РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ


О.Е. Чусовитина, канд.филос. наук, КГБПОУ "Рубцовский педагогический колледж", Алтайский край, г.Рубцовск
РАЗВИТИЕ СТРУКТУРИРОВАННОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ
Статья посвящена возможности использования ментальных карт в педагогической деятельности. Первостепенное внимание уделяется развитию структурированного мышления обучающихся посредством ментальных карт. Здесь рассматриваются особенности создания, выявляются достоинства и недостатки, определяется практическая ценность и универсальность ментальных карт в процессе обучения.
Ассоциативное мышление, ментальная карта, структурированное мышление, творчество.
В век огромных потоков информации требуются соответствующие изменения в сфере образования. В образовательный процесс активно внедряются современные информационно-образовательные ресурсы, новые технологии и средства обучения. Они призваны повысить уровень мотивации к изучению учебных дисциплин, развить компетенций и в целом повысить качество подготовки будущих педагогов. Умение структурировать информацию способствует отбору и систематизации разных знаний и поэтому становится важным элементом жизни в мире XXI века. Оно развивает способность быстро анализировать и преобразовывать информацию, адаптируя для практического применения.
Анализ опыта работы позволяет сделать вывод о том, что достаточно эффективным средством достижения подобных результатов является ментальная карта (или интеллект-карта, mindmap). Позволяет справляться с постоянно растущим потоком информации и при этом не тратить много времени на обработку информации, управлять им и структурировать его.
К тому же развивает способность видеть взаимосвязи на всех уровнях, дает возможность разбивать целое на компоненты, принимать решения, мыслить творчески [1, с. 13].
В самом общем виде, ментальная карта – это средство графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Данное средство обогащает вербальный канал усвоения и передачи информации, закрепляя её в визуальном образе. Это эстетичный, оригинальный инструмент для проведение презентаций, самоанализа, принятие решений, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, разработки проектов, собственного обучения и развития и многих других. Ментальные карты индивидуальны, поскольку каждый человек будет особенным образом представлять информацию, оформлять исходя из своего понимания темы.
Каждое слово и графическое изображение становятся центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему. Ментальна карта стоиться листе бумаги, но представляет собой трехмерную реальность в пространстве, времени и цвете.
Использовать такие карты предложил в 60-е годы XX века психолог Тони Бьюзен. Он исследовал способы рационального использования интеллекта и мыслительных способностей и доказывал, что традиционные способы обучения задействуют способности только левого полушария головного мозга.
Т. Бьюзен предлагал действовать следующим образом:
Вместо линейной записи использовать радиальную, то есть главную тему помещать в центра листа, в фокус внимания.
Записывать не всё, а только ключевые слова. В качестве ключевых выбирать наиболее характерные и запоминающиеся слова.
Ключевые слова помещать на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими, и подкрепляться символическими рисунками.
Постепенно сложились правила построения ментальных карт. Например, Мюллер Хорст приводит такой алгоритм работы:
1. прежде всего необходимо ясно и однозначно сформулировать тему;
2. тема изображается графически в центре карты, как главный образ, рисунок;
3. от главного образа исходят слова-ассоциации. Они выглядят как ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. Ветки карты должны быть похожи на что-то органическое, например ветви дерева или щупальца осьминога;
4. по необходимым для темы признакам группируются ассоциации. Значимость ассоциации можно выделять толщиной линий и размером форм;
5. к каждой ассоциации необходимо подобрать ключевое слово или фразу. Так мы структурируем ментальную карту. Причем, фраз желательно избегать и не перегружать ментальную карту текстом.
6. к центральному образу добавляются ключевые ветви. Рекомендуется не более семи ветвей. Так мы графически структурируем карту, делаем ее полнее и шире.
7. добавляя ответвления, мы заполняем графическую структуру. Так, ветки второго уровня, раскрывают идеи написанные на ветках первого уровня;
8. чтобы графическая структура стала яркой и запоминающейся, в нее добавляют рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами;
9. ключевые ветви отделяют друг от друга цветными блоками. Рекомендуется разнообразие цветов.
10. для установления взаимосвязи между блоками или их элементами, изображаются стрелки, соединяющие понятия на разных ветках. Ветки можно пронумеровать и очертить в ореолы [2, 23].
При анализе и оценивании ментальных карт учитывается наличие:
яркого, объемного центрального образа;
чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов или ключевых фраз;
ассоциаций, наполняющих структуру;
рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование;
блоков, подчёркивающих структуру;
связей между элементами структуры.
Достоинства карт в том, что они помогают наглядно и очень компактно "упаковать" в один лист много разных данных, поддержать любопытство и интерес к предмету. К недостаткам можно отнести следующее: много времени тратиться на создание, они неформальны и в консервативной среде могут быть не поняты, не машиночитаемы (ментальную карту невозможно обработать с помощью компьютера, хотя можно с помощью компьютера нарисовать), неоднозначно понимаются и трактуются разными людьми.
В профессиональном обучении ментальные карты можно использовать на занятиях (ими можно заменить конспект или раздаточный материал), при подготовке больших мероприятий, удобно организовывать работу наподобие мозгового штурма по поиску новых идей.
Для развития структурированного мышления будущего педагога потенциал использования ментальных карт достаточно значим:
1) студенты погружаются в содержательный аспект учебной дисциплины для создания общего визуального образа и объемного отображения мира;
2) организуется индивидуальная самостоятельная работа, позволяющая выявить личное мнение студента на рассматриваемую проблему;
3) развивается способность делать умозаключения, основанные на структуре рассматриваемого объекта;
3) формируется стратегия научного подхода к рационализации учебного труда, что необходимо для будущей профессиональной деятельности.
В итоге мы можем получить активизацию познавательной активности студентов, более быстрое и гибкое мышление, способное к многозадачности и творчеству.
Литература
1. Быкова С.С. Дидактический потенциал интеллект-карт в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. / Наука и образование: проблемы и тенденции развития. -Уфа. - 2015.№1 (3). -С. 13-15.
2. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. - М, 2007. - 126 с.