Статья Базовые национальные ценности о школьном музее боевой и трудовой славы


Номинация: «Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»
Тема:
«Развитие воспитательного пространства через музейную педагогику нового времени»
Ольга Валентиновна ЧЕРНОВА,
учитель русского языка и литературы,
заведующая школьным музеем
МБОУ «Муромцевская СОШ»
Судогодского района Владимирской области
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России чётко определены базовые национальные ценности , над развитием которых работает весь педагогический коллектив нашей школы. Большая роль в этом деле отведена школьному музею Боевой и трудовой славы. В этой статье мы расскажем о том , как в нашей школе построена работа по формированию базовых национальных ценностей посредством интеграции деятельности школьного музея во все виды деятельности обучающихся в условиях ФГОС: урочную, внеурочную, внешкольную (дополнительное образование).Сегодня, в условиях ФГОС, музей призван стать эффективным средством развития личности ребенка. Какие возможности дает для этого школьный музей и музейная педагогика? Через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую - реализуется его потенциал для воспитания и развития личности учащихся. Огромное разнообразие форм и методов музейной работы в наши дни обогащается новыми подходами. Один из них – деятельностный подход.
На смену традиционной музейной экскурсии теперь приходит интерактивная, где дети не просто посетители, а активные участники соответствующего вида деятельности. Например, к 110-летию Галанинской школы по инициативе детей готовится новая экспозиция – «Уголок школы Советской эпохи». Здесь ребята смогут попробовать написать перьевыми и чернильными ручками небольшие цитаты из советских газет, а затем выяснить значения не понятных для них слов, завязать пионерский галстук, сыграть дробь на пионерском барабане, послушать с помощью проигрывателя записанные на виниловых пластинках пионерские песни и т. д. Посетив готовящуюся экспозицию «Письма с фронта», школьники смогут ощутить себя солдатами Великой Отечественной, пишущими письма своим близким в воссозданной обстановке военной землянки, складывая написанные письма треугольником (их научат этому на мастер-классе). Подобные музейно-педагогические методики создают пространственную историко-культурную среду и «ролевое погружение» в неё, обеспечивая информационно-логическое и эмоционально-образное воздействие на разум и чувства посетителей.
Ещё одно веяние времени, ставшее необходимостью, - использование в музейной педагогике ИКТ-технологий. Причем на всех этапах работы: бумажные материалы, фотографии, письма сканируются и хранятся на электронных носителях, что обеспечивает им лучшую сохранность и долгий век. Кроме того, мы сами создаём виртуальные экскурсии по темам музейных экспозиций, тесно сотрудничая со школьным театром. Его руководитель, учитель русского языка и литературы О. В. Чернова, вместе с ребятами пишут сценарии, репетируют, снимают на видео готовые сцены из спектаклей, монтируют видеофильмы, озвучивают их. Эти видеоэкскурсии демонстрируются на классных часах, родительских собраниях, размещаются на сайте школы, давая возможность тем, кто не может прийти в наш музей, познакомиться с его экспонатами и материалами.
Учащиеся 5-11 классов пользуются фондами музея для подготовки докладов и рефератов не только для выступления с ними на уроках, но и для участия в краеведческих и научных конференциях. Большую помощь музею оказывает школьное научное общество (ШНО) «Глобус». Его руководитель, учитель биологии, краевед-любитель А. В. Павлов, проводя со школьниками огромную исследовательскую работу по биологии и краеведению, обогащает музейные фонды новой интереснейшей информацией о родном крае. Получается, что все участники образовательного процесса не только создатели музея, но и основные его пользователи.
Результаты деятельности по развитию и оформлению музея, пополнению его фондов, поисковой и исследовательской работе школьники видят в новых формах экскурсий, в которых с удовольствием принимают участие, в экспозициях, учатся приносить пользу обществу. По данным школьного психолога, у детей, занимающихся музейным делом, повышаются диагностические результаты познавательных процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Повышается самооценка, коммуникативные и творческие способности, мотивация к учению. Учителя-предметники, классные руководители, родители ребят отмечают повышение заинтересованности обучающихся, любознательности, желания узнать больше о близких людях, о родном крае. По результатам анкетирования, проведённого завучем по учебно-воспитательной работе С. П. Шагивалеевой, количество родителей, которых полностью удовлетворяют условия, созданные в школе для деятельности учащихся (в том числе и в школьном музее): реализация возможностей ребёнка, его интересов, учёт индивидуальных особенностей, комфортная, безопасная, миролюбивая обстановка, сотрудничество всех участников образовательного процесса, отношения между учащимися в классе, в школе – составляет в среднем 94%. Итоги мониторинга качества освоения программы учебного курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях, говорят о том, что «все показатели личностного развития учащихся четвёртых классов… сформированы на высоком и среднем уровне», и в этом немалая заслуга школьного музея.
Высоких результатов достигли участники школьных, районных, областных, межрегиональных и всероссийских научных конференций, конкурсов исследовательских работ. Об этом говорят многочисленные грамоты и дипломы, бережно хранящиеся в школьном музее.
Школьный музей предоставляет детям возможность испытать себя в различных видах научной, творческой, технической и общественной деятельности, развивает метапредметные компетенции. Создавая условия для формирования у обучающихся таких базовых национальных ценностей, как патриотизм и гражданственность, и прививая им, согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, соответствующие нравственные ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, – музей действует в следующих направлениях:
1. Работа с советом музея, фондовой, поисковой, оформительской и экскурсионной группами.
2. Сбор материалов, поисковая и исследовательская деятельность, организация поездок, походов, экспедиций, экскурсий с целью сбора материалов.
3. Сотрудничество с другими музеями (в том числе и школьными) района и области.
4. Встречи с интересными людьми.
5. Подготовка и проведение традиционных, интерактивных и видео экскурсий по темам всех экспозиций музея:
- «Гордость моя - земляки»;
- История предприятий посёлка;
- История усадьбы В. С. Храповицкого;
- «Наша школа: вчера, сегодня, завтра…»;
- «Русская изба»;
- «Этих дней не смолкнет слава» (Муромцево в годы Великой Отечественной войны):
*«Госпиталь №5861»
* «Из истории 106 ГВИАП»
*«Ветераны войны – наши земляки»
* «Детство, опалённое войной».
6. Пополнение фондов музея, учёт и описание экспонатов, обеспечение их сохранности. Использование ИКТ технологий для сбора, систематизации и обработки материалов, составление видеотеки музея.
7. Связь с ветеранами войны и труда.
8. Написание сценариев, съёмка, монтаж, художественное оформление видеофильмов (видео экскурсий).
9. Ведение книги отзывов, учёт посетителей музея.
10. Пополнение страницы «Музей боевой и трудовой славы» на школьном сайте.
11. Сотрудничество с народным ансамблем «Рябинушки» (знакомство с песенным фольклором родного края).
12. Совместная деятельность музея и школьного театра «Большая перемена» по созданию театрализованных экскурсий (Экскурсия-спектакль «Муромцевские предания» об усадьбе В. С. Храповицкого: написание сценария, постановка, изготовление костюмов и декораций, видеозапись, создание фильма-видеоэкскурсии и интерактивной презентации-викторины к нему). Подготовка спектакля «Война и дети», посвящённого 70-летию Великой Победы, по материалам музея.
Эта работа музея тесно связана с урочной деятельностью в условиях ФГОС. Учителя используют материалы музея на уроках окружающего мира (начальные классы), литературы, истории и краеведения при изучении соответстующих тем. Знания, полученные ребятами на этих учебных предметах, помогают активистам при составлении сценариев интерактивных экскурсий, игр и викторин по темам экспозиций, для составления сценариев, интерактивных экскурсий и викторин по краеведческим материалам (далее - КМ). КМ используются КМ на уроках:
- развития речи (русский язык): сочинения по КМ в рамках рабочих программ. «Достопримечательности родного края», «Топонимы родных мест» и другие.
- Основ православной культуры и ОРКСЭ. Помощь в подготовке сообщений по темам: «Православный храм Святой великомученицы царицы Александры», «О форме купольных крестов на действующих православных храмах Судогодского района», «Святые земли Судогодской»: «Святой праведный пресвитер Савва Мошокский», «Преподобные Прохор и ВассианЯстребские»; «Домострой»; «Православные праздники: Муромцевские традиции».
- Истории и краеведения: уроки-экскурсии; подготовка, написание и защита рефератов по темам экспозиций музея.
- Биологии и географии: привлечение материалов, хранящихся в музее, для подготовки к урокам различных форм, использование их для сообщений и рефератов.
С каждым годом всё большее значение приобретает музей и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС. Богатую информацию предоставляет он для проектной деятельности, связанной с уроками «Окружающий мир» в начальных классах. Предоставляет КМ для проведения предметных декад, фестивалей, для подготовки учащихся к олимпиадам и научно-практическим конференциям, для конкурсов сочинений разного уровня по материалам школьных музеев, для конкурсов и викторин по КМ на занятиях предметных кружков и т.д.
Важную роль играет музей и во внешкольной работе (дополнительном образовании). Это:
1. Подготовка и проведение в музее
- классных часов по темам экспозиций,
- тематических вечеров, бесед, традиционных и видео экскурсий, викторин и интерактивных программ;
- акций и «вахт Памяти»:
*установка мемориальных досок,
*подготовка новых экскурсий на основе исседовательской работы учащихся «Достойны памяти потомков»:
1) «Сухоцкий Фёдор Макарович – герой Отечественной войны 1812 года»,
2) «Отечества достойный сын» – контр адмирал корабельного флота Матвей Иоаннович Жидовинов».
2. Пропаганда достижений всех участников образовательного процесса.
3. Организация выставок и поисковых экспедиций.
4. Работа эколого-краеведческого отряда «Искатель», состоящего, в основном, из активистов музея, в школьном лагере «Соколёнок».
5. Уроки Мужества, встречи с ветеранами войны и труда.
6. Экскурсии для учащихся других учебных заведений.
7. Литературно-музыкальные композиции на патриотические темы.
8.Операции («Летопись забытой деревни»),
9. Акции по восстановлению имен героев разных войн. Поисковая деятельность по этой теме.
Работая над формированием у обучающихся таких базовых национальных ценностей, как «Социальная солидарность» и «Семья», музей взаимодействует с государственными и общественными организациями:
* МАУ «Центр развития спорта и туризма»;
*поисковым отрядом «Амулет», музеем Муромцевского лесхоза-техникума;
*отделом по делам молодёжи г. Судогда;
*обществом «Боевое братство» в Судогодском районе;
*ШНО «Глобус»;
*эколого-краеведческим отрядом «Искатели».
Школьники участвуют в разного уровня конкурсах сочинений по исторической и патриотической тематике и в научных конференциях по истории, географии, биологии, используя исследовательские работы ШНО «Глобус» и КМ.
«Труд и творчество», «Традиционные российские религии», «Природа», «Наука», «Человечество» - названия базовых национальных ценностей, при формировании которых использует следующие виды работ с учащимися:
1. Пополнение материалов об отличниках воинской службы в рядах Российской армии-выпускниках школы, о воинах-интернационалистах, ликвидаторах Чернобыльской аварии.
2. Подготовка материалов по темам «Религии мира – мир религий» по КМ, «Судьба священников нашего храма».
3. Пополнение материалов экспозиции «Гордость моя – земляки», создание фильмов-экскурсий «В гостях у Галины Игнатьевны» (о художнике, педагоге, искусной мастерице и просто замечательном человеке, проживающем в посёлке, Г. И. Бугай).
4. Создание фильма о развитии народного творчества в посёлке, о народном коллективе «Рябинушки».
5. Сбор материалов для видео экскурсии «Муромцевская палитра» о художественном классе Судогодской детской школы искусств.
6. Пополнение материалов музея о поселковых фольклорных праздниках, их истории и традициях.
7. Сбор материалов на тему «Моя семья в истории моего посёлка», «Моя родословная»
8. Связь с мастерицами Судогодского Дома народного творчества с целью изучения особенностей русского национального костюма и знакомства с технологией его кройки и шитья.
9. Пополнение экспозиций музея материалами научно-практических конференций разного рода, новыми исследовательскими работами обучающихся.
10. Организация на базе музея интеллектуальных игр и викторин по КМ
11. Связь с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и национальным парком «Мещёра», использование предоставленных ими материалов в работе музея.
Эта деятельность школьного музея непосредственно связана с уроками музыки (изучение песенного творчества родного края), изобразительного искусства, истории, обществознания, ОПК (по темам «Церковь и Отечество», «Религии мира», «Толерантность», «Домострой», «Православные традиции моей семьи», «Моя родословная», «Православные праздники в моей семье»). КМ используются для подготовки сообщений по темам уроков.
Эта работа интегрируется и во внеурочную деятельность в условиях ФГОС:
1. Взаимодействие с отцом Олегом, настоятелем храма Святой великомученицы царицы Александры, экскурсии в храм, использование материалов проповедей священника по гражданским и патриотическим вопросам в работе музея.
2. Взаимодействие песенных коллективов - народного «Рябинушки» и школьного «Домисолька», их совместное участие в поселковых мероприятиях и фольклорных праздниках и отражение этого в материалах музея.
3. Использование данных материалов в работе предметных кружков.
4. Исследовательские работы по этим темам на занятиях предметных кружков, использование их в работе музея.
5. Посещение занятий в школьном кружке по пошиву костюмов, посильное участие в их изготовлении.
6. Участие юных исследователей ШНО в школьных, городских, районных, областных и республиканских научных конференциях школьников с выступлениями по названным выше темам с привлечением КМ
7. Использование материалов исследовательских работ обучающихся в написании научных статей в ШНО и выступление с ними на конференциях и форумах.
Следующее звено в этой цепи – внешкольная работа:
1. Организация классных часов-встреч с выпускниками школы-участниками боевых действий в горячих точках, с «чернобыльцами».
2. Организация выставок работ юных художников, обучающихся в художественном классе Судогодской детской школы искусств, располагающемся на территории посёлка. В нём занимаются многие учащиеся школы.
3. Организация вечеров народной песни с приглашением ансамбля «Рябинушки» и школьного песенного коллектива «Домисолька».
4. Традиционный конкурс песни «Две звезды». В нынешнем учебном году он был посвящен 70-летию Великой Победы. Песни исполняли учащиеся вместе со взрослыми: членами их семей, учителями, классными руководителями и посвящали их родственникам и землякам, живым участникам войны и павшим на её фронтах (связь с КМ музея).
5. Облагораживание памятников, обелисков и их территорий, могил солдат Великой Отечественной, древних захоронений, посадка деревьев на аллее Памяти.
6. Участие актива музея в заседаниях школьного научного общества «Глобус», изучение, хранение и использование в подготовке к экскурсиям его материалов.
7. Участие школьников в работе летнего научно-исследовательского лагеря на базе национального парка «Мещёра» и использование их работ в музейной деятельности.
8. Взаимодействие с краеведческим музеем украинского города Краматорска (место гибели лётчика 106-го ГВИАП, нашего земляка К. И. Шкурина).
В результате научно - исследовательской деятельности музея обучающиеся приобретают разнообразные практические навыки: поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др. Ребята познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за результаты своей работы. Школьный музей позволяет примерять на себя социальные роли, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
В связи с тем, что накопленным краеведческим материалом не всегда удобно пользоваться, а компьютер и Интернет стали привычными средствами обучения, школьным музеем запущен новый проект. Он направлен не только на деятельность всех участников образовательного процесса по сохранению и изучению истории родного края, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие творческой инициативы. Его главная цель – создание на базе традиционного музея современной образовательной среды, способствующей формированию базовых национальных ценностей посредством применения ИКТ. Интернет – огромное подспорье в школьном музейном деле: с его помощью отыскиваются новая интересная информация и документы, появляется возможность связаться с их авторами. Компьютер даёт возможность отсканировать старинные фотографии, с которыми наши земляки не желают расставаться. Для составления презентаций и монтажа видеороликов по темам экспозиций широко используем изображения и видео, предоставляемые Интернетом. Кроме этого, ИКТ-технологии способствуют формированию и совершенствованию коммуникативной и информационной компетентностей. Для популяризации работы музея используется школьный сайт, где все желающие, ближние и дальние, бывшие и нынешние выпускники, люди различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий могут познакомиться с его экспозициями и посмотреть новые видео экскурсии. Таким образом, мы увеличиваем музейную аудиторию.
Активисты музея принимают активное участие в Интернет-проектах и акциях, например, «История забытых деревень» (Руководитель – учитель информатики Н. В. Бондарева).
В основе работы школьного музея лежит технология личностно-развивающей деятельности. В состав Совета музея входят как способные и интеллектуально одарённые учащиеся, так и дети под опекой, а также попавшие в трудную жизненную ситуацию, с разным уровнем обучаемости и состоянием здоровья. Многие из них не только с удовольствием занимаются музейным делом, но и посещают секцию краеведения школьного научного общества, собирают материал в профильном эколого-краеведческом лагере «Искатель», проводят экскурсии разноуровнего содержания. В результате у учащихся формируются личностные универсальные учебные действия, основы гражданской идентичности личности, осознаётся смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат; развиваются умение делать нравственный выбор, способность к волевому усилию, рефлексия, повышается учебная мотивация.
Итак, центром духовно-нравственного воспитания, составляющего основу ФГОС нового поколения, является в нашей школе музей Боевой и трудовой славы, работа которого интегрирована в учебную деятельность, воспитательный процесс и дополнительное образование.