Творческие развивающие задания, как средство организации познавательного интереса учащихся на уроках математики.















Творческие развивающие задания,
как средство организации познавательного интереса
учащихся на уроках математики.










Разработала:
Доржу Б.С.
учитель математики













СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-3" \h \z 1413LINK \l "_Toc92007175"14СОДЕРЖАНИЕ 13 PAGEREF _Toc92007175 \h 1421515
13LINK \l "_Toc92007176"14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc92007176 \h 1431515
13LINK \l "_Toc92007177"14ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 13 PAGEREF _Toc92007177 \h 1451515
13LINK \l "_Toc92007178"141.1. Интерес. Познавательная потребность 13 PAGEREF _Toc92007178 \h 1451515
13LINK \l "_Toc92007179"141.2. Познавательный интерес 13 PAGEREF _Toc92007179 \h 1461515
13LINK \l "_Toc92007180"141.3. Условия формирования познавательного интереса. Активизация познавательной деятельности учащихся. 13 PAGEREF _Toc92007180 \h 14121515
13LINK \l "_Toc92007181"14ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ. 13 PAGEREF _Toc92007181 \h 14141515
13LINK \l "_Toc92007182"142 1. Виды творческих развивающих заданий на уроках математики. 13 PAGEREF _Toc92007182 \h 14141515
13LINK \l "_Toc92007183"142. 2. Дидактическая игра, как вид творческого развивающего задания по математике 13 PAGEREF _Toc92007183 \h 14151515
13LINK \l "_Toc92007184"142.2.1. Структурные компоненты дидактической игры 13 PAGEREF _Toc92007184 \h 14.1515
13LINK \l "_Toc92007185"142.2.2. Основные функции дидактических игр 13 PAGEREF _Toc92007185 \h 14171515
13LINK \l "_Toc92007186"142. 2.3. Требования к проведению и организации дидактических игр. Условия проведения 13 PAGEREF _Toc92007186 \h 14181515
13LINK \l "_Toc92007187"142.2.4. Виды дидактических игр 13 PAGEREF _Toc92007187 \h 14191515
13LINK \l "_Toc92007188"14ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 13 PAGEREF _Toc92007188 \h 14.1515
13LINK \l "_Toc92007189"143.2. Приемы познавательных творческих заданий 13 PAGEREF _Toc92007189 \h 14.1515
13LINK \l "_Toc92007190"143.2.1. Приемы творческих развивающих заданий, связанные с условием задания. 13 PAGEREF _Toc92007190 \h 14.1515
13LINK \l "_Toc92007191"143. 2.2. Приемы творческих развивающих заданий на , связанные со структурой задания 13 PAGEREF _Toc92007191 \h 14.1515
13LINK \l "_Toc92007192"143.2.3. Приемы, связанные с различными соотношениями условия задачи, ее требованиями и ее решениями. 13 PAGEREF _Toc92007192 \h 14.1515
13LINK \l "_Toc92007193"143.2.4.Приемы творческих развивающих заданий, связанные с организацией и процессом решения задания 13 PAGEREF _Toc92007193 \h 14.1515
13LINK \l "_Toc92007194"14ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc92007194 \h 14221515
13LINK \l "_Toc92007195"14БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 13 PAGEREF _Toc92007195 \h 14231515
13LINK \l "_Toc92007196"14Приложение 1. 13 PAGEREF _Toc92007196 \h 14.1515
13LINK \l "_Toc92007197"14Приложение 2 13 PAGEREF _Toc92007197 \h 14.1515
13LINK \l "_Toc92007198"14Приложение 3. 13 PAGEREF _Toc92007198 \h 14.1515
15

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы
На настоящем этапе развития школьного образования перед педагогом стоит ряд проблем:
несформированность системы приемов логического мышления;
слабость вычислительных навыков;
отсутствие интереса к учебной деятельности
преобладание репродуктивных способов решения учебных задач.
Отражение данных проблем нашло место в Концепции модернизации Российского образования, в которых сформулированы приоритеты деятельности педагога, которые предположительно обеспечивают будущую успешность ученика и становление его как гражданина Отечества.
Но достижение социальной компетентности и качества образования своих учеников на уроках математики – процесс не простой.
На начало данного межаттестационного периода и реально в педагогической практике существует ряд проблем:
Каждый учитель ищет свои пути решения вышеперечисленных проблем, создает такие условия на уроках, чтобы ребенок усвоил не только программный минимум, но мог успешно развиваться дальше.
Одним из действенных средств развития интереса учащихся к математике являются творческие развивающие задания и дидактические игры, которые природосообразны ребенку на протяжении всего периода обучения в школе. По своей социально-психологической сущности игра является тем феноменом, который обеспечивает стойкий положительный эффект в обучении. Дидактическая игра и творческие познавательные задания способствуют формированию устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму, формированию психических новообразований, общеучебных умений и навыков. Формируют адекватное отношение к себе и окружающим.
Объект. Активизация познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в школе.
Предмет. Творческие развивающие задания как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках математики.
Целью исследования является изучение системы творческих развивающих заданий на уроках математики на протяжении всего процесса обучения ребёнка в школе.
Задачи.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть виды творческих развивающих заданий и дидактических игр. Провести их классификацию.
3. Проанализировать собственную педагогическую деятельность в части применения обучающих игр на уроках математики.
4. Доказать эффективность данной формы организации учебной деятельности учащихся для достижения качества образования.

ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
1.1. Интерес. Познавательная потребность
Интерес - мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться. Эмоциональный и волевой моменты интереса выступают специфично – как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей.
Явление «интерес» сложно и многопланово и требует особого подхода к исследованию, но все проблемы, связанные с изучением данного понятия, «не дают основания для разрыва целостного реального феномена, общая природа которого едина и находит проявление во всех сферах человеческой деятельности.
Источником активности личности является ее потребность. Различают естественные и культурные потребности. К последним относится познавательная потребность.
Познавательная потребность представляет собой предметно-функциональную потребность человека. С одной стороны, объектом этой потребности выступают знания, а с другой сам процесс познания.
Потребность, являясь источником активности личности конкретизируется и «опредмечивается» в мотивах. Мотивом учебной потребности является направленность на способы, результаты, на процесс совершенствования учебной деятельности
Придать деятельности необходимую направленность, сделать ее интересной для ребенка, означает:
Сделать действенным или создать определенный мотив.
Сделать значимыми соответствующие цели и это возможно лишь при условии изменения строения деятельности, изменение мотивов.
Каждый новый мотив определяет новую совокупность целей и их объектов. Задавая определенную мотивацию, учитель имеет возможность сделать объектами цели учащихся те, которые считает нужными на данном этапе.
1.2. Познавательный интерес
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым , более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания и так далее.
Содержанием познавательного интереса является деятельность по освоению определённого предмета, направленная на удовлетворение познавательных потребностей и опосредованная системой методов и форм организации учебного процесса.
Источники развития познавательного интереса в процессе обучения математике:
содержание уроков;
внеклассные занятия;
факультативы;
взаимосвязи форм обучения математике.
Источниками развития интереса рассматриваются знания и умения учащихся, методы обучения, формы организации учебной деятельности.
Проблемы развития у учащихся познавательного интереса к математике, которые остаются пока не только не исследованными или мало исследованными:
содержание математики и его влияние на развитие интереса рассматривается в каждой форме обучения изолированно.
исследованы лишь отдельные методы, направленные на развитие познавательного интереса, не рассмотрено их система на уроках, факультативах, во внеклассной работе.
Влияние форм организации учебной деятельности на развитие интереса к занятиям математикой рассмотрены лишь в отдельных аспектах.
Основной причиной такого состояния является, по мнению Кабардиной Л.П., то, что источники развития познавательного интереса в дидактике рассматриваются не в системе, а изолированно.
Объективную основу феномена «познавательный интерес» составляет содержание учебного предмета на уроках, факультативах и во внеклассной работе. Развитие интереса содержанием осуществляется с помощью стимулов. Под стимулом понимается объективный побудитель интереса.
По результатам исследований Кабардиной Л.П. система стимулов такова: новизна учебного материала, обновление уже усвоенных знаний, привлечение исторических сведений, связь с современными достижениями науки, практическая значимость знаний, межпредметные, внутрипредметные связи и занимательность содержания.
В системе обучения математике по развитию познавательных интересов важную роль играет разнообразие и оптимальное сочетание методов, так как уже сама новизна методов снижает утомляемость учащихся, повышает работоспособность; методы работы позволяют соотносить процесс обучения с особенностями деятельности учащихся; разнообразие методов обеспечивает воздействие на разные виды чувственного восприятия учащихся.
Методы, используемые для развития познавательного интареса:
подготовка сообщений учащимися;
защита решений задач;
решение задач заданного списка;
творческие работы;
обзоры математической литературы;
семинары;
математические изложения и сочинения;
дидактические игры и занимательные задания.
Формы организации учебной деятельности – основной источник феномена «Познавательный интерес»: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, коллективная, метод диалогических сочетаний, совместно- распределительная, личностно-ролевая.
Необходимые условия формирования познавательного интереса
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, - это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.
При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как учение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д.. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счет прежних приобретать новые.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие.
Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.
Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в свое время Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работает скорее, быстрее и продуктивней.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из нее вытекает и четвертое важное условие, обеспецивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом – благоприятное общение в учебном процессе.
Общие требования к уроку
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое.
Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание воображение и т.д.. Основная задача каждого учителя – не только научить ( в нашем случае – математика), а развить мышление ребенка средствами своего предмета.
Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Формирование познавательных интересов в обучении
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые познания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того, чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданное новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса- сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
1.3. Условия формирования познавательного интереса. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Познавательные действия являются первичными в процессе усвоения. Процесс усвоения, а также сами усвоенные знания носят вторичный характер и вне деятельности, вне системы действий теряют свою силу, как стимулы учения или конкретные цели, как орудия или инструменты познания.
В структуре познавательной деятельности выделяются общие действия, которые выполняются обучающимися при изучении любых дисциплин. Это планирование конкретных способов получения требуемого результата, мысленное выделение его параметров, контроль способов получения требуемого результата, контроль соответствия полученного результата требуемому, диагностика причин несоответствия (если оно имеется), обоснования принципа действия, выбор метода, прогнозирование вариантов действий, принятие решения, в том числе путем выбора рационального варианта действия, определение необходимой коррекции исходного плана. В ходе выполнения этих действий учащийся должен представить себе объект деятельности, конечную и промежуточную цели.
Использование в обучении общих действий является характерной чертой фундаментализации содержания, обусловленной тем, что в обучении, наряду с процессом усвоения, должен постоянно функционировать и целеноправленный процесс конструирования нового знания. Конструктивная же деятельность ученика начинается там, где он вступает в специфическое взаимодействие с ее элементами, знаниями о предметах и явлениях внешнего мира, как средствах познания. Эти взаимодействия входят в содержание поисковой познавательной деятельности с широким использованием интуиции и связаны с развитием познавательного интереса и потребностей в знаниях.
Не менее важное значение в обучении имеет и форма познавательной деятельности учащихся. с древнейших времен известны три формы: материальная, речевая и умственная.
Связи форм познавательной деятельности и их взаимовлияния предполагают организацию усвоения специфических методов, присущих каждой форме. Так, материализованная деятельность учащихся связана с работой, с физическими моделями: приборами, раздаточным дидактически материалом, с конструированием и разработкой технических объектов и процессов.
Среди объективных для ученика условий особую значимость имеет обучающая деятельность педагога, которая реализуется в конкретных аспектах. Именно учитель, используя восприимчивость учащихся, своеобразное видение и отражение окружающего мира, управляет учебно-воспитательным процессом и способен достичь положительных результатов в формировании у учащихся определенных качеств личности и стремления реализовать их на практике. Т.И. Шамова справедливо отмечает недостаточность внимания, уделяемого учителями организации активного восприятия и осмысления учащимися получаемых знаний.
В монографии Т.И. Шамовой выделены следующие условия активизации познавательной деятельности учащихся:
организация активной деятельности каждого ученика;
мотивация учения;
широкое применение наблюдений и жизненного опыта учащихся;
регулярная организация самостоятельной работы;
обучение школьников умению перерабатывать информацию;
обучение учащихся самоуправлению процессом учения и опора на принцип политехнизма;
использование информационно-поисковых методов преподавания, дидактических игр;
индивидуализация обучения.
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ.
2 1. Виды творческих развивающих заданий на уроках математики.
1). Занимательные вопросы, задачи, упражнения.
Развивающим творческим заданием назовем ту задачу, в которой содержатся элементы занимательности либо в форме подачи задания, либо в сюжете, либо в способе решения, либо в иллюстративном материале к задаче. Эти задания способствуют развитию творческого потенциала обучающихся формированию их личностных качеств. Все компоненты учебной задачи (ее подача, решение, анализ, ответ, выводы) могут быть иногда необычными для учащихся.
Под занимательностью на уроке понимаются те компоненты урока (способы подачи учебного материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, а иногда и с организацией обучения), которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.
В дидактике и методике математики уже выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся занимательности обучения.
Всю занимательность обучения, следуя К.Д.Ушинскому, принято делить на «внешнюю и внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительнее.
Все материалы познавательного характера обычно разбивают на три группы:
материалы, занимательные по форме;
материалы, занимательные по содержанию;
материалы, занимательные и по форме и по содержанию.
Основы занимательности используемой на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.
Однако рассматривать занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия их на мыслительную деятельность ученика нецелесообразно. Поэтому всю занимательность можно разбить так:
организационная занимательность;
информационная занимательность;
внеучебные задания занимательного характера;
учебные занимательные задания.
2.) Практические работы занимательного характера.
Под практической работой занимательного характера понимаем такую работу, при выполнении которой ученик попадает в необычную ситуацию, где необходимо проявить смекалку, чтобы выполнить поставленную задачу. В основном, выполнить эту работу надо необычным инструментом или вообще без инструмента. Причем практическая работа составлена так, что ее выполнение невозможно без хорошего знания учебного материала.

2. 2. Дидактическая игра, как вид творческого развивающего задания по математике
Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
В современной школе игровая деятельность используется в различных качествах, в частности: как самостоятельная технология освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; как урок или его часть (введение, объяснения, закрепления, контроль); как технология урочной работы (классной и внеклассной).
В современной практике обучения и воспитания используется огромное разнообразие игр. Педагогически грамотная формулировка цели позволяет выбрать наиболее эффективную игру в каждой из следующих возможных классификаций:
по дидактическим функциям (обучающие, контролирующие, обобщающие, воспитательные);
по формированию элементарных исследовательских умений (познавательные, развивающие, творческие);
по охвату учащихся (индивидуальные, групповые, коллективные);
по степени внешней активности (спокойные и подвижные);
по области деятельности (интеллектуальные, трудовые, социальные);
по характеру педагогического процесса (обучающие, развивающие, продуктивные, непродуктивные, диагностические, коммуникатичные);
по игровой методике (предметные, сюжетные, деловые);
по объему используемого материала (локальные, внутрисистемные, межсистемные);
по игровой среде (настольные, комнатные, на местности, с ТСО).
Перечень задач, которые следует решить учителю для успешного проведения дидактической игры:
Определение цели игры.
Установление количества играющих.
Разработка методических материалов и пособий, необходимых для данной игры.
Установление правил игры и организация знакомства с ними.
Выбор времени и места проведения игры.
Осуществление контроля за игрой и играющими.
При подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, приводят к желаемому результату.
2.2.2. Основные функции дидактических игр
Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:
функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адоптации ребенка к школьному режиму;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования собственно учебной деятельности;
- функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
- функция формирования умения самоконтроля и самопроверки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
2. 2.3. Требования к проведению и организации дидактических игр. Условия проведения
Требования.
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов соревнований должен быть открытым, ясным и справедливым.
Каждый ученик должен быть активным участником игры длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес к игре.
Если на уроке запланировано несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию игры должны чередоваться между собой.
Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.
В процессе игры учащиеся должны математически грамотно производить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.
Игру нужно закончить на данном уроке и получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Условия проведения
Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечивать поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давление, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания и доверия, и сопереживания.
2.2.4. Виды дидактических игр
1. В зависимости от того, какие материалы используются в дидактических играх, они делятся на предметные игры (лото, домино, и так далее), предметно-словесные и только словесные (как, например: «Число, следующее за данным», «Назови число, которое будет меньше названного»). Одним из современных игр для обучения (наряду с компьютерными играми, играми с механическими игрушками и другими) являются программированные дидактические игры. В них игровое действие протекает при использовании элементарной техники.
2.А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:
Игры-путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и так далее.
Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесное поручение.
Игры – предположения («что было бы »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления, последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей. Они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, доброжелательность, заинтересованность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержание, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал для проведения этого вида игр определяется темой и содержанием. Игра, в свою очередь, соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свёртывания игровых действий.
3. Дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер, например быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими. Исходя из этого можно выделить два вида игр:
игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания;
математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания.
Возможны и сочетания этих двух видов.
Возможность и целесообразность использования игровых ситуаций на уроках математики в процессе изучения и закрепления нового материала различны в зависимости от дидактических целей урока.
В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и, в отличие от математических игр, не требует дополнительного времени для разъяснения правил игры.
Для создания игровых ситуаций на уроках математики используются исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений, в математическом содержании которых находятся противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречия между необходимостью выполнить определенное задание и невозможностью осуществить его.










































Анализ результативности применения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Цели и задачи, поставленные в межаттестационный период, достигнуты полностью.
2) Изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме, по введению модели профильного обучения, по подготовке учащихся единому государственному экзамену.
3) Апробированы на практике различные виды творческих развивающих заданий, дидактических игр и их различные классификации, рассмотрены методические особенности использования творческих развивающих заданий на уроках математики.
4) Достигнуты результаты на уровне ученика:
Повысился уровень выполнения стандарта на 4 %
Качество образования возросло на 26%
По результатам итоговой аттестации уровню Госстандарта соответствует 100% учащихся
Качество образования составило 69%
5) достигнуты результаты на уровне учителя следующие приращения педагогической компетентности:
анализ
проектирование
исследование
приобрела навыки пользователя компьютера (т. е. повысила свою информационную культуру)
овладение функциями управленческой деятельности
6) Разработано практическое приложение: «Приемы творческих развивающих заданий на уроках математики»







БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко; Б.Г. Мещерякова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Пед-ка-Процесс, 1996г. – 440 с.: ил.
Кибардина Л.П. Формирование познавательного интереса учащихся на основе системного подхода к обучению в 4 – 8 классах (на материале методики) Автореферат дисс канд.пед.наук Ташкент 1987г. - 17 с.
Дидактические игры в процессе обучения математике /Методические рекомендации/. Урал.гос.пед.ун-т: Сост. Т.Л.Блинова Ек-рг 2000г. – 61с.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990г. – 96с.
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995г. – 222с.
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка. – М.: МИРОС, 1994. – 128с.: ил.
Свечников А.А., Сорокин П.И. Числа, фигуры, задачи во внеклассной работе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977. – 175с.
Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М., «Наука» 1970 – 159с.

Чилингирова Л. Спиридонова Б. Играя учимся математике: Пособие для учителя: перев. с болг. – М.: Просвещение, 1993 г – 191с.
Педагогика. Учебн. пособие для студентов пед. вузов и пед колледжей \ Под ред. П.Н. Пидкасистого – М.: Пед. общество России, 2001 – 600с.
Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении математики: Учебн. пособие \ Под ред. А.В. Силина; Свердловская пед. институт. Свердловск, 1988 г – 48 с.

 Психологический словарь\ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – 2-е изд, перераб. И доп. – М.: Пед-ка-Процесс, 1996 г. – 440 с.: ил.
 Кибардина Л.П. Формирование познавательного интереса учащихся на основе системного подхода к обучению в 4-8 классах (на материале методики) Автореферат дисс канд.пед.наук Ташкент 1987г. – 17с.
 Дидактические игры в процессе обучения математике\ Методические рекомендации\. Урал.гос.пед.ун-т: Сост. Т.Л. Блинова Ек-рг 2000г. – 61с.
 Кибардина Л.П. Формирование познавательного интереса учащихся на основе системного подхода к обучению в 4-8 классах (на материале методики) Автореферат дисс канд.пед.наук Ташкент 1987г. – 17с.
 Кибардина Л.П. Формирование познавательного интереса учащихся на основе системного подхода к обучению в 4-8 классах (на материале методики) Автореферат дисс канд.пед.наук Ташкент 1987г. – 17с.
 Стр 160-161. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей\ Под ред. П.Н. Пидкасимого – М.: Пед. общество России, 2001 г – 640с.
 Стр 4-5. Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении математики: Учеб. пособие\ Под ред. А.В.Силина; Свердл. Пед. ин-т. Св-к 1988г – 48с.
 Стр 6-7. Дидактические игры в процессе обучения математике \ Методические рекомендации \ Урал. гос. пед. ун-т: Сост. Т.Л. Блинова Ек-рг 2000г. – 61 с.
 Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990г. – 222с.
 Чилингирова Л. Спиридонова Б. Играя учимся математике: Пособие для учителя: перев. С болг. – М.: Просвещение, 1993 г. – 191 с.
 Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995 г. – 222 с.











Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315