Разработка программы по вокалу
Пояснительная записка
Направленность программы: направленность дополнительной программы «Млада» - художественно-эстетическая.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. Целью программы является приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.Образовательные:
. сформировать навыки певческой установки обучающихся;
научить использовать при пении мягкую атаку;
сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
развить гармонический и мелодический слух;
совершенствовать речевой аппарат;
развить вокальный слух;
развить певческое дыхание;
развить преодоление мышечных зажимов;
развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
расширить диапазон голоса;
развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
воспитать эстетический вкус учащихся;
воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
воспитать чувство коллективизма;
способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражён конкретный репертуар для каждого воспитанника. При условии одаренности учащегося возможно освоение программы в сжатые сроки.Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 6-16 лет. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным пением.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий. Программа рассчитана на 1год обучения. Учебный план индивидуальных занятий рассчитан на 72 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (или 2 раза в неделю по 1 часу).Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.Предполагаемые результаты обучения:Предполагается, что в конце 1 года обучения обучающиеся должны:-чисто интонировать, петь на дыхании; петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.-петь чистым естественным звуком, легко, нежно звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; понимать дирижёрские жесты и следовать им; знать средства музыкальной выразительности. петь под фонограмму в группе и соло; уметь преодолевать мышечные зажимы; уметь вести себя в коллективе.Общие критерии оценивания результатов:
Владение знаниями по программе.
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
Критерии замера прогнозируемых результатов
Педагогическое наблюдение
Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
концертную деятельность.Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Открытые занятия с последующим обсуждением.
Итоговые занятия.
Концертные выступления.
Конкурсы, фестивали, смотры.Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.Основные принципы оцениванияВ процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
положительное отношение к усилиям воспитанника;
конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене.
№
п/п
Перечень разделов, тем
Всего
(часов)
Теория
(часов)
Практика
(часов)
1.
Вводное занятие. Правила техники безопасности
1
1
-
2.
Подбор репертуара, исполнение учебно-тренировочного материала
10
-
10
3.
Певческое дыхание
20
6
14
4.
Звукообразование, плавное голосоведение, интонирование
20
-
20
5.
Артикуляция. Дикция
10
1
9
6.
Динамические оттенки, штрихи
6
-
6
7.
Работа над темпом, ритмом
2
-
2
8.
Репетиционная работа. Концертная деятельность.
3
-
3
Итого:
72
9
63
Содержание программы.
Тема: 1. Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности. Правила поведения на дороге. Гигиена голоса.
Режим занятий. Требования к внешнему облику воспитанника.
Тема: 2. Подбор репертуара.
Практика: исполнение учебно-тренировочного материала. Правильная певческая позиция: положение корпуса, головы,ног во время пения.
Тема: 3. Певческое дыхание.
Теория: Организация вдоха и выдоха нижнереберно-диафрагмального дыхания.
Практика: Практическая отработка навыков дыхания. Вдох, задержка вдоха.
Тема: 4. Звукообразование, плавное голосоведение, интонирование
Практика: Пение нижнего звукоряда. Плавное голосоведение. Чистота интонирования.
Тема: 5. Артикуляция. Дикция.
Теория: понятия: «артикуляция», «дикция».
Практика: Правильное формирование гласных звуков. Чёткое произношение согласных звуков. Разучивание скороговорок.
Тема: 6. Динамические оттенки, штрихи.
Практика: работа над произведениями
Тема: 7. Работа над темпом, ритмом.
Практика: Работа над произведениями с темпами: аллегро, модерато и др.
Тема: 8. Репетиционная работа. Концертная деятельность.
Практика: Участие воспитанников в городских и районных мероприятиях.
Методическое обеспечение программы.
В организации образовательного процесса для качественного усвоения материала педагог использует различные формы занятий: целенаправленное слушание народной музыки (просмотр видеокассет, посещение концертов).
Педагог использует и другие формы занятий:
- игра (игра : пылесос звук «вф» повторят на одном звуке). В процессе игры усваиваются нормы этики общения.
- беседа (изложение теоретических сведений с использованием наглядных пособий, видеоматериалов, музыкальных примеров.
Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приёмы и методы исполнения народных песен.
При разучивании народных песен необходимо учитывать и специфику народного вокала, элементы, присущие только народному пению:
Техника дыхания:
- бесшумный короткий вдох, постепенное расходование которого достигается путём упражнений на непрерывное дыхание, тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»;
Дикция:
- чёткое произношение гласных и согласных звуков;
- огласовка согласных звуков;
- утрированное пение буквы «р».
Позиция звука высокая, в сочетании с близким посылом звука.
Наиболее успешно в программе : «Вокал» использованы методы:
- формирования сознания личности: словесные, наглядные показы,
- организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:
приучения, упражнения, создание воспитывающих ситуаций;
- стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, создание ситуации успеха;
- контроля, самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анализ результатов, анкетирование.
Техническое оснащение занятий
Повторный светлый, хорошо проветриваемый кабинет. Столы (2 шт.), стулья (15 шт.), сцена. Для обеспечения учебного процесса по программе необходимо следующее оборудование:
- фортепиано;
- компьютер;
- зеркало;
- аудиозаписи;
- видеозаписи;
- схемы устройства голосового аппарата;
- схемы артикуляции звука;
- методические разработки занятий и сценариев мероприятий;
- методическая литература;
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы
Виды
контроля
Формы
контроля
Знания, умения, навыки
Сроки
Вводный
Беседа педагогическое
наблюдение
Контрольные прослушивание
Охрана и гигиена голоса, правильное дыхание, приёмы артикуляции и дикции
Диагностика певческого : диапазон, слух, чувство ритма, сила голоса. Уровень музыкальной подготовки.
сентябрь
Текущий
Контрольные задания (распевки, скороговорки)
Развитие слуха, музыкальная память, правильное произношение гласных и согласных
Чувство ритма, умение вступать вовремя под аккомпанемент
Декабрь
март
Итоговый
Отчётный концерт
Развитие диапазона, выразительность исполнения, чистота интонации, процесс звукообразования
Сценический образ
май
Занятия вокалом имеют ряд специфических особенностей; растущий организм не способен выполнять большие нагрузки, поэтому необходимо учитывать специфику развития детского голоса, особенности возрастной физиологии и психологии. В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развивается звуковысотный слух, чистота интонирования, чувство ритма, гармонический слух.
С первых занятий воспитанники обучаются правильно стоять во время пения. Хорошая постановка корпуса и непринуждённое положение головы позволяют сформировать правильную осанку ребёнка, содействуют выработке верного дыхания.
Вокальные упражнения, разучиваемые на каждом занятии, способствуют развитию и укреплению слуха на ладовой основе, формированию гибкости и подвижности голоса, выработке правильного произношения гласных и согласных звуков, воспитанию художественной выразительности исполнения произведения. Существенную роль в пении играет формирование навыка певческого дыхания осуществляется одновременно с работой над правильным певческого звуком и другими слагаемыми вокальными вокальной работы.
Список литературы
Литература для педагога
1. Захарченко «Поёт Кубанский хор», 2003 г.
2. В. Калистратов « Работа с хором», 1976 г.
3. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.4. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.5. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 20046. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.8. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.9. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.10. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.11. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. М, 2000.12. Юссон Рауль Певческий голос. М., 1998.Список литературы, рекомендованной для детей.1. Володин Н. Энциклопедия для детей. М., 19982. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. М., 1993.4. Захарченко В.Г. Кубанская песня. 1996.
5. Рохман М. «Берегите голос» - М.: «Музыка» 1984 г.
15