Программа элективного курса Обучение сочинению-рассуждению
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шмотовская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» Утверждаю
на заседании МО зам. директора по УВР дир. школы
гуманитарного цикла __________ /Костюченко М.В./ _________ /Ковткова Е.В./
Протокол № ___ от _________2012 г Приказ № ___ от ________2012г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 9 КЛАССЕ
«Подготовка к сочинению-рассуждению на основе прочитанного текста»
Учитель: Костюченко М.В.
Стаж: 28 лет
Категория:1
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа. Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к сочинению – рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 9 классе.
Новизна программы заключается в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса:
Теоретические:
Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
Практические:
Совершенствование коммуникативных умений;
Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
Воспитательные:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения.
-информационные технологии
Содержание образовательного процесса
№
п/п
Название темы
Количество
часов
Дата
Формы контроля
1
Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения»
2
Коллективная работа.
2
Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи.
1
Коллективная работа
3
Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием
1
Творческая работа
4
Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Повторение орфографии
2
5
Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.
1
Коллективная и самостоятельная работа
6
Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии
3
Коллективная и творческая
7
Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.
2
Творческая работа
8
Рецензирование и редактирование творческих работ.
1
Коллективная работа
9
Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса.
2
Коллективная работа
10
Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.
1
Творческая работа
11
Обучающее сочинение по тексту научного стиля
2
Творческая работа
12
Рецензирование и редактирование творческих работ
1
Коллективная работа
13
Функциональные особенности разговорного стиля. Повторение синтаксиса
2
14
Анализ текста разговорного стиля. Повторение синтаксиса
2
Творческая работа
15
Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля
1
Творческая работа
16
Рецензирование и редактирование творческих работ
1
17
Функциональные особенности официально- делового стиляПовторение морфемики
2
Творческая работа
18
Анализ текста официально-делового стиля стиля.
1
Коллективная работа
19
Обучающее сочинение по тексту
2
Коллективная работа
20
Рецензирование и редактирование творческих работ
1
21
Понимание текста. Целостность текста.
1
22
Практическое занятие.
1
Коллективная работа
23
Рекомендации учителя. Практическое занятие.
1
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате изучения курса ученик должен знать:
- требования к творческой работе за курс 9 класса;
- критерии оценивания творческой работы;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического стилей, языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально – смысловые типы.
уметь:
- читать осмысленно тексты разных стилей и жанров;
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- выделять проблематику текста;
- давать оценку тексту и аргументировать ее;
- создавать тексты сочинения – рассуждения на лингвистическую и литературную темы.
Литература
1. Егорова Г.Т. «Русский язык. ГИА. Типовые текстовые задания», М., «Экзамен», 2009г
2. Козлова Р.П. Чеснокова Н.В. «Тесты по русскому языку», М., «Вако», 2008г
3. Львова С.И. «ГИА. Русский язык. Тренировочные задания», М., «Эксмо», 2009 г
4. Малюшкин А.Б. «Комплексный анализ текста. 9 класс», М., Творческий Центр «Сфера», 2009 г
5. Сенина Н.А., Гармаш С.В. «Подготовка итоговой аттестации», Ростов, «Легион», 2008г
6. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. «Тренировочные варианты экзаменационных работ», М., «Астрель», 2010 г
7. РЯШ, № 2,3, 2010 г
8. ФИПИ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15