Проектная деятельность, как условие развития ууд у младших школьников
Кошечкина Н.Л.
Проектная деятельность учащихся как средство социальной
адаптации личности (из опыта работы)
Переход к личностно-ориентированному обучению предъявляет свои требования к организации учебного процесса. Проектная технология наиболее полно реализует поставленные цели личностно-ориентированного обучения. Работа над проектом помогает каждому ученику самореализоваться, проявить свои способности, увлечь товарищей своей идеей.
Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия максимально приближенные к реальным.
При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентность.
Под проектом подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий по разрешению значимой для школьника проблемы; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых ребенок ставит и решает собственные проблемы.
Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии.
Постоянно овладевая ключевыми компетенциями, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдая и проводя опыты с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературы. А самое главное, проектная деятельность способствует социальной адаптации детей.
Задачи, которые ставлю при обучении школьников проектной деятельности:
1) формировать и развивать творческие способности учащихся;
2) развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решения;
3) создавать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
4) способствовать формированию индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
5) развивать у ребенка коммуникативные навыки ит.д.
В результате совместной деятельности педагога и ученика оба находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом.
Роль учителя:
1) консультирует;
2) мотивирует;
3) фасилитирует;
4) наблюдает.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
1) выбирает,
2) выстраивает систему взаимоотношений с людьми,
3) оценивает.
Важным результатом такой совместной работы является выработка специфических методологических умений школьника. Когда ученик создал проект, защитил его, он научился:
- оформлять работу, создавать презентации;
- планировать работу;
- письменно, устно представлять результаты своей работы;
- защищать и отстаивать свою точку зрения;
- отвечать за результаты своей работы и т.д.
Таким образом, проектная деятельность, как никакая другая учебная деятельность, помогает мне сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем не зависимо от выбора профессии.
Педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой:
-114300518160Основан на принципе индивидуально сконцентрированного обучения
00Основан на принципе индивидуально сконцентрированного обучения
4343400857885Построен на принципах проблемного обучения
00Построен на принципах проблемного обучения
274320089725500217170067310Реализует деятельностный подход в обучении
00Реализует деятельностный подход в обучении
3771900176530001257300176530001257300730250
Педагогические возможности проектного метода
00
Педагогические возможности проектного метода
656082012573000
4419600151765Способствует развитию внутренней мотивации к учению
00Способствует развитию внутренней мотивации к учению
19050942975Способствует развитию конструктивного критического мышления школьников
00Способствует развитию конструктивного критического мышления школьников
1047750323850004025265139700032004005200650022383751488440Обеспечивает формирования основных компетенций учащихся, т.е. умений:
-проблематизации;
-целеполагания;
-планирования деятельности;
-самоанализа и рефлексии;
- сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования;
-самостоятельного поиска, хранения и практического применения необходимой информации (в т.ч. с использованием электронных носителей);
-презентации хода самостоятельной деятельности
и её результатов;
-коммуникативности и толерантности.
00Обеспечивает формирования основных компетенций учащихся, т.е. умений:
-проблематизации;
-целеполагания;
-планирования деятельности;
-самоанализа и рефлексии;
- сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования;
-самостоятельного поиска, хранения и практического применения необходимой информации (в т.ч. с использованием электронных носителей);
-презентации хода самостоятельной деятельности
и её результатов;
-коммуникативности и толерантности.
Одной из серьезных проблем является выбор темы, как для учителя, так и для ученика. Дело в том, что проектная деятельность многозначна и может осуществляться с разными целями.
Например, она может быть направлена на развитие способностей каждого учащегося класса, независимо от его интереса к биологии. Так, предлагаю всем проблемные задачи по предмету, хотя некоторые учащиеся не интересуются биологией. Данная исследовательская деятельность приносит им определенную пользу. Другой пример, когда тема работы- это предмет активного интереса учащегося, и его привлекает и объект изучения, и собственное наблюдение и исследование.
Большое внимание при использовании метода уделяю проектам с использованием регионального компонента. Реализация проектов с РК позволяет учащимся познакомиться с особенностями природы родного края, учит их видеть красоту Урала, выявлять экологические проблемы, наблюдая из года в год за изменениями, происходящими в окружающей среде.
Свои проекты ученики представляют на уроках биологии, творческих зачетах, школьных и городских научно- практических конференциях.
Так, проект «Лекарственные растения Челябинской области» содержит информацию о 30 видах лекарственных растений, произрастающих в нашей области, рассказы травников и их лучшие рецепты долголетия, легенды о лекарственных травах, а также рецепты народной медицины. В результате работы над проектом школьники выяснили, что источником информации может быть те только Интернет и книги, но и люди, которые живут рядом с ними. Данный проект предлагаю шестиклассникам.
Семиклассники выполняют проекты: «Животные Урала», «Картотека животных».
Ребята всегда активно включаются в работу. Мне отводиться роль координатора, помогаю советами и направляю работу групп. При оформлении своих книг школьники отрабатывают навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц.
В 8 классе наиболее интересны проекты, касающиеся здоровья человека. Школьниками гимназии разработан проект « Сегодня в моде здоровый образ жизни» ( Приложение 1).
Проектная деятельность широко представлена в старшей школе. В современном курсе биологии сложилось так, что общие закономерности изучают в 9 классе, а затем углубляются в 10, 11 классах. Основной материал знаком, и в начале года предлагаю ребятам информационные проекты по темам курса.
10 класс:
1. История развития биологии и методы исследования в биологии.
2. Цитология наука о клетке.
3. Неорганические вещества в клетке.
4. Органические вещества в клетке.
5. Органоиды в клетке.
6. Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты.
7. Энергетический обмен в клетке.
8. Пластический обмен в клетке.
9. Формы размножения в клетке.
10. Онтогенез.
11. История развития генетики и ее методы.
12. Изменчивость.
13. Методы исследования генетики человека.
14. Наследственные болезни.
11 класс:
1. Эволюционное учение.
2. Основные методы селекции.
3. Биотехнология.
4. Гипотезы о происхождении человека.
5. Антропогенез.
6. Расы, расоведение.
7. Основы экологии.
С проектной деятельностью учащиеся к этому времени хорошо знакомы и четко понимают, что от них требуется. В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнят от 1 до 3 человек. Получается, что за год каждый ученик примет участие в проекте. Ребята с интересом относятся к работе: внимательно слушают и конспектируют выступления, задают вопросы выступающим, критично оценивают работу и выступление, зная, что завтра на этом месте выступать им.
Отчет по выполнению проекта сопровождается презентацией. Готовые презентации по биологии могут быть предложены учителем в качестве наглядного пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний.
В ходе работы возникла необходимость создания технологической карты, где отражается деятельность учителя и ученика на каждом этапе.
Этапы работы над учебным проектомЭтапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Погружение в проект Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников
Выбор рабочей группы Обсуждают (или предлагают) тему, цели и задачи проекта.
Вживаются в ситуацию.
Выдвигают (с подачи учителя) проблемы («мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением).
Уточняют информацию. Мотивирует учащихся.
Формулирует и объясняет цели и задачи проекта.
Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематика, подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта.
Наблюдает.
2. Организация деятельности Анализ проблемы.
Определение источников необходимой информации.
Выбор методов исследования.
Распределение ролей в группе.
Определение критериев оценки результатов работы над проектом.
Выбор формы презентации проекта.
Планирование работы по решению задач проекта по группам. Уточняют информацию.
Формируют состав группы и распределяют роли в группах.
Осуществляют планирование работы в группах.
Выбирают форму презентации результатов.
Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом.
Консультируются с учителем.
Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах.
При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д.
Консультирует учащихся (по их просьбе).
Наблюдает.
3.Осуществление деятельности Выполнение проекта. Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы).
«Добывают» недостающие знания.
Консультируются с учителем.
Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т.д.)
Оформляют проект.
Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе. Консультирует учащихся по необходимости.
Ненавязчиво контролирует деятельность школьников.
Наблюдает.
Проектная деятельность повышает успеваемость учащихся. Экспериментальная работа по данной теме проводилась в параллели 8 классов. Был определен контрольный класс 8 Б и экспериментальный 8 в класс. Дети изучали тему « Кровь и кровеносная система» разными способами. В 8 Б классе уроки по данной теме проводились с доминирующей ролью учителя, в 8 В классе было предложено задание по созданию проектов. По окончанию изучения темы проведен контрольный срез, целью которого было выявить уровень усвоения знаний учащихся по теме. Результаты исследования и наблюдения показали, что абсолютная и качественная успеваемость учащихся 8в (100%/63%) значительно выше, чем у учащихся 8 б класса (97%/35%) (Приложение 2,3).
Таким образом, использование метода проектов позволяет сделать следующие выводы:
1. Проектная деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
2. Отмечаются повышения интереса к предмету.
3. Проектная деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ ( практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.