РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО


РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО
Успенская Светлана Маратовна
методист начальных классов
ИМЦ Калининского района
Санкт-Петербурга
В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов.
Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у обучающихся знания и умения, но и развивать личность ребенка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся.
Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.
Особую роль играет проектно-исследовательская деятельность. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и школьников.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня школа должна стать первым опытом ребенка в образовательной системе – местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребенка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества обучающихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.
Кратко можно сформулировать так: от ученика, вовлеченного в деятельность, – к человеку умеющему. Такая формулировка, включает в себя и процесс, т.е. деятельность, в которую вовлекаются ученики, в нашем случае это проектная деятельность, и тот результат, к которому мы стремимся при компетентностном подходе – человек умеющий.
Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть еще и раньше. Специфика воспитания та- кой личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико - ориентированные, проблемные, рефлексивные.
Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:
 развить у обучающихся самостоятельность и ответственность;
 сформировать умение отстаивать свои права;
 развить способность к созидательной деятельности;
 воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Поэтому нашей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Задачи:
 изучить теоретические основы компетентностного подхода в образовании; технологии проектов;
 изучить практический опыт по реализации компетентностного под- хода, технологии проектов педагогической деятельности;
 изучить образовательные стандарты и предметные программы пер- вой ступени образования, определить возможности использования техноло- гии проектов в начальных классах;
 внедрить метод проектов в педагогическую практику.
Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Следовательно, одним из современных педагогических средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Этот метод в полной мере реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.
Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод проектов построен на принципах проблемного обучения.
Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно:
1-й этап. Изучение программы, выявление возможностей использования технологии.
Свойством технологии, в том числе и проектной, является ее воспроизводимость, т.е. возможности применения на разных учебных предметах.
2-й этап. Апробация и внедрение.
С чего мы начинаем проект? Назовем несколько принципиальных положений, которых придерживаемся. Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации обучающихся стараемся задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Для этого рассказываю сказку, притчу, организуем просмотр видеосюжета и др. Затем тщательно разрабатываются этапы проведения и, наконец, описывается, какой же должен быть результат. Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно! Так, в результате проекта «Смоленск – моя малая Родина», нами были выполнены рисунки, написаны сочинения и запланировано обязательно посетить достопримечательности нашего города.
К работе над проектом часто привлекаем родителей. Мамы и папы иногда становятся полноправными участниками проекта.
Но нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда обучающиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определенные сложности. Поэтому проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.
Сегодня практически во всех заслуживающих внимания публикациях об образовании и нормативных документах обсуждаются такие новации, как деятельностный характер организации образования, компетентностный подход, наконец, проектная деятельность школьников. Поиск в Интернете показывает, что нет ни одного школьного сайта, где не упоминалась бы проектная деятельность школьников. То же касается и вузовских сайтов, не говоря уже о бизнес-образовании и тренингах. В Концепции модернизации общего образования до 2010 г. написано: «Базовое звено образования — общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. » Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.— М., 2002.— С. 10.
Целостная система универсальных (или общеучебных) знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование. Интуитивно все, кто сегодня связан с образованием, понимают, что проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно. В то же время, что это за деятельность, деятельность ли это, что ее мотивирует, кто ее субъект, к каким результатам она приводит, как измерить этот результат, интересует нас сегодня.
Подробнее познакомиться с возможными решениями этих вопросов вам помогу следующие издания:
Проектные задачи в начальной школе (серия ФГОС)
Проектная деятельность школьников (серия работаем по новым стандартам)
И наконец, закончить свое выступление я хочу словами написанными подростком. Вот что написала девочка (Дуня Б.14 лет).«Я хотела бы понять... Понять — значит сделать внятным, прозрачным, объяснимым. Но мы, изучая мир по школьным учебникам, зачастую так и не приближаемся к его пониманию. Точнее, у нас возникают иллюзии понимания, но очень скоро эти иллюзии опровергаются собственным жизненным опытом. И тогда видишь, что понимание не может прийти извне, а может быть только твоим собственным.Понимание нельзя выучить или усвоить — его можно только выстрадать. И начинается путь понимания только со своих собственных вопросов, со своих собственных нестыковок с миром и с собой».
Эти слова актуальны и для нас с вами и в отношениях с детьми, которых мы учим и в отношении нас самих учителей. Нам надо понять и принять, то что мы делаем; особенности наших детей; ФГОС; уместность и своевременность применяемых технологий; и др. Нам станет легче формировать у детей различные компетенции, в том числе и проектные.