«Использование пальчикового театра в работе логопеда.


МКДОУ ЦРР детский сад № 5
Мандрыкина Светлана Васильевна, учитель – логопед.
Тема статьи:
«Использование пальчикового театра в работе логопеда».
Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Как известно нарушение речи у ребёнка является следствием отягощённой наследственности, патологических или травматических процессов в организме матери и плода в период беременности, родов, на ранней стадии развития ребёнка. Принимая во внимание, что у детей с патологией речи страдает не только воспроизведение, т. е. активная речь, но и восприятие услышанного – пассивная речь, нужно учитывать отсутствие понимания инструкции, правил игры, взаимодействия.  Страдает восприятие не только лексическое, но и восприятие формы слова и фразы. В силу нарушения восприятия   детям с патологией речи трудно понять и выполнить инструкцию, связанную с формированием движения рук, движения в игре, в танце, в построении, учесть и точно исполнить все двигательные требования данного момента.  Это проявляется не только на логопедических занятиях, но и при освоении всех видов деятельности с родителями, воспитателями, при формировании навыков движений под музыку и т. д.
В коррекционной работе занятия по формированию общей и мелкой моторики занимают особое место. У детей с патологией речи эти упражнения обязательно сопровождаются стихами или словесными задачами. Для развития мелкой моторики есть очень успешные методики, как одна из них, хороша для детей пальчиковая гимнастика. Все упражнения по пальчиковой гимнастике могут сопровождаться произношением, заучиванием стихотворений. Таким образом, развиваем мелкую моторику и обогащаем ребенка знаниями. Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи. На логопедических занятиях рекомендуется использовать самые разнообразные приёмы, развивающие тонкую моторику.
В своей работе я активно использую пальчиковый театр. На мой взгляд, пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.
На своих занятиях я использую пальчиковый театр с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в предложениях, стихотворных текстах. Применяю театр пальчиков на занятиях по коррекции дисграфии и дислексии, учитывая, что у детей с нарушениями чтения и письма длительное время сохраняется игровая мотивация. Для театральных постановок я отбираю доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет в наших пьесах 3-7 минут. В качестве текстов для пьес я использую народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи.
Большинство наших пьес имеют стихотворную форму как наиболее благоприятную для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо – ритмической организации высказывания, языкового чувства.
Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использоваться изолированные движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки». Этот принцип я использую в работе над постановкой наших мини – пьес для пальчикового театра.
В нашем театре существуют следующие разновидности:
1. Театр пальчиков.
2. Перчаточный театр.
3. Театр «топотушек».
4. Теневой театр.
5. Напольный театр.
6. Кистевой театр.
7. Театр марионеток.
Прежде чем приступить непосредственно к постановке пьесы, я читаю её вместе с детьми, затем мы обсуждаем сюжетные линии, поступки героев пьесы, определяем актёров, изготовляем декорации. Важное место в подготовительной работе отводится тренировке основного механизма нашего театра – пальцев. Непосредственно перед спектаклем такая тренировка (2-3 минуты) становится разогревом пальцев.
В качестве тренировок могут быть некоторые упражнения с куклой: надевание куклы на руку, на палец, повороты куклы вправо, влево, покачивания куклой из стороны в сторону, поклоны. Важно удерживать куклу таким образом, чтобы она смотрела на зрителя или на другую куклу.
В ходе таких постановок познавательная активность воспитанников и речь естественным образом стимулируются благодаря эмоционально ярким сказочным образам. При «вхождении в роль» в полной мере реализуются возможности их подражательной деятельности. В ходе игр с пальчиками воспитываются гуманные чувства, они учатся различать добро и зло, справедливость и несправедливость, искренность и лицемерие, другие проявления человеческого поведения в доступных для их понимания ситуациях. Опыт показывает, что разработанные инсценировки на основе сюжетов детских сказок, потешек и стихов с использованием пальчикового театра особенно эффективны при закреплении навыков детей, полученных ими на занятиях логопеда и воспитателя.
Таким образом,  пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением положительно влияет на развитие речевых зон головного мозга, способствует подготовке руки к письму, развитию внимания и памяти, которые необходимы для успешного преодоления дефектов речи и дальнейшего обучения в школе.