доме.
Слайд 7.
Знакомство со стихотворением.
Первичное прочтение стихотворения.
У дедушки Дерева
Добрые руки -
Большие
зеленые
добрые руки...
Какая-то птица
В руках суетится,
Какая-то птица
На плечи садится.
Дедушка Дерево - славный такой -
Белку качает большущей рукой...
Жучище примчался,
И сел,
И качался,
И все восхищался,
И все восхищался.
Стрекозы примчались,
И тоже качались.
И мошки примчались,
И мошки качались.
И все свиристели
В пуховой постели
Смеялись, качались,
Качались, свистели!
Дедушка Дерево пчел подхватил
И на ладони свои усадил...
У дедушки Дерева
Добрые руки -
Большие
зеленые
добрые руки...
Наверно, их сто...
Или сто двадцать пять...
Чтобы всех покачать!
Чтобы всех покатать!
Проверка первичного прочтения.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение, после прочитанного?
3. Словарная работа.
- Давайте уточним значение некоторых слов.
Работа в парах.
- У вас на столах карточки. Ваша задача - соединить слова с их значением.
Карточки.
Соедините слова с их значением
- славный приходил в восхищение;
- восхищался лесная северная птичка из отряда воробьиных рыжевато-бурой окраской перьев;
- примчались хороший, приятный, милый, симпатичный;
- свиристели поддержал, поднял, держа снизу;
- подхватил прибыли , мчась (очень спеша).
Проверка работы.
- Какие слова передают состояние тепла и уюта?
Добрые руки -
Большие
зеленые
добрые руки...
- Слов, какой части речи в тексте больше? (глаголов и прилагательных)
- Как вы думаете, почему?
- Что придает стихотворению музыкальность? (повторы)
- Найдите олицетворение и приведите примеры из текста.
- Представьте картины, которые можно нарисовать к стихотворению.
- В каких стоках стихотворения, по вашему мнению, заключена основная мысль?
- Объясните, кого может покачать дерево дедушка?
Знакомство с автором.
- Ребята, как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, для того, чтобы написать такое стихотворение? (Ответы детей)
Поэтесса не притворяется маленькой, она так, по-детски, воспринимает мир. Она действительно верит, что если сильно помахать руками, то можно взлететь, что старушки, когда их никто не видит, сами играют в игрушки, что учитель и ученик могут поменяться местами, и тогда.
Сама она так рассказывала о том, как и почему стала детской писательницей: «С детства я любила не столько стихи, сколько музыку. Стала певицей. Однажды простудила горло и приехала болеть домой. Жила я в большущей коммунальной квартире, но днём взрослые соседи уходили на работу. Во всей квартире, кроме меня, оставалась только одна соседка лет пяти. Я старалась что-нибудь придумать, чтобы подольше удерживать её около себя. Так я насочиняла много детских стихотворений».
Разучивание отрывка стихотворения по мнемотаблице.
Этап №1 - Рассматривание таблицы.
Этап №2 - Перекодирование информации.
Этап №3 - Пересказ информации с опорой на символы.
Этап №4 - Воспроизведение мнемотаблицы.
Итог урока.
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор?
- Каким по жанру оно является?
- Что вам понравилось?
Рефлексия.
- Ребята, как вы думаете, что может дать хорошее дерево?
Хорошие плоды!
- А могут ли быть плоды нашей работы?
Да, хорошая работа дает хорошие плоды.
Угощаю яблоками детей.
Соедините слова с их значением.
- славный приходил в восхищение;
- восхищался лесная северная птичка из отряда воробьиных рыжевато-бурой окраской перьев;
- примчались хороший, приятный, милый, симпатичный;
- свиристели поддержал, поднял, держа снизу;
- подхватил прибыли , мчась (очень спеша).
- суетилась вертелась, кружилась.
Соедините слова с их значением.
- славный приходил в восхищение;
- восхищался лесная северная птичка из отряда воробьиных рыжевато-бурой окраской перьев;
- примчались хороший, приятный, милый, симпатичный;
- свиристели поддержал, поднял, держа снизу;
- подхватил прибыли , мчась (очень спеша).
- суетилась вертелась, кружилась.
Соедините слова с их значением.
- славный приходил в восхищение;
- восхищался лесная северная птичка из отряда воробьиных рыжевато-бурой окраской перьев;
- примчались хороший, приятный, милый, симпатичный;
- свиристели поддержал, поднял, держа снизу;
- подхватил прибыли , мчась (очень спеша).
- суетилась вертелась, кружилась.