ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.
«Услышал – забыл, увидел запомнил»
Английская пословица
Английская пословица гласит «Услышал – забыл, увидел - запомнил». При устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и перерабатывает до 1000 условных единиц информации; а при «подключении» органов зрения до 100000 таких единиц. У учащихся начальной школы лучше развито непроизвольное внимание. Которое становится особенно концентрированным, когда им интересен учебный материал, особенно если он сопровождается наглядностью, яркостью и вызывает у учащихся положительные эмоции.
Одним из важнейших стратегических направлений российского образования является внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий. В педагогике существует большое количество различных технологий, но одной их ключевых является именно ИКТ.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту для начального образования, системно - деятельностный подход предполагает воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям информационного общества и инновационной экономике.
Актуальность проблемы использования ИКТ в обучении иностранным языкам (английского языка) на сегодняшний день очевидна. Прежде всего ИКТ стимулирует мотивацию к изучению учебного материала, развивает познавательный интерес учащихся к предмету и их творческую активность. Использование ИКТ позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Они стимулируют развитие мыслительной и творческой активности учащихся, увлечение предметом, создание наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения и обеспечивает эффективность усвоения материала на уроке английского языка.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Еще в 20 столетии появились мысли о том, чтобы внедрять в процесс обучения различные технические средства с целью повышения эффективности усвоения учащимися изучаемого материала. В 1926 году появилась машина Сиднея, которая помогла определить , что использование данной машины обеспечивает немедленную обратную связь с каждым учащимся, то есть в данном случае речь идет об индивидуальном подходе в обучении.
Информационно-коммуникативные технологии – это не только новые технические средства, но новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания. В «Словаре методических терминов» (авторы Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин) дано следующее определение: информационные технологии – «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютера.»
В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам написано: « Основное значение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции.» Общение – это сложный многогранный процесс, который может выступать как отношение людей друг к другу и процесс их взаимодействия друг на друга. Формирование коммуникативной компетенции происходит в формировании всех ее составляющих:
Речевой компетенции – совершенствование всех видов речевой деятельности (говорение, письмо, чтение, аудирование);
Языковой компетенции – фонетика, лексика, грамматика;
Социокультурной компетенции – знания и культуре родной страны и страны изучаемого языка;
Учебно-познавательной компетенции – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком.
Использование информационно-коммуникативных технологий в значительной степени способствует формированию коммуникативной компетенции и всех ее составляющих. В наше время не целесообразно знакомить учащихся с учебным материалом используя только классно-урочную систему и учебные пособия на печатной основе. Сегодня учителю необходимо «идти в ногу со временем» и уметь пользоваться всеми необходимыми информационными технологиями.
В наше время существует разнообразие информационных технологий, которые могут быть использованы на уроке: компьютер (для просмотра и прослушивания), презентации Power Point (для демонстрации слайдов, как наглядный материал) и интерактивная доска со множеством функций и возможностей) – все это используется для формирования коммуникативной компетенции.
Сейчас я хочу продемонстрировать некоторые приемы использования ИКТ, которые я использую на уроках.
Внедрение ИКТ в учебный процесс предусматривает следующие факторы эффективности:
Создание благоприятных условий и возможностей для усвоения и овладения учебным материалом;
Усиление мотивации;
Индивидуальный подход;
Дифференциация обучения;
Пополнение словарного запаса.
В заключении хочется подчеркнуть, что внедрение ИКТ в учебный процесс не исключает использование традиционных методов, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. Использование ИКТ позволяет не только значительно повысить эффективность обучения, но и стимулировать к изучению языка. Мотивация учащихся значительно повышается – учащиеся принимают активное участие в предметных олимпиадах, в конкурсах, предполагающих знание английского языка.