Конспект открытого урока по физике на тему Объяснение электрических явлений (8 класс)
МОУ «Кожлаерская основная общеобразовательная школа
им. П.С. Тойдемара»
Конструкт урока
«Объяснение электрических явлений»
(физика, 8 класс)
Выполнила: Иванова Алена Валерьевна
Учитель физики, МОУ «Кожлаеркая ООШ
им. П.С. Тойдемара»
д. Верхний Кожлаер
2016г
Объяснение электризации тел.
Цели урока:
Обучающие: выяснить причину электризации тел, оценить пользу и вред электризации, повторить пройденный материал, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Развивающие: развивать способности обучающихся анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы. Развивать абстрактное и логическое мышление обучающихся. Развитие практических умений;
Воспитывающие: воспитывать умение доказывать, отстаивать свою точку зрения. Воспитывать инициативу, творческий подход к изучению предмета, исследовательские качества личности. Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.
Тип урока: повторение, закрепление и обобщение полученных знаний.
Технологии: групповая работа, составление кластера, синквейн, работа с текстом.
План урока:
Организационный момент (1 минуты)
Целевая установка (3 минуты)
Актуализация знаний (5 минут)
Изучение нового материала (15 минут)
Физ-минутка (2 минуты)
Закрепление (10 минут)
Рефлексия (5 минут)
Д/з (2 минуты)
Эпиграф к уроку:
«Важно не количество знаний,
а качество их. Можно знать очень
многое, не зная самого нужного».
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд 1
Молния- это яркий и грандиозный пример электризации в природе, которая одновременно завораживает и пугает.
Многие ученый старались объяснить подобные явления.
Слайд 2
Уильям Гильберт врач английской королевы Елизаветы в 1600 году установил, что многие вещества электризуются при трении и притягивают к себе мелкие тела.
Немецкий ученый Отто Герике в 1650 году построил первую электрическую машину и описал опыты по электризации, которые не смог объяснить.
Английский ученый Стефан Грей в 1729 году открыл существование проводников и непроводников.
Французский ученый Шарль Дюфе в 1733 году рассмотрел взаимодействие заряженных тел и объяснил наблюдаемые явления тем, что существуют два рода зарядов электричества «стеклянные» и «смоляные».
Американский физик Бенджамин Франклин в 1778 году ввел понятия двух родов электричества «положительный» и «отрицательный» заряды.
Ученым потребовалось сотни лет для того, чтобы открыть и обосновать явление электризации.
Слайд 3
И тема сегодняшнего нашего урока «Объяснение электрических явлений». Как вы думаете, какова задача нашего сегодняшнего урока?
Задачи урока: обобщить знания об электризации и должны научиться объяснять причину электризации тел.
Актуализация знаний
Слайд 4
Для того, чтобы систематизировать уже имеющиеся знания и поставить перед собой вопросы, мы прочитаем ключевые слова к уроку, какие ассоциации они у вас вызвали?
Ключевые слова: электризация, заряды (положительный и отрицательный), взаимодействие, электроскоп, электрометр, проводники, диэлектрики, заряд, электрическое поле, электрическая сила, электрон, ион, протон, нейтрон.
Составьте, пожалуйста, кластер к слову «Заряд». По два человека работа в группе.
При выполнении данной работы учащиеся делятся на группы по 2 человека. Они выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.
Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока.
Данный педагогический метод я использую, чтобы пробудить у учащихся интерес к теме занятия. Этот прием развивает умение строить ответы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.
Молодцы, хорошо поработали. Отмечаю тех, кто больше всего и правильно отвечал. В оценочных листах главный по группе отмечает отвечающих.
Изучение нового материала
Открываем учебники и читаем текст на стр 70. Поработаем с текстом с помощью приёма, который называется «инсерт». По ходу прочтения делаем заметки на полях текста. После прочтения делаем вывод.
Слайд 5
Инсерт (работа с текстом)
Прочитайте текст
“V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“– “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
“?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таким образом, в процессе чтения текста Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.
Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе.
Слайд 6
Все тела состоят из атомов. Число электронов = числу протонов.
Сумма всех отрицательных зарядов в теле = по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда. Оно электрически нейтрально.
Тело заряжено отрицательно, если оно обладает избыточным числом электронов.
Тело заряжено положительно, если у него недостаток электронов.
Вопросы к тексту:
- Сформулировать закон сохранения заряда.
- Почему тело не имеет заряда.
- Когда тело считается заряженным (+,-)
- Откуда берутся заряды
Слайд 7
Вывод : Сумма всех отрицательных зарядов в теле = по абсолютному значению сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда. Оно электрически нейтрально.
- почему переходят именно отрицательные заряды?
Ответ: Т. к. силы взаимодействия в ядрах значительно сильнее, чем между ядром и электронами, поэтому электроны легче оторвать.
Подведём итог и проверим, что вы запомнили, прочитав текст. Ответить на вопросы:
Слайды 8-12 на слайдах вопросы
Хорошо, отмечаю наиболее активных участников, в оценочном листе главный по группе отмечает ответы.
Проведём эксперимент и ответим на вопрос: « Что произойдёт, если я соединю наэлектризованный электроскоп с ненаэлектризованным?» Выдвигаем гипотезы, говорим, что наблюдали, отвечаем, почему так происходит.
Слайд 13
Исследование «Мозговой штурм».
Демонстрационный эксперимент.
Беру два одинаковых электроскопа. Один наэлектризую стеклянной палочкой. Соединяю наэлектризованный электроскоп с не наэлектризованным электроскопом проводником. Что произойдет?
Ответ: свободные электроны стержня окажутся в электрическом поле и придут в движение к незаряженному электроскопу, и он зарядится отрицательно.
Вывод: наша гипотеза подтвердилась.
Выдвигаем следующую гипотезу: « Что произойдёт с гильзой?»
Демонстрационный эксперимент.
Притяжение незаряженной гильзы. Почему притягивается к заряженной палочке гильза, которую мы не наэлектризовали.
Ответ: Свободные электроны в гильзе придут в движение под действием сил поля. Произойдёт перераспределение заряда на гильзе.
Вывод: подтверждение или не подтверждение гипотезы.
Хорошо, отмечаю наиболее активных участников, в оценочном листе главный по группе отмечает ответы.
Молодцы, хорошо поработали, а теперь немного отдохнём
Слайд 14 Физкульт минутка.
Задания на координацию движений и психологическую разгрузку.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
Закрепление.
Рассмотрим, где встречается электризация в природе и в быту.
Электризация в природе и в жизни.
Слайды 15- 18
Работа с кейсами в группах по плану:
I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.
II. Ответьте на вопросы после кейса.
1 группа.
Кейс: Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
Вопросы к кейсу:
- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?
- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?
- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?
2 группа.
Кейс: Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.
Вопросы к кейсу:
- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?
- Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?
3 группа.
Кейс. Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.
Вопросы к кейсу:
- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
- Прав ли был механик автоколонны?
- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?
4 группа
Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозапраки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.
Вопросы к кейсу:
- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?
- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?
- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?
Анализ кейсов.
5. Рефлексия.
Составление синквейнов.
Слайд 19
Ребята, сегодня на уроке мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, работали с кейсами, работали с литературой, проводили эксперименты. Надеюсь, урок вам понравился, и вы узнали много нового. Закрепив изученный материал дома, вы станете немножко умнее. А сейчас давайте подведём итог урока. Выскажите свои мнения с помощью синквейнов.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например:
1. Электризация.
2. Отрицательные и положительные заряды.
3. Отталкиваются, притягиваются, взаимодействуют.
4. Не забывай об электризации.
5. Осторожно!
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Слайд 20
Д/з 1) прочитать параграф 31
2) Опишите явление электризации в следующих случаях:
покраска металлических поверхностей с помощью краскопульта
Очистка дыма в котельной от частиц сажи
Цепь у бензовоза
Громоотвод
15